Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7-8. НАРОДОВЛАСТИЕ - ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

Читайте также:
  1. I. Общие положения и основы применения спасательных воинских формирований МЧС России
  2. I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОЙ ССР
  3. II процессуальные и организационно-методические основания
  4. II. История развития муниципального управления в России
  5. II. Экономическое развитие Европы и России в 16-17 веках
  6. II. Этапы становления государственности в России
  7. P-N- переход как основа полупроводниковых диодов и транзисторов P-n-переход в отсутствие внешнего напряжения
  8. SIMULINK ЛЕКЦИЯ 1
  9. Аграрные отношения в современной России.
  10. Аграрные проблемы современной России
  11. Административно-государственное устройство России
  12. Анализ как метод обоснования управленческих решений

Основные элементы конституционного строя Российской Федерации

Основные элементы конституционного строя Российской Федерации

Понятие конституционного строя

Лекция 6. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специфика каждого государства проявляется в опреде­ленных, присущих только ему чертах. Совокупность таких черт позволяет говорить об основах его государственного строя. Этот строй, будучи закрепленным конституцией, становится конституционным строем данной страны. Та­ким образом, в узком смысле конституционный строй — это способ организации государства, закрепленный в его кон­ституции и получающий дальнейшую регламентацию в те­кущем законодательстве.

Конституционный строй — это совокуп­ность экономических, социальных, политических, право­вых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами конституции, возникающих по поводу ор­ганизации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории — власть, суверенитет и свобода личности.

Наличие в государстве конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государ­ства, должностных лиц и граждан.

Реальность конституционного строя обусловливается не только наличием демократических институтов и принципов, но и их действительным функционированием. Баланс интере­сов личности и государства возможен лишь при его наличии.

Появление идеи конституционного строя в России связа­но с проводимыми кардинальными экономическими, полити­ческими и конституционными преобразованиями. Юридиче­ское закрепление она получила на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г., который «запретил создание и деятельность партий..., имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя». Позже VI Съездом российских депутатов была внесена норма о «незы­блемых основах конституционного строя России».

Многообразие отношений, вмещающихся в категорию конституционного строя, диктует необходимость всеобъем­лющей правовой регламентации. Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отноше­ний, составляющих конституционный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституци­онно-правовым институтом является не конституционный строй в целом, а лишь его основы, т.е. предмет соответству­ющих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, политиче­ские, идеологические общественные отношения.



Выделение основ конституционного строя в качестве от­дельной главы и размещение ее перед всеми другими разде­лами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Дей­ствительно, основы конституционного строя представляют со­бой каркас системы конституционного строя, на который опи­раются все нормы, действующие в Российском государстве.

Основы конституционного строя —это основополага­ющие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отно­шений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Основы конституционного строя — это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это под­тверждается усложненной процедурой их изменения и до­полнения. Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституцион­ному Собранию, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой кон­ституции. Этот проект принимается двумя третями голо­сов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;

2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;

3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определя­ющее юридическое значение.

Предложенные уровни образуют систему: ценности ле­жат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного пра­ва. А именно:

- основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

- политико-правовой характер;

- нормативность и общеобязательность;

- юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;

- сжатость и концентрированность изложения;

- общепризнанность;

- целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституци­онного строя можно говорить об особой юридической при­роде норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основыва­ясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционно­го строя РФ был закреплен в Декларации о государствен­ном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.

В категории «основы конституционного строя» можно выделить следующие элементы, которые находят свое вы­ражение в статьях гл. 1 Конституции РФ.

1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Консти­туции РФ). В науке конституционного права обычно раз­личаются понятия народного, национального и государ­ственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свобод­ном, самостоятельном определении ими форм их полити­ческого, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юри­дическая форма выражения полновластия народа и суве­ренной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это — важнейший ор­ганизационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верхо­венство и полновластие народа, самостоятельность и сво­боду нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политическо­го развития, а также территориальное верховенство госу­дарства и его независимость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство яв­ляется полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное право­вое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства госу­дарств Российская Федерация обязана уважать суверени­тет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, ре­шать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, 6 Конститу­ции РФ). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на перед­ний план.

Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, цель деятельности которо­го состоит в обеспечении интересов человека.

