КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наиболее высокий уровень многостороннего регулирования – ВТО
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ. ЛЕКЦИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ. Помимо форм государственного регулирования внешней торговли во второй половине ХХ и начале XXI века получили свое развитие и различные формы и методы ее международного регулирования. Это проявляется как в форме деятельности региональных экономических организаций, союзов и группировок, так и в деятельности организаций, по существу, охватывающих подавляющую часть современной международной торговли. Группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные международные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни. К числу крупнейших региональных экономических и торговых блоков (группировок) можно отнести: ЕС (в состав которого с мая 2004года входят 25 государств), Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Евразийское экономическое сообщество (в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) и др. В целом в мире существует около 100 различных торгово-экономических союзов и группировок. Несмотря на превалирование в международной торговле тенденций ее либерализации, на уровне не только отдельных государств, но и торгово-экономических блоков и союзов действуют формы протекционистской политики. С одной стороны, эти блоки и союзы способствуют развитию международной торговли (снимая барьеры во взаимной торговле стран – участниц этих союзов), а с другой – они устанавливают определенные барьеры для "третьих" стран, не входящих в их состав, и для других торгово-экономических союзов. Таким образом, в ходе либерализации международной торговли и ее развития в направлении формирования единой, глобальной системы международной торговли проявляется очевидное противоречие – этот процесс нередко "преломляется" через формирование региональных торгово-экономических союзов, у которых есть реальные проблемы взаимодействия между собой и с не входящими в их состав странами. Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из собственных национальных экономических интересов (а также из групповых интересов торгово-экономических блоков, помимо которых имеются еще и корпоративные интересы), они объективно вовлечены в процесс интернационализации экономической жизни, все больше приобретающей черты глобализации. Поэтому актуальной является необходимость согласованного регулирования международной торговли на многосторонней основе. Это позволяет решить целый ряд реальных проблем: · "сгладить" противоречия между странами в сфере внешней торговли; · добиться определенных компромиссов и единообразия в регулировании внешней торговли отдельными странами и экономическими группировками. Помимо экономических и торговых блоков действуют многочисленные международные организации, ассоциации, советы, заключены многосторонние международные соглашения, решающие проблемы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка. Так, с целью регулирования международной торговли некоторыми сырьевыми товарами заключены многосторонние соглашения и созданы международные организации с участием государств-импортеров и экспортеров: по какао (Международная организация по кофе – МОКК, International Cocoa Organization), по кофе (Международная организация по кофе – МОК, International Coffee Organization – ICO), по натуральному каучуку (Международная организация по натуральному каучуку – МОНК, International Natural Rubber Organization – INRO), по сахару (Международная организация по сахару – МОС, International Sugar Organization – ISO). Страны – экспортеры нефти представлены в деятельности ОПЕК (Организации стран – экспортеров нефти, Organization of the Petroleum Exporting Countries – OPEC). Кроме того, действуют межгосударственные ассоциации или международные советы, а также международные консультативные организации экспортеров меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, древесины тропических пород, кожи, зерна, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, чая, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. Действуют международные исследовательские группы по сырьевым товарам (например, по каучуку, по свинцу и цинку, по меди).
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – базовый международный договор, на основе которого осуществляется правовое регулирование внешней торговли товарами. Основные формы деятельности – ведение переговоров, раундов и консультаций. Деятельность ГАТТ можно разбить на 2 этапа: 1. С начала основания до 1973г. Основная задача – снижение таможенных тарифов; 2. с 1973г. связана с началом борьбы против нетарифных ограничений в торговле. Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение в течение примерно 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы международной торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений. Важная особенность, заложенная в конструкцию Генерального соглашения, - это возможность его совершенствования, развития правовых норм соглашения и его организационных форм в соответствии с меняющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом одна из причин жизнестойкости Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком инкорпорирован в ВТО. История создания ГАТТ уходит к первым послевоенным годам в связи с предпринимавшимися в 1946-1948гг. усилиями создать в рамках ООН Международную Торговую Организацию (МТО). Еще 18 февраля 1946г. на своем первом заседании Экономический и социальный совет ООН принял резолюцию 13 (1), которая призывала к созыву Конференцию ООН по Торговле и Занятости. Созданный на базе этой резолюции Подготовительный комитет провел два заседания: одно – в Лондоне (октябрь-ноябрь 1946г.), другое – в Женеве (апрель-октябрь 1947г.). В промежутках между ними работала редакционная группа в Нью-Йорке (Лейк Саксесс, январь-февраль 1947г.). В итоге этих заседаний был выработан проект Устава МТО, включивший раздел, позже ставший Генеральным Соглашением по Тарифам и Торговле. Заседание подготовительного комитета в Женеве в 1947г. проходило по двум направлениям: одно – разработка текста устава МТО, другое – переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов. Эти переговоры по существу вылились в самостоятельную конференцию, завершившуюся 30 октября 1947года принятием Заключительного акта. Заключительный акт утверждал ГАТТ в качестве временного соглашения, регулирующего торговые отношения на период вступления в силу Устава МТО, и содержал протокол о временном применении ГАТТ, которое в это время включало те положения проекта Устава МТО, которые регулировали вопросы внешнеторговой политики. Генеральное Соглашение вошло в силу 1 января 1948года после того как восемь стран (Австралия, Бельгия, Франция, Люксембург, Голландия, Великобритания, США и Куба) первыми подписали протокол о его временном применении. Вслед за тем, до 30 июля 1948г., еще 15 стран (Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, Бразилия, Бирма, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Зимбабве, Ливан, Сирия, Чили, ЧССР, Китай и Индия) подписали его, и общее число участников в ГАТТ достигло 23. Тем временем в Гаване (Куба) была создана Конференция ООН по торговле и занятости (21.11.1947 – 24.03.1948гг.), которая должна была рассмотреть проект Устава МТО и принять его. Конференция завершилась принятием Заключительного акта, содержавшего так называемую Гаванскую Хартию – Устав МТО. Гаванский Устав включал в себя кроме положений, относящихся к вопросам торговой политики, вопросы, касавшиеся экономического развития, полной занятости, ограничительной деловой практики, капиталовложений, международных торговых соглашений, а также административно-правовые положения, определявшие статус МТО. Поправки, изменения и дополнения, внесенные в ту часть Хартии, которая касалась вопросов торговой политики были перенесены в текст ГАТТ. Это сделали сессии стран-участниц ГАТТ, первая из которых проходила в марте 1948года в Гаване, а вторая – осенью того же года в Женеве. Одновременно первая сессия стран-участниц ГАТТ приняла решение, что Временная комиссия, учрежденная Конференцией по Торговле и Занятости для подготовки создания МТО, будет выполнять функции Секретариата ГАТТ и в этом качестве обслуживать его. Дальнейшая история ГАТТ развивалась следующим образом. В декабре 1950года правительство США заявило о своем отказе от намерения добиваться ратификации Конгрессом Устава МТО, в результате чего вопрос о создании МТО на основах, согласованных в Гаване, был закрыт, и Генеральное Соглашение осталось единственным многосторонним документом, содержавшим принципы и правила международной торговли. Основными принципами ГАТТ – 1994 являются: 1. Провозглашение режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров другого государства (осуществление торговли без дискриминации). 2. Отмена нетарифных мер во внешней торговле товарами. Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (в соответствии с которым защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции может осуществляться только путем установления таможенных пошлин, а не количественных ограничений). 3. Сокращение пошлин в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их повышения в дальнейшем. 4. Предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем международной торговли (т.е. все возникающие в рамках ГАТТ проблемы международной торговли должны решаться путем переговоров).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |