Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная динамика развития человека в процессе образования




Образованный человек — это не только знающий и умеющий человек в основ­ных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н.Г. Чернышев­ский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции миро­вого образовательного пространства формируется единое понимание образо­ванного человека для всех стран и континентов.

Возраст­ное развитие человека — это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психиче­ских новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возрастного периода к другому может быть резкой, критической и медленной, постепенной. Развитие личности — это скачкообразная по характеру последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий.

Э. Эриксон выделил 8 стадий, определяя целостный жизненный путь разви­тия человека: младенческий возраст (с момента рождения до одного года), ран­ний возраст (1 3 года), дошкольный возраст (3 6, 7 лет), подростковый возраст (7 12 лет), юность (13 18 лет), ранняя зрелость (третье десятилетие), средний возраст (четвертое и пятое десятилетия жизни), поздняя зрелость (после шесто­го десятка лет жизни).

Каждый возраст, или период развития человека, характеризуется следующи­ми показателями (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин):

• определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в данный период;

• основным или ведущим видом деятельности;

• основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Во всем мире учащихся называют в соответствии с характером той образовательной системы, в которой они обучаются и воспитываются — это прежде всего школьники и студенты. Более подробные обозначения проводят внутри этих наименований в соответствии с возрастом и ступенью обучения.

Школьный возраст включает периоды младшего школьного возраста, подросткового и юношеского.

Младший школьник. Данный возраст характеризуется готовностью к школь­ному обучению. В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэто­му ее организация несет в себе большие возможности для развития школьника. Особенно большое значение имеют широкие социальные мотивы в процессе обучения — долга, ответственности перед старшими (родителями, членами се­мьи, учителем). Познавательный интерес у большинства детей этого возраста даже к концу обучения в начальных классах остается на низком или средненизком уровне, хотя именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности в начале обучения. Большое место в мотивации занимают узколичные мотивы — мотивация благополучия, престижа, успеха. Часто преобладает мотивация избе­гания наказания, проявляющаяся примерно у 20% учащихся класса российских школ. Это придает отрицательную окраску учебной деятельности. Умственное развитие в этот период проходит через следующие стадии:

• усвоение действий по образцу, эталону;

• формирование системы действий в рамках заданной модели;

• переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

В этот период развивается речь, мышление и способности восприятия. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Наиболее продуктивна деятельность в парах (диадах) и в режиме сотрудничества партне­ров. Межличностные отношения в этом возрасте строятся в основном на эмоци­ональной основе. Навыки межличностного общения развиты сла­бо.

Основные новообразования данного возраста — произвольность памяти и внимания, внутренний план действий, рефлексия своей учебы, осознание себя как субъекта учения, появление новой жизненной позиции — позиции школь­ника.

Подросток. Подростковый возраст — переход от детства к взрослости, сопровождающийся появлением нового психического новообразования — чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего. Этот процесс сопровождается рядом отрицательных проявлений, например протестующий характер поведения по отношению к взрослым. Но одновременно налицо и рост самостоятельности, более разнооб­разные и содержательные отношения с детьми и взрослыми, значительно рас­ширяется сфера деятельности подростка, он стремится к многообразию обще­ния со сверстниками. У него формируются коммуникативные умения, созна­тельное отношение к себе как к члену общества.

