Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедуры осуществления конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовые иммунитеты

Привлечение к ответственности всегда представляет собой резуль­тат применения и взаимодействия материальных и процессуальных норм. Если нет процедуры привлечения к ответственности, собственно, нет и самой ответственности. Ведущую роль в механизме реализации конституционно-правовой ответственности играет инстанция ответ­ственности.

Инстанция ответственности — это субъект конституционно-право­вых отношений, который вправе участвовать в решении вопроса о при­менении (неприменении) конституционно-правовых санкций.

Существуют следующие виды инстанций:

Конституционные (уставные) суды. Конституционный Суд РФ дает заключение в связи с процедурой отстранения от должности Пре­зидента РФ (ст. 93 Конституции РФ). Эти органы могут выступать в роли инстанции ответственности по отношению к собственным членам (ст. 18 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Суды общей юрисдикции. Суды применяют меры конституционно-правовой ответственности к широкому кругу субъектов, среди которых общественные объединения (ст. 26 ФЗ «Об общественных объединени­ях»), избирательные комиссии (ст. 31 ФЗ «Об основных гарантиях из­бирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации»), органы местного самоуправления (гл. 12 ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Парламент (представительный орган), его комиссии. Парламент выступает инстанцией конституционно-правовой ответственности по отношению к целому ряду субъектов:

• к главе государства (ст. 93 Конституции РФ);

• к правительству, его членам (ст. 117 Конституции РФ);

• к собственным членам. Примером ее применения является Постановление Государственной Думы от 6 октября 1995 г. № 1175-1 ГД «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы С. П. Мавроди в связи с нарушением им условий осуществления депутатской деятельности»;

• к другим субъектам (парламент может смещать лиц, которых он назначает. Так, ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ст. 29) предусматривает, что Председатель, его заместитель и аудиторы
Счетной палаты за «совершения злоупотреблений по службе» могут
быть досрочно освобождены от должности назначившей их палатой
Федерального Собрания).

Глава государства. Типичной мерой ответственности, которую гла­ва государства вправе применять в области правовой охраны Конститу­ции РФ, является отмена актов Правительства и других исполнитель­ных органов, а также должностных лиц (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

Правительство, министерства, другие органы исполнительной власти. Примером того, что отдельные министерства могут являться инстанциями конституционно-правовой ответственности, служит ст. 42 ФЗ «Об общественных объединениях». Данная статья предусматривает,

что федеральный орган государственной регистрации может приостано­вить деятельность общественного объединения*

Органы и должностные лица прокуратуры. Генеральный прокурор РФ вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев (ст. 42 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Главы субъектов Российской Федерации. Например, ст. 74 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает отрешение главы муниципального обра­зования от должности решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Избирательные комиссии. В качестве инстанций ответственности они выступают по отношению к кандидатам и избирательным объеди­нениям.

Граждане. Прежде всего, имеются в виду граждане, обладающие активным избирательным правом, так как именно им предоставляется право участвовать в реализации мер конституционно-правовой ответ­ственности, например, по поводу отзыва выборного должностного лица.

В сфере реализации конституционно-правовой ответственности су­ществует проблема иммунитетов. Основная цель установления иммуни­тетов в конституционном праве заключается в гарантировании незави­симой деятельности отдельных субъектов конституционно-правовых отношений, обеспечении осуществления ими тех или иных конституци­онных обязанностей (полномочий).

Наиболее ярко выражены иммунитеты главы государства, парламен­тариев и судей. Согласно Конституции РФ парламентский иммунитет (ст. 98) и судейский иммунитет (ст. 122) являются важнейшими гаран­тиями деятельности. Они направлены на обеспечение основ конститу­ционного строя и служат не личной привилегией гражданина, занима­ются соответствующую должность, а средством защиты публичных ин­тересов.

Существуют обстоятельства, освобождающие от конституционно-правовой ответственности. В частности, это действие непреодолимой силы. Например, согласно ст. 9 Закона Республики Тыва «О порядке отзыва депутата Великого Хурала (Парламента) Республики Тыва» утра­та доверия не может быть использована в качестве основания отзыва, если невыполнение предвыборной программы и пожеланий избирателей, прекращение контактов имели место по объективным, не зависящим от депутата причинам.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционно-правовые санкции | Лекция 7-8. Народовластие - основа конституционного строя России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.