Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные принципы регулирования экономических отношений

Конституционные принципы регулирования экономических отно­шений подраз­деляются на две основные группы.

Первая группа включает общие принципы: социальной справедли­вости; правового государства; народовластия; приоритета прав и свобод человека и гражданина; разделения властей; федерализма; социально­го государства; экономического плюрализма.

Ко второй группе относятся специальные принципы: многообразия форм собственности и их равной правовой защиты; свободы экономиче­ской деятельности; свободы перемещения товаров и услуг и финансо­вых средств; единства экономического пространства; поддержки конку­ренции; неприкосновенности частной собственности; свободы договора.

Конституционно-правовое регулирование отношений в сфере публич­ной собственности имеет свои особенности. Поэтому в этой сфере можно выделить ряд особых конституционных принципов: единство консти­туционной основы публичной собственности; целевое назначение и ис­пользование; субсидиарная ответственность; публичность (открытость).

Рассмотрим подробнее конституционные принципы регулирования экономических отношений.

Первая группа включает общие конститу­ционные принципы регулирования экономических отношений.

Принцип социальной справедливости наиболее ярко проявляется в отношениях по распределению собственности. В обществе с рыночной экономикой существует расслоение население на богатых и бедных, ма­лоимущих, социально незащищенных. Например, при установлении и взимании налогов, различных сборов органы государственной власти должны учитывать принцип справедливости, который означает, что в конечном счете критерием верности многих правовых норм является мера справедливости, существующая в нашем обществе.

Принцип правового государства раскрывается в трех качествах:

• самоограничение государства правом и законом в вопросах вмешательства в экономическую деятельность общества, в распределение национального богатства;

• связанность государства и его органов целевым назначением публичной власти, т. е. нельзя допускать коммерциализации деятельности государства. Принцип правового государства также означает равноудаленность органов государства от различных коммерческих структур.;

• требование равного доступа всех субъектов конституционного права к владению, пользованию и распоряжению собственностью.

Принцип народовластия означает, что народ как единственный ис­точник власти вправе решать важнейшие вопросы определения эконо­мического развития страны, принципов распределения национальных богатств, установления особых правовых режимов использования важ­нейших объектов собственности. Народ вправе решать эти вопросы либо в формах непосредственной демократии, либо в форме представитель­ной демократии.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает:

• обеспечение и защита права частной собственности и свободы экономической деятельности как важнейших составляющих правового статуса личности в условиях рыночной экономики;

• обеспечение участия граждан в управлении и распределении общественных благ, публичной собственности.

Принцип разделения властей имеет один наиболее важный аспект: орган государственной власти, устанавливающий правила для собствен­ников, не должен одновременно иметь права по участию в осуществле­нии прав собственника в гражданском обороте. Так, представительный орган власти наделен правом устанавливать правила поведения собствен­ника на рынке, но он не должен иметь право участвовать в реализации этих прав.

Принцип федерализма означает:

• обеспечение сочетания принципа единства экономического пространства на всей территории страны с принципом самостоятельности субъектов Российской Федерации по вопросам экономического развития своей территории и правами собственника регионального имущества;

• справедливость в распределении доходов от национальной экономики по всей территории страны;

• субсидиарную ответственность Федерации и субъектов РФ за уровень социально-экономического развития регионов.

Принцип социального государства предполагает государственное стимулирование наиболее эффективных отраслей развития экономики и перераспределение национальных богатств с целью обеспечения опре­деленного социального уровня жизни граждан и развития регионов стра­ны. В содержание этого принципа также входит право государства остав­лять за собой наиболее значимые объекты и ресурсы для обеспечения социальных программ и предоставления необходимых социальных ус­луг (значительная часть природных ресурсов, объекты транспорта и свя­зи, предприятия и организации, оказывающие социальные услуги и др.).

