Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3 управление финансами




Дилерские рынки.Продавцы публично объявляют о ценах предложения и порядке доступа к местам покупки ценных бумаг. Покупатели, согласные с ценовыми предложениями, заявляют о своих намерениях и приобретают ценные бумаги. Что такое ценная бумага?

Ценная бумага — это особым образом оформленный документ, выражающий имущественные отношения между сторонами, подтверждающий право ее владельца на какое-либо имущество либо его денежный эквивалент.

Ценная бумага — титул собственности, дающий его владельцу право на получение дохода в виде дивидендов и процентов. К ценным бумагам относятся:

- акции;

- облигации корпораций и государства. Облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента облигаций на предусмотренный ими срок номинальной стоимости и фиксированного процента от этой стоимости, т. е. облигации являются долговыми обязательствами, выражающими отношения займа. В настоящее время в России на фондовом рынке преобладают государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ и др.);

- вексель - ценная бумага, определяющая отношения займа. Вексель содержит ничем не обусловленное обязательство выплатить заемщиком указанную в нем сумму;

- ипотечные ценные бумаги (закладные) - ценные бумаги, отражающие отношение залога. Ипотечные ценные бумаги удостоверяют право на получение денежных обязательств, обеспеченных ипотекой имущества;

- производные ценные бумаги, удостоверяющие право владельца на приобретение (продажу) ценных бумаг, эмитированных третьим лицом, в сроки и на условиях, указанных в сертификате и решении о выпуске данных производных ценных бумаг.

Существует следующая классификация ценных бумаг:

- именные ценные бумаги, при оформлении которых сведения о владельце вносятся в специальный реестр;

- ценные бумаги на предъявителя могут передаваться другим лицам без идентификации личности;

- срочные ценные бумаги, имеющие конкретный срок погашения;

- бессрочные ценные бумаги - не содержат конкретного срока погашения;

- документарные ценные бумаги - владелец устанавливается на основании предъявления оформленного сертификата;

- бездокументарные ценные бумаги - владелец устанавливается на основании записи в реестре;

- государственные ценные бумаги - выпускаются федеральным правительством;

- ценные бумаги субъектов федерации - выпускаются субъектами федерации;

- муниципальные ценные бумаги - выпускаются местными органами власти;

- корпоративные ценные бумаги — выпускаются предприятиями и организациями.

Процедуру выпуска ценных бумаг называют эмиссией.

Ценные бумаги могут быть:

- эмиссионные - размещение требует проспекта эмиссии и регистрации выпуска регулирующими органами;

- неэмиссионные—размещение не требует проспекта эмиссии.

В качестве ценных бумаг признаются только такие права на ресурсы, которые отвечают следующим фундаментальным требованиям:

- обращаемость (способность покупаться и продаваться на рынке);

- доступность для гражданского оборота (т. е. способность выступать объектом гражданских сделок - займа, дарения, хранения, комиссии, поручения);

- стандартность и серийность (иметь стандартную форму, содержание);

- документальность (содержать все предусмотренные законодательством обязательные реквизиты);

- регулируемость и признание государством;

- ликвидность (способность превращения в деньги);

- риск.

Акция представляет собой эмиссионную ценную бумагу, свидетельствующую о внесении пая в капитал акционерного общества, дающую право на управление путем голосования, на получение дохода от деятельности общества, на долю в собственных средствах акционерного общества. По способу регистрации выделяются:

- именные акции - предусматривают обозначение наименования владельца на бланке или сертификате акции;

- предъявительские акции — наименование владельца (держателя)не указывается.

По законодательству РФ акции могут быть только именными. В зависимости от вида прав акции подразделяются на:

- обыкновенные акции, дающие один голос при решении вопросов на собрании акционеров и право на участие в распределении чистой прибыли после пополнения резервных фондов, выплаты дивидендов по облигациям и привилегированным акциям;

- привилегированные акции (преференции, префакции) дают своим держателям привилегии, которыми не обладают владельцы обыкновенных акций. Первая привилегия касается активов: при ликвидации компании претензии к активам держателей префакции удовлетворяются в первую очередь по сравнению с держателями обычных акций. Вторая привилегия касается дивидендов: держатели префакции обычно получают фиксированные дивиденды, выраженные либо в определенной денежной сумме, либо в процентах от номинальной стоимости. Фиксированный дивиденд устанавливается по привилегированным акциям при их выпуске. При выплате дивидендов в первую очередь выплачиваются дивиденды по префакциям, затем - по обычным акциям. Привилегированные акции могут быть конвертируемы, т. е. обменены на обыкновенные, при этом обменивается одна акция на другую акцию.