Для этого возраста важен отход от прямого копирования оценок и мнений взрослых к самооценке — у подростка появляется желание к самопознанию че­рез сравнение себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Особое зна­чение приобретает общение, через которое он активно осваивает нормы и стили поведения, критерии оценки себя и других людей. Важно для подростка и ин­тимно-личное общение со сверстниками, а особенно с представителями проти­воположного пола. Главной ценностью становится система отношений со свер­стниками, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому “идеа­лу”. Для подростка характерна общественная активность и стремление найти себя в себе и других, найти верного друга, избежать изоляции в классе, опреде­лить свое место в классном коллективе, переоценка своих возможностей, пре­небрежение запретами взрослых, тенденция предаваться мечтаниям, требова­тельность к соответствию слова и дела, отсутствие адаптации к неудачам. Про­блема авторитета взрослого у подростка снижается. Наблюдается желание за­нять в классе более высокое положение либо через повышение своей успеваемости, либо за счет проявления других качеств — физической силы и более быст­рого роста по сравнению с другими, остроумностью и др. Подростки-акселера­ты, в отличие от поздно созревающих подростков, увереннее чувствуют себя со сверстниками и обладают более благоприятным образом “Я”. Раннее физиче­ское развитие, давая им преимущества в росте и половом развитии, способству­ет повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

“Подростковый комплекс” — резко выраженные психологические особеннос­ти подросткового возраста. Он включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин и др. Для подростка харак­терна категоричность высказываний и суждений, сентиментальность порой че­редуется с поразительной черствостью и даже жестокостью, болезненная застен­чивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью и бравадой этим, борьба с авторитетами — с обоже­ствлением кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием и пр. Как правило, подростки эгоистичны и в то же время как ни в какой другой последующий период своей жизни способны на преданность и самопожертвова­ние. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они могут быть неимоверно ранимы. Их настроение колеблется меж­ду сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

Реакция эмансипации — специфическая подростковая поведенческая реак­ция. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, по­кровительства старших и связана с борьбой за самостоятельность, за самоутвер­ждение личности. Большая часть подростков во всех странах Европы и США (70%) имеют проблемы и конфликты с родителями. Четко проявляется непри­ятие оценок взрослых независимо от их правоты. В результате налицо ярко выраженная тяга к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, появление неформальных групп и компаний. Здесь могут прояв­ляться агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр.

У подростка возникает повышенный интерес к своей внешности, желание от­вечать нормам, принятым в его референтной среде. Ему также хочется понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Начина­ет устанавливаться круг интересов, появляется любознательность к вопросам морали, религии, мировоззрения, эстетики. Подростковый возраст — самый уязвимый для возникновения разнообраз­ных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы.

Школьный юношеский возраст. В этот период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уро­вень. Главное психологическое приобретение юности — открытие своего внут­реннего мира. У него формируется полная структура самосознания. Это прояв­ляется в стремлении быть самим собой, в осознании жизненных планов и перс­пектив, осознании уровня притязаний, в развитии личностной рефлексии, в профессиональной ориентации. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях. Юношеская самооценка отличается повышенно оптими­стическим взглядом на себя и на свои возможности. Возникает стремление к до­верительности в общении со взрослыми и сверстниками референтной группы и при этом возможно даже самораскрытие. Для ранней юности типична идеализация дружбы и проявления душевной близости со сверстниками другого пола. При этом они стремятся оградить свой интимный мир чувств и отношений от бесцеремонного вторжения. Для этого возраста характерна первая влюбленность.

Расширение социальной среды взаимодействия, характерное для этого воз­раста, проявляется в стремлении юношей и девушек определить свое место в мире: выбор образа жизни, выбор профессиональной деятельности, референт­ных групп людей в социуме. Тем не менее ведущей деятельностью в этом возра­сте становится учебно-профессиональная. Формируется готовность к професси­ональному и личностному самоопределению. В связи с этим возрастает автори­тет родителей и авторитетных взрослых.

Студент. Студенчество — это возраст юности. Студенчество — это особая социальная категория молодежи, организационно объединенной институтом высшего образования. Студенчество отличается наиболее высоким образова­тельным уровнем, социальной активностью, достаточно гармоничным сочетани­ем интеллектуальной и социальной зрелости. Для студента характерна профес­сиональная направленность на подготовку выбранной будущей профессии и пора сложнейшего структурирования интеллекта человека, которое очень инди­видуально и вариативно. Для студента ведущими видами деятельности стано­вятся профессионально-учебная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельности учебной, экономической и др. Как правило, приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента уже в качестве средств буду­щей профессиональной деятельности.

Времяучебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризует­ся становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, иници­атива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам — образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и др.

Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально-творческом плане и интересную жизнь и деятельность. Студенты гуманитарных специальностей характеризуются широтой познавательных интересов, эрудиро­ванностью по многим проблемам культуры, истории, искусства, языка, имеют богатый словарный запас и высокий уровень развития речи, живут в мире «слов и образов». Будущие специалисты естественно-математического профиля и практико-ориентированных специальностей чаще обращаются к абстракциям и оперируют предметным миром вещей.

Всю совокупность современных студентов по признаку отношения к образо­ванию в вузе и получению специальности разделяют на три группы. Первую группу составляют студенты, ориентированные и на образование как ценность, и на профессию в процессе обучения в вузе. Вторую группу составляют студен­ты, ориентированные на бизнес. Они не проявляют интереса к научным изыска­ниям как основе получения профессии и видят в образовании инструмент и средство для создания в будущем собственного дела. Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать неопределившимися или озабоченными проблемами личного, бытового плана, для которых проблема профессионального самоопределения еще не решена.

По характеру отношения к учебе в вузе выделяют следующие группы. К пер­вой группе относят студентов, которые стремятся овладеть системой знаний, ме­тодами самостоятельной работы, приобрести профессиональные знания и уме­ния. Учебная деятельность для них — путь к овладению избранной профессией. Ко второй группе относят студентов, которые стремятся приобрести хорошие знания по всем учебным дисциплинам. Для них характерно увлечение многими видами деятельности, что может приводить к удовлетворению поверхностными знаниями. К третьей группе относят студентов, которые имеют ярко выражен­ный профессиональный интерес. Поэтому такие студенты целенаправленно и усердно приобретают знания, необходимые для будущей профессиональной де­ятельности. Они читают дополнительную литературу, глубоко изучают только те предметы, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельно­стью. К четвертой группе относят студентов, которые неплохо учатся, но к учеб­ной программе относятся избирательно и посещают лекции, семинары только интересных с их точки зрения учебных дисциплин. Профессиональные интере­сы у таких студентов еще не укрепились. К пятой группе относят лодырей и лен­тяев. К учебе такие студенты равнодушны, учатся в вузе или по настоянию ро­дителей, или для того, чтобы не идти работать или не попасть в армию.

Качество образования определяется:

• степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкрет­ной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;

• соответствием между различными параметрами в оценке результата обра­зования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформирован­ности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценност­ных ориентации);

• степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии по­требности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и не­прерывном их совершенствовании.

Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором че­ловек получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качество высшего образования опреде­ляется, наряду с перечисленными, еще одним важным фактором — научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе.

Так как содержательно цели конкретизированы в образовательном стан­дарте, то на практике в рамках конкретной системы образования (Украины, Гер­мании или других стран) или образовательной системы (детский сад, школа, вуз) качество образования определяется мерой освоения образовательного стандарта; в школе — школьного образовательного стандарта, в вузе — образо­вательного стандарта в соответствии с профилем вуза и выбранной специаль­ностью.

В результате выделяют виды образования по разным основаниям:

по типу и качеству освоения научных знаний — биологическое, математиче­ское, физическое, экономическое, филологическое образование и т.д.;

по виду доминирующего содержания образования — теоретическое и приклад­ное, гуманитарное и естественнонаучное и др.;

по виду и мастерству освоения человеческой деятельности — музыкальное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинское образование и т.д.;

по типу освоения культурных ценностей — классическое, художественно-эстетическое, религиозное образование и др.;

по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества — на­циональное, отечественное, европейское, международное, глобальное обра­зование и др.;

по типу образовательной системы — университетское, академическое, гим­назическое образование и др.;

по сословному признаку — элитное и массовое образование;

по типу преобладания направленности содержания образования — формаль­ное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно­научное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональное образование и т.д.;

по уровню образования — начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.

 

3. Характеристика процесса обучения: принципы, методы, виды и стили обучения. Образовательные технологии.

Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изу­чение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку но­вых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, физике, иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно являет­ся самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание—учение».

Преподавание — это деятельность преподавателя по:

• передаче информации;

• организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

• оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

• стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

• оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективно­го учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение — это деятельность ученика, которая подразумевает:

• освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;

• самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учеб­ных достижений;

• осознание личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи­тельности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окру­жающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

• овладение системами знаний и оперирование ими;

• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (спо­собов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и на­выками;

• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критерия­ми. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и ака­демическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обу­чаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпа­дения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Акаде­мическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обу­чения — это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечива­ющего высокие результаты при минимальных затратах. Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и вос­питания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения — общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходи­ма учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности; т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стан­дарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следу­ющими уровнями:

• различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

• запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, систем­ность, глубина, действенность, прочность. Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

• степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

• темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обу­чения;

• уровень образованности или профессионального мастерства;

• готовность повысить образование.

Закономерности обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерно­сти обучения.

К внешним закономерностям относятся:

• социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

• воспитывающий и развивающий характер последнего;

• обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обуча­ющегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

• зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умствен­ного развития;

• отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обу­чения;

• подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;

• задачная структура, т.е. при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от зна­ния — к умению, от умения — к навыку.

Принципы обучения - руководящие идеи, нормы или правила деятельности, определяющие как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обуче­ния. В качестве дидактических используют следующие принципы:

• наглядность как заполнение пространства между конкретным и абстракт­ным, в передаваемой информации;

• системность как целенаправленное упорядочивание знаний и умений обу­чающихся;

• активность и самостоятельность обучающихся или ограничение их зависи­мости от педагога;

• взаимосвязь теории и практики; эффективность отношения между целями и результатами обучения;

• доступность как создание условий для преодоления трудностей всеми обу­чающимися в процессе познания и учения;

• народность как обращение к истории, традиции предыдущих поколений, до­стижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.

Методы обучения — это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Суще­ствуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы переда­чи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практиче­ские методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные экс­перименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).

Форма обучения — это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу уча­щихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экс­курсию, мастерскую.

Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения:

лекция — это основная форма передачи большого объема систематизирован­ной информации как ориентировочной основы для самостоятельной рабо­ты студентов;

• практическое занятие — это форма организации детализации, анализа, рас­ширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной ра­боты) под руководством преподавателя вуза;

• в качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента;

• учебная группа — это центральная форма организации студентов (постоян­ный состав которой, как правило, сохраняется на весь период обучения);

• совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе;

• курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписа­нию учебных занятий;

• учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы;

• каждый семестр завершается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам;

• обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дис­циплинам и специальности (возможна защита диплома).

Виды и стили обучения. В историческом наследии первым видом системати­ческого обучения считают метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он связан с именем древнегреческого философа Сократа. По­этому такой метод обучения называют сократовским.

Догматическое обучение. Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чте­ние, механическое запоминание и дословное воспроизведе­ние текста.

Развивающее обучение. Его главная цель состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Основная цель такого вида обуче­ния — это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный ма­териал с применением наглядных и иллюстративных материалов. А также обес­печить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Проблемное обучение. В основе проблемного обучения лежит идея известно­го отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе проти­воречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (преподавателем) и разрешение (студентом) проблемного вопроса, задачи и ситуации.

Программированное обучение. В его основе лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая систе­ма. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера и других технических средств и аудио-, видео­техники) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обу­чения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

Модульное обучение предполагает такую организацию процесса, при которой преподаватель и студенты работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоя­тельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскры­тии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информа­ции в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий опе­рационный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упраж­нений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Последний модуль для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий. Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу уча­щихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

Образовательные технологии — это система деятельности педагога и уча­щихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответ­ствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей—содер­жания—методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.