Принцип экономического плюрализма исключает понятие приори­тетности какой-либо экономической теории, модели при формировании источников, распределении ресурсов и перераспределении объектов соб­ственности в процессе приватизации или национализации и т. д.

Вторая группа включает специальные конституционные принци­пы регулирования экономических отношений.

Принцип признания разнообразия форм собственности и их равной правовой защиты означает:

• единые правила участия различных форм собственности в гражданском обороте;

• единые стандарты защиты форм собственности перед законом и судом. В этой связи наглядным примером является решение Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2000 г. № 14-П. В нем указано, что изъятие имущества, принадлежащего на праве собственности субъектам РФ и муниципальным образованиям без их согласия, если оно осу­ществляется без разумной компенсации, нарушает требования Кон­ституции РФ (ч. 3 ст. 55) и корреспондирующих ей положений Про­токола № 1 (ст. 1) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционный Суд РФ этим решением подтвердил, что конституционный принцип защиты собственности относится не толь­ко к частной, но и ко всем формам собственности.

Принцип свободы экономической деятельности проявляется:

• в свободе экономического выбора (быть предпринимателем или наемным работником);

• в свободе рынка труда (право свободного передвижения, выбора места жительства);

• в праве на выбор организационной формы хозяйственной деятельности;

• в праве на свободное использование своего имущества;

• в праве на защиту от недобросовестной конкуренции, монополизма.
Принцип свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств направлен на обеспечение стабильности экономического оборо­та: равные конкурентные условия и равный объем ответственности уча­стников на всей территории страны.

Принцип единства экономического пространства означает равное распространение принципов рыночной экономики и правил гражданско­го оборота на все субъекты хозяйственной деятельности (как частного, так и публичного секторов) по всей территории страны. Этот принцип имеет дополнительное обеспечение в виде исключительного полномочия Российской Федерации устанавливать основы федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, правовые основы единого рынка; регулировать гражданско-правовые отношения (п. «е», «ж», «о» ст. 71 Конституции РФ).

Принцип поддержки конкуренции выражается в государственной поддержке добросовестной конкуренции и недопустимости недобросо­вестной конкуренции и монополизации. Конкуренция лежит в основе механизма рыночных отношений, является движущей силой этих от­ношений.

Принцип неприкосновенности частной собственности включает ряд важных элементов:

• охрану частной собственности законом (п. 1 ст. 35);

• возможность лишения имущества только по решению суда (п. 3 ст. 35);

• принудительное отчуждение имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Следует отметить, что принцип неприкосновенности частной соб­ственности распространяется и на публичную собственность, участвую­щую в гражданском обороте.

Принцип свободы договора означает свободу выбора в экономических отношений: участника (партнера), условий договорных отношений, ви­дов ответственности.

Конституционно-правовое регулирование отношений в сфере публич­ной собственности имеет свои особенности и здесь можно выделить ряд особых конституционных принципов.

Принцип единства публичной собственности обусловливает необ­ходимость субсидиарной материальной ответственности всей системы публичной власти за свои социально-экономические обязательства. За­конодатель признает принцип единства материальной ответственности разных уровней публичной власти, например, по вопросам возмещения ущерба в связи с террористическим актом (СЗ РФ. 2003. № 27. Ст. 2709; СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; СЗ РФ. СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808).

Принцип целевого назначения публичной собственности предпола­гает использование и распоряжение публичным имуществом только для обеспечения установленных Конституцией РФ и законодательством функций и полномочий государственных и муниципальных органов власти.

Принцип взаимосвязи полномочий органов публичной власти и ис­точников финансирования соответствующих полномочий наиболее определенно закреплен в ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодатель­ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 4 ст. 26. 1) и «Об общи: принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» (ч. 1, 2, 3 ст. 18).

Принцип публичности определяет два основных момента: доступность, прозрачность информации и возможность государственного, общественного контроля за использованием публичного имущества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституция и формы собственности | Ограничения конституционных прав и свобод. Конституционные принципы правового статуса личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.