Акции служат трем основным целям:

- выпуск акций необходим при организации акционерного общества, чтобы обеспечить новому предприятию определенный начальный капитал для развертывания хозяйственной деятельности. При создании акционерного общества его учредители получают акции в количестве, пропорциональном внесенным в уставный капитал общества средствам;

- акции способствуют привлечению дополнительных денежных ресурсов уже в ходе хозяйственной деятельности;

- выпуск акций используется для обмена в целях слияния с другой компанией. Доходность акций определяется исключительно выплатой дивидендов по ним.

Приобретая акции, инвестор получает право голоса в управлении акционерным обществом и право получения дивидендов по итогам работы общества за год.

Цена акции представляет собой интегрированный показатель, отражающий инвестиционную привлекательность предприятия с учетом большого количества факторов:

- ситуации в отрасли;

- положения в экономике страны; финансово-экономического состояния предприятия;

- ситуации на рынке продукции предприятия и прогноза ее развития и т. д.

Государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций или иных ценных бумаг, удостоверяющих право их владельцев на получение от эмитента денежных средств в порядке, предусмотренном условиями эмиссии. Государственные ценные бумаги составляют часть государственного долга.

Рынок государственных ценных бумаг представлен прежде всего:

- государственными краткосрочными облигациями (ГКО) - наиболее крупный сегмент российского рынка ценных бумаг;

- облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ) – выпущены Минфином России и являются инструментом государственного долга, деноминированным в валюте.

Облигации субъектов Федерации считаются вторыми по надежности после бумаг, эмитированных федеральным центром, а доходность по ним даже превосходила доходность ГКО.

Муниципальные облигации получили развитие в ряде государств в силу предоставления существенных налоговых льгот. Эмитентом данного вида облигаций выступает муниципалитет, обладающий правом выпускать долговые обязательства.

Фондовая биржа - это организация, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен, которые отражают равновесие между спросом на ценные бумаги и их предложением. Кроме того, обеспечение надлежащего распространения информации о них и поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

Все ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга.

Листинг - это допуск ценных бумаг к биржевым торгам. Целью листинга является допуск к биржевым торгам только качественных ценных бумаг.

Котировка - регистрация на бирже сложившихся в процессе купли-продажи курсов акций и облигаций.

Курс - цена, по которой заключаются сделки с ценными бумагами.

Фондовая биржа в Российской Федерации создается в форме закрытого акционерного общества и должна иметь не менее трех членов. Членами фондовой биржи могут быть профессиональные участники рынка, в основные задачи которых входит осуществление операций с ценными бумагами. Операции на фондовой бирже могут осуществляться только ее членами. Фондовая биржа вправе устанавливать минимальные обязательные требования к инвестиционным институтам, необходимые для вступления в члены биржи, а также квалификационные требования к представителям членов на биржевых торгах.

Фондовые индексы - это методы измерения изменения цен на акции в сравнении со средними показателями. Устанавливаются на организованных рынках ценных бумаг. При расчете индексов учитывают акции многих компаний, причем составляются как сводные индексы, так и отраслевые.

Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности.

Современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками:

- временным. По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются кредиты на период от нескольких недель до одного года, и непосредственно рынок капиталов, где денежные средства выдаются на более длительные сроки: от года до пяти и от пяти и более;

- институциональным. По институциональному признаку современный рынок ссудных капиталов подразумевает наличие двух основных звеньев:

- кредитной системы (совокупности различных кредитно-финансовых институтов);

- рынка ценных бумаг.

Временной и институциональный признаки рынка ссудных капиталов характерны для всех стран. Вместе с тем о состоянии национального рынка судят по институциональному признаку, т.е. по наличию двух основных ярусов: кредитной системы и рынка ценных бумаг.

Функции рынка ссудных капиталов определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в системе капиталистического хозяйства, а также задачами по воспроизводству капиталистических производственных отношений.

Следует выделить пять основных функций рынка ссудных капиталов:

- обслуживание товарного обращения через кредит;

- аккумуляция или собирание денежных сбережений предприятий, населения, государства, а также иностранных клиентов;

- трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства;

- обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

-ускорение концентрации и централизации капитала, содействие образованию мощных финансово-промышленных групп.

Посредством рынка ссудных капиталов как экономической категории можно измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие производства, установить классовый спектр использования денежного капитала, воздействие его на социально-экономические отношения.