Структурно-логические, или задачные, технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора спосо­бов их решения, диагностики и оценки полученных результатов.

Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия пе­дагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спек­такля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содер­жание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрали­зованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).

Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, рас­ширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «уче­ник—ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач.

Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке опреде­ленных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типо­вых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).

4. Парадигмы и модели университетского образова­ния

На протяжении длительного процесса развития университетского образова­ния можно выделить исторически изменчивые типы парадигм. Каждая из них оформлялась в зависимости от доминирования в определенную эпоху идеально­го «образа» универсального знания.

В процессе развития университетского образования “культурно-ценност­ная” парадигма опирается на освоение универсальных элементов культуры и ценностей прошлых поколений посредством систематического и углубленного изучения трудов великих мыслителей (изначально на латинском и греческом языках). Она ориентирует на разностороннее познание мира. В рамках данной парадигмы выпускники первых университетов получали высшее звание образо­ванного человека — философа или богослова. Стратегия образования, связан­ная с овладением культурным наследием прошлого, духовными ценностями и достижениями наук, получившими мировое признание, вплоть до нашего време­ни относится к феномену классического образования.

“Академическая” парадигма характеризуется приоритетом в университет­ском образовании теоретических знаний и развитием фундаментальных наук, ориентацией на подготовку выпускников университета к поиску новых знаний, пониманию и объяснению мира и действий человека с позиций науки, теории, гипотезы. В рамках данной парадигмы главной ценностью являются научные знания о природе и животных, земле и космосе, человеке и обществе, жизни и смерти. По типу и качеству освоения научных знаний, как результату фундаментальных и прикладных исследований профессоров университета, стали выделять такие виды университетского образования: биологическое, математическое, филоло­гическое, физическое, химическое. В качестве академической традиции уни­верситета признается систематическое и углубленное изучение фундаменталь­ных основ науки, предполагающее непосредственное участие студента в процес­се научных исследований.

Сущность “профессиональной” парадигмы проявилась в обогащении и расширении содержания университетского образования. Наука перестала быть самоценной в качестве способа познания и объяснения мира. Она также стала вы­полнять функцию производительной силы, развивающей технику и производ­ство. В результате университет начал концентрировать и расширять не только спектр научных знаний, но и высших образцов социокультурной и профессио­нальной деятельности человека. С этого времени в университете стали получать высшее медицинское, юридическое, экономическое, педагогическое, инженер­но-техническое и другое высшее профессиональное образование как ответ на социальный заказ государства и общества.

“Технократическая” парадигма университетского образования выходит на первый план в XIX—XX вв. как своеобразное мировоззрение, существенными чертами которого являются: примат техники и технологии над научными и культурными ценностями, узкопрагматическая направленность высшего обра­зования и развития научного знания. При определении целей и содержания университетского образования в рам­ках данной парадигмы доминируют интересы производства, экономики и бизне­са, развития техники и средств цивилизации. В связи с этим в XX в. гуманитар­ная и естественнонаучная составляющие университетского образования претер­пели существенные изменения.

Личность человека с ее способностями и интересами представляет главную ценность “гуманистической” парадигмы. В условиях университета все студенты должны получить универсальное образование и выбрать сферу профессиональ­ной деятельности не только по признаку социальной значимости, но и по при­званию, обеспечивающему самореализацию личности.

Модели университетского образования формировались под влиянием доминирующей образовательной парадигмы и спектра различных факторов.

Традиционная, или классическая, модель представляет собой систему академического образования как процесса передачи молодому поколению универ­сальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высших образцов и способов человеческой деятельности. Данная модель должна заложить основы для проявления творчества на благо дальнейшего развития общества, государ­ства, науки, техники и культуры. Как правило, она ориентирована на подготов­ку перспективного, высокообразованного и культурного человека будущего об­щества. Цели и содержание образования классической модели предполагают оптимальное соответствие прошлого, настоящего и будущего в мире науки, культуры, техники и жизни человека.