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не толь­ко признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и админи­стративные органы, парламентские и президентские струк­туры, а также устанавливать четкие юридические процеду­ры такой защиты.

3. Народовластие (ст. 3, 12 Конституции). Демократия - это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие «народ» — это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

Суверенитет народа — это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная раз­новидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета яв­ляются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объ­единение с ним, установление любого другого политическо­го статуса, свободно определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демокра­тического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Об­щество может оказать сопротивление любой попытке на­сильственного свержения конституционного строя.

Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) бе­рет на себя обязательство содействовать реализации и за­щищать право на местное самоуправление.

4. Федерализм (ст. 5 Конституции РФ). Россия является
федеративным государством, территория которого состоит
из территорий субъектов РФ.

Для России оптимальной формой национально-государ­ственного устройства является федерация, позволяющая из­бежать сверхцентрализации, которая, как показывает исто­рический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

- огромной территорией;

- спецификой экономического развития отдельных регионов;

- этническим многообразием населения;

- социокультурными различиями.

- В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопреде­ление и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти все субъекты РФ между собой равноправны. По­следнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

- 5. Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина.
Главное назначение социального государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

- Такое государство берет на себя обязанность о социаль­ной справедливости, благополучии своих граждан, их соци­альной защищенности.

- Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собствен­ными усилиями достигали нормального материального до­статка для себя и своей семьи, а социальную защиту от госу­дарства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

- 6. Многообразие и свобода экономической деятельности
(ст. 8,9 Конституции РФ). Российское государство признает
частную, государственную, муниципальную и иные формы
собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

- Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с тем общество и государ­ство, используя законодательство и социальные нормы мо­гут оказывать на них существенное влияние.

- Конституция закрепляет новое для России право — право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую Деятельность и недобросовестную конкуренцию.

- 7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Основополагающим условием установления демократиче­ского режима и его функционирования является последо­вательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти — за­конодательной, исполнительной и судебной корреспон­дируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми, само­стоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Феде­ральное Собрание РФ — Правительство РФ — судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы вла­сти — органы государственной власти субъектов РФ).

- Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами может быть установлен демократический режим правления.

- Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваи­вать себе полномочия по осуществлению суверенной го­сударственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различ­ными государственными органами: законодательными, ис­полнительными и судебными.

- Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осущест­вляется на основе разделения на законодательную, испол­нительную и судебную», предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

- В пределах своей компетенции по осуществлению ука­занных функций эти государственные органы самостоя­тельны и независимы, но при этом они не могут не взаи­модействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограниче­ний получила название «система сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демо­кратических государств.

Принцип разделения властей является фундаментальным для всего правового регулирования государственной и обще­ственной жизни России, так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмот­рены соответствующие материальные, политические, соци­альные и правовые гарантии. Другими словами, принцип разделения властей находится под защитой государства, во­площая в себе политико-правовое правило разумной и спра­ведливой организации государственной власти.

Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полно­мочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государ­ственного механизма, формированием правового государ­ства и гражданского общества и т.д. Свою конкретную реа­лизацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование. Учи­тывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли на прямой запрет — ч. 2 ст. 13 гла­сит: «Никакая идеология не может устанавливаться в каче­стве государственной или обязательной». Это является еще одной гарантией для россиян: не боясь никакого государ­ственного преследования, выражать свои мысли, убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных поли­тических взглядов, школ, концепций, идеологий, полити­ческих партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что бла­годаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возмож­ностей, терпимость по отношению тс различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

- Под политическим плюрализмом понимается прежде все­го многопартийность — система власти, основанная на вза­имодействии и «противовесах» партий и объединений.

- Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политиче­ских сил с помощью легитимных средств.

- Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной вражды.

- 9. Светскость российского государства (ст. 14 Конституции РФ). Достижение свободы совести — непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений как материалистических, так и
идеалистических.

- Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невме­шательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешатель­ство государственных институтов в дела религиозных объ­единений и отсутствие у последних каких-либо государ­ственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освя­щение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

- Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

- 10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16 Конституции РФ). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Лекция 7-8. НАРОДОВЛАСТИЕ - ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.50.28
Генерация страницы за: 0.023 сек.