Развитие рынка ссудных капиталов в стране возможно при соответствующем развитии других рынков:

- рынка средств производства;

- рынка предметов потребления;

- рынка рабочей силы;

- рынка земли;

- рынка недвижимости.

Все эти рынки нуждаются в денежных средствах, которые им. и предоставляет рынок ссудных капиталов.

Переход к построению в России рыночной экономики вызвал острую необходимость формирования полноценного рынка ссудных капиталов в соответствии с западной моделью, предусматривающей наличие в стране двух основных ярусов:

- кредитно-банковского;

- ценных бумаг.

В качестве основных направлений в формировании российского рынка ссудных капиталов можно выделить:

- высокую норму сбережений в стране;

- широкую приватизацию, связанную с организацией корпоративных ценных бумаг;

- создание и всемерную гарантию рынка государственных ценных бумаг;

- создание в стране эффективной банковской системы и др.

Для того чтобы кредитно-банковская система страны функционировала эффективно, необходимо создание рынка драгоценных металлов.

Мировая практика показала, что нормальное функционирование рынка драгоценных металлов требует соблюдения следующих условий:

-свободной продажи и покупки различных слитков драгоценных металлов, а также монет и ювелирных изделий, изготовленных из таких металлов;

-наличия широкого круга участников торговли, включая банки, различные предприятия и физических лиц. При этом государство в лице своих уполномоченных органов также является одним из участников торговли золотом;

-свободного формирования цены на золото в зависимости от спроса и предложения металла;

наличия соответствующей инфраструктуры в виде биржи или другой системы, которая в зависимости от конъюнктуры регулярно публиковала бы котировки цен на золото;

государственного лицензирования деятельности участников рынка;

государственного надзора за качеством драгоценных металлов;

-интеграции внутреннего и международного рынков путем свободного ввоза и вывоза золота;

-свободного обращения государственных корпоративных и других ценных бумаг, номинированных в золоте.

Процесс финансового посредничества заключается в следующем: кредитор (избыточная единица) предоставляет средства финансовому посреднику, а тот выдает ссуду заемщику (дефицитная единица).

Рассмотрим выгоды и преимущества финансового посредничества.

1. С точки зрения кредитора.

Посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов, между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кредитов, во времени и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска. При отсутствии финансового посредника велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и процентов.

Чистый доход посредника определяется разницей между ставкой за предоставленный им кредит и ставкой, под которую сам посредник занимает деньги, за вычетом издержек, связанных с ведением счетов, выплатой заработной платы сотрудникам, налоговыми платежами и т. д.

Посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию.

Финансовые институты позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности для своих клиентов, т. е. возможность получения наличных Денег. С одной стороны, сами финансовые институты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов. С другой стороны, для некоторых видов финансовых институтов государство устанавливает законодательные нормы, регулирующие ликвидность. Так, для коммерческих банков через нормативы резервирования законодательно обеспечивается поддержание минимальных остатков денежных средств на счетах в центральном банке и в кассе.

2. С точки зрения заемщиков:

-финансовые посредники упрощают проблему поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях.;

-при наличии финансового посредника ставка за кредит для заемщика при нормальных экономических условиях оказывается чаще всего ниже, чем при его отсутствии. Объясняется этот парадокс тем, что финансовые посредники снижают кредитный риск для первичных кредиторов (вкладчиков) и могут устанавливать более низкие ставки привлечения средств. Последние в сумме с издержками посредника оказываются не столь велики, чтобы возникала необходимость увеличивать ставку размещения выше уровня ставки при прямом кредитовании;

-финансовые посредники осуществляют трансформацию сроков, выполняя разрыв между предпочтением долгосрочных ссуд заемщика и предпочтением ликвидности, кредитора. Это возможно благодаря тому, что не все клиенты требуют свои деньги одновременно, а поступление средств финансовому посреднику также распределено во времени;

-финансовые институты удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1.Сформулируйте и обоснуйте необходимость и полезность рынка ценных бумаг.

2. Какую потенциальную опасность для национальной экономики несет в себе фондовый рынок?

Литература:

1.Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статистика, 1992.

2. Афонина С. Н. Рынок ценных бумаг.- М.: Аудитор, 1997.

3. Гитман Л. Дж., Джон М.Д. Основы инвестирования: Пер. с англ. – М.: Дело, 1997.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «финансовый механизм предприятия».

2. Что такое «финансовые методы управления»?

3. Что такое «финансовый рынок»?