Рационалистическая модель университетского образования организационно ориентирована на успешную адаптацию к современному обществу и цивилиза­ции, высокое качество универсальной подготовки, глубокую специализацию в сфере будущей профессиональной деятельности, готовность к творческому ос­воению и разработке перспективных технологий.

Независимо от путей развития университета в будущем слова нашего современника Д.С. Лихачева останутся актуальными: “Университет — будь он для химиков, физиков, математиков, юристов — учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и раз­нообразное”.

Для оценки развития системы высшего учебного заведения используют сле­дующие параметры соответствия:

• образовательной политики в подготовке высококвалифицированных профессионалов и реальной потребности в специалистах на конкретно-историче­ский период развития государства и общества;

• целей образования стандартам высшей школы и получаемым результатам;

• государственных и других источников финансирования высших учебных заведений;

• государственных, общественных и частных вузов;

• качества и уровня высшего образования мировым стандартам;

• открытости и консерватизма системы высшего образования при вхождении в мировое образовательное пространство;

• ориентиров на мировые стандарты и сохранение сложившихся традиций.

В мировой и отечественной практике при оценке эффективности развития университета используются определенные группы критериев и показателей:

• уровень развития научных школ и их полнота согласно современной классификации наук;

• степень соответствия общекультурной составляющей университетского образования фундаментальным и специальным исследованиям;

• открытость вуза для инноваций и адаптации мирового опыта;

• уровень материально-технического, научно-методического обеспечения;

• источники и возможности финансирования;

• качество обеспечения профессионально-педагогическими кадрами, комплек­тация преподавательского штата через аспирантуру и докторантуру;

• уровень подготовки специалистов;

• число студентов на одного преподавателя;

• площадь учебного помещения на одного студента;

• выбор выпускниками сферы профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой прак­тикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением измене­ний: в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-позна­вательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в систе­му финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспита­тельной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность обучаю­щего и обучающегося.

В качестве источников идей обновления вуза выступают:

• потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

• воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных до­кументах федерального, регионального или муниципального значения;

• достижения комплекса наук о человеке;

• передовой педагогический опыт;

• интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

• опытно-экспериментальная работа;

• зарубежный опыт.

В заключении можно сделать следующие выводы.

Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в инте­ресах личности, общества, государ­ства, сопровождаю­щийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней - цензов. Цели и содержание как системообразующие элементы любого вида и уровня образования определяются государственной политикой, раскрываются в обра­зовательном стандарте и конкретизируются в реальном образовательном про­цессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисци­плины. Основная форма организации образовательного процесса в школе - урок, в вузе - лекция и практическое занятие. Качество образования определяется степенью реализации целей и об­разовательного стандарта, типом, качеством и уровнем образования.

Дидактика (теория и практика обучения) представляет один из разделов об­щей педагогики. Обучение, преподавание и учение - основные категории ди­дактики. Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать и получить большой объем информации. Обучение - это организованный педа­гогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание - учение.

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и уча­щихся, направленные на достижение целей обучения. Выбор методов зависит от особенностей учебного предмета, целей и задач обучения, возрастной и индиви­дуальной специфики учащихся, уровня образованности, развития и воспитания ученика, материально-технической оснащенности учебного заведения, способ­ностей и возможностей учителя, его мастерства и личных качеств, времени на решение дидактических задач. В качестве основных форм организации процесса обучения в школе принят урок, в вузе лекция.

В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляют­ся разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ори­ентации на определенную образовательную парадигму или дидактическую кон­цепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных традиций страны или региона. Теория обучения - это самый высокий уровень объяснения и раскрытия основного дидактического отношения “преподавание—учение”.

В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в ко­торую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего про­фессионального и поствузовского образования. В мире известны разные парадигмы и модели образования. Поиск новых моделей образо­вания продолжается, и этот процесс непрерывен. Эффективность определенной модели образования подтверждает практика.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.