4. Понятие и роль валютного рынка.

5. Участники валютного рынка.

6. Участники рынка ценных бумаг.

7. Первичный рынок ценных бумаг.

8. Вторичный рынок ценных бумаг.

9. Биржевой рынок.

10. Виды ценных бумаг.

 

 

Под управлением финансами понимается:

совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата;

воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.

Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:

-финансы предприятий, учреждений и организаций;

- страховые отношения;

-государственные финансы.

Под субъектами управления понимаются организационные структуры, которые осуществляют управление, а именно:

- финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

- страховые органы;

- финансовые органы и налоговые инспекции.

Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:

- финансовое планирование - занимает важное место в системе управления финансами. Оценивает состояние финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, - на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Составными частями финансового планирования являются бюджетное и налоговое планирование;

- стратегическое управление — заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;

- оперативное управление — совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов;

Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

- финансовый контроль — осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

- относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц;

- бездефицитного государственного бюджета;

- устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента финансовых отношений.

В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

- профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;

- Счетная палата РФ;

- Министерство финансов РФ и его органы на местах;

- Центральный банк РФ;

- Министерство РФ по налогам и сборам;

- Федеральная служба налоговой полиции РФ;

- Государственный таможенный комитет РФ;

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

- Министерство государственного имущества;

- исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:

- разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

- составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

- обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты РФ являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В настоящее время в Российской Федерации нет ни единого органа государственного финансового контроля. Важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности является президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины, осуществляемый в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных актов.

Функции финансового контроля выполняет также Главное контрольное управление Президента РФ, являющееся структурным подразделением Администрации Президента и действующее на основе Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.

Правительство РФ на основании Конституции РФ и Федерального закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов. Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ имеются специальные комитеты и комиссии, функциями которых являются проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, а также контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. В Государственной Думе таким комитетом является Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации - Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Само понятие «государственный финансовый контроль» включает в себя следующие положения:

- контроль за исполнением федерального бюджета;

- контроль за исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;;

- контроль за организацией денежного обращения;

- контроль за использованием кредитных ресурсов;

- контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;

- контроль за состоянием государственных резервов;

- контроль за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ;

- контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование федерального бюджета;

- контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объему, структуре и целевому назначению, в том числе оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

Финансовое планирование - один из инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют финансовое планирование:

- регламентированность (упорядоченный процесс);

- связь с обработкой информации;

- направленность на достижение определенных целей;

- временной характер.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план или совокупность планов.

План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.

Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политике, а также с учетом состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы на следующие вопросы:

- Каков размер необходимого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь?

- Каким образом будет использоваться этот капитал?

- Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы возможные источники привлечения финансовых ресурсов?

- На какие уровни поступления денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источников финансирования и др.

Главными функциями текущего планирования являются:

1) определение объема финансовых ресурсов и их источники для осуществления:

- производственной деятельности;

- инвестиционной деятельности;

- маркетинговой деятельности;.

- научно-проектной деятельности;

- социальных проектов;

2) планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг);

3) планирование денежных потоков;

4) планирование (прогнозирование) прибыли от деятельности пред- приятия в целом;

5) планирование доходности инвестиций.

Финансовый менеджмент - это эффективное управление ресурсами предприятия различных форм собственности. Основные направления финансового менеджмента:

1) планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятия - разработка финансовых планов - прогнозов объема производства и реализации продукции;

2) определение оптимального темпа роста объема реализации продукции, определение структуры привлекаемых средств, способы инвестирования;

3) координация финансовой деятельности предприятия со всеми ее; службами, филиалами;

4) проведение крупных операций на финансовом рынке по привлечению дополнительных капиталов, а также реализации собственных акций.

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Предложите форму годового финансового плана предприятия.

2. Объясните различие понятий «финансовое планирование» и «финансовое прогнозирование».

Литература:

1. Брег С. Настольная книга финансового директора / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Тренев Н. Н. Управление финансами. – М.: Финансы и статистика, 1999.

3. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке. М.: Вильямс, 2000.

 

Контрольные вопросы

1.Объекты управления в области финансов.

2. Субъекты управления финансами.

3.Финансовое планирование.

4. Стратегическое управление финансами.

5.Оперативное управление финансами.

6.Финансовый контроль.

7.Содержание текущего финансового планирования.

8.Функции текущего финансового планирования.

9.Понятие финансового менеджмента.

10.Основные направления финансового менеджмента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.