КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Торговые раунды ГАТТ и ВТО
РНБ не РНБ Заключение региональных торговых соглашений. Предоставление льготного режима международной торговли для развивающихся стран. Развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции. 8. Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды. Ограничения импорта текстильных товаров (в соответствии с Соглашением по текстилю и одежде на временной основе до 1 января 2005года допускается квотирование). Эти принципы были зафиксированы в ГАТТ, позднее в результате переговоров к ним добавился еще и принцип национального режима. Поскольку в ГАТТ были заложены идеи свободы торговли и равенства всех участвующих сторон, то существенное значение приобретает принцип режима наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Его суть состоит в необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешнеторговой деятельности. РНБ предусматривает обязанность государства предоставлять в отношении товаров из другого государства в определенной области такие же льготы и преимущества, которые уже предоставлены или будут предоставлены в отношении товаров из любого третьего государства. Этот принцип предполагает обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране. Положения режима наибольшего благоприятствования распространяются на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также все правила и формальности, с ним связанные. Кроме того, положения РНБ распространяются на внутренние налоги и сборы, на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних рынках стран-участниц. В ГАТТ РНБ допускает исключения в случае создания специальных экономических (интеграционных) группировок. В первой редакции ГАТТ (1947) исключения из этого принципа предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. Однако позднее с распадом колониальной системы ситуация с такого рода исключением изменилась. Развивающимся странам было предоставлено право пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе (т.е. без взаимного снижения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран). распространяется: § На весь круг операций, связанных с ввозом и вывозом товаров;
§ На внутренние налоги и любые внутренние сборы, которыми могут облагаться иностранные товары;
§ На все законы, правила, требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, перевозке, распределению и использованию;
§ На все сборы, правила и формальности, связанные с транзитом;
§ На требования, предъявляемые к маркировке;
§ На нетарифные меры, если допускается их применение (принцип "неселективности").
распространяется:
- Любой развивающейся стране или между развивающимися странами; - Соседним странам в целях развития приграничной торговли; - В рамках таможенных союзов и зон свободной торговли;
- Великобритания и зависимые территории Великобритании; - Территории Французского союза; - Таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и их зависимые территории; - Участники преференционных соглашений Чили-Аргентина; Чили-Боливия, Чили-Перу; - Участники преференционного соглашения между Ливаном, Сирией и соседними странами; - Между Кубой и США.
Требует своего разъяснения второй принцип ГАТТ – отмена нетарифных мер во внешней торговле товарами. Речь идет о том, какие средства внешнеторгового регулирования допустимы в рамках ГАТТ (позднее ВТО). В качестве единственно приемлемого средства ГАТТ были признаны внешнеторговые пошлины. Все остальные формы и методы внешнеторгового регулирования в соответствии с ГАТТ применяться не должны (а если они применяются, то это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами). Принципиальным здесь является вопрос об отношении ГАТТ к количественным ограничениям в международной торговле – ГАТТ не рекомендует странам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. Но в тексте ГАТТ есть перечень возможных исключений (когда введение количественных ограничений допустимо). К ним относятся случаи регулирования сельскохозяйственного производства, а также случаи нарушения равновесия платежного баланса. В виде исключения допускаются: · Запрещения или ограничения экспорта, временно применяемые для предотвращения или ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующего государства; · Запрещения или ограничения в связи с применением правил классификации, сортировки или реализации товаров в международной торговле (например, при продаже товаров второго сорта под видом первого); · Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров, включая продукты рыболовства, при проведении правительственных мероприятий, направленных на сокращение национального производства подобных товаров или на ликвидацию затоваривания; · Ограничения в целях обеспечения равновесия платежного баланса; · Ограничения в случае импорта товара в увеличенных количествах: каждый член ВТО имеет право на защитную меру, если он установил, что импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли национального производства, производящей подобные или прямо конкурирующие товары; · Ограничения импорта текстильных товаров (в соответствии с Соглашением по текстилю и одежде на временной основе до 1 января 2005года допускается квотирование); · Нетарифные меры, применяемые странами, экономика которых может обеспечить только низкий уровень жизни и находится на ранних стадиях развития (если требуется правительственная помощь для создания определенной отрасли промышленности). Кроме того, ГАТТ отрицательно относится к таким государственным мерам внешнеторгового регулирования, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и др. (эти меры не допускаются тогда, когда это ведет к дискриминации стран-участниц ГАТТ). Из второго логически вытекает и третий принцип ГАТТ – постепенного (но неуклонного) снижения пошлин во взаимной торговле стран-участниц в результате переговоров (без их дальнейшего повышения). Если в начале действия ГАТТ (конец 40-х гг.) таможенные пошлины стран-участниц были на уровне 40-60%, то к 2000г. они составляли уже 3-5%. На первых этапах деятельности ГАТТ механизм снижения пошлин состоял в том, что основные страны-производители и страны-потребители товаров договаривались о величине снижения, после чего эти сокращения автоматически распространялись на все страны – участницы соглашения. На последних же этапах деятельности ГАТТ (когда величина таможенных пошлин значительно снизилась и одновременно возросло число участников ГАТТ) снижения таможенных пошлин стали осуществляться на основе списков, подготавливаемых странами-участницами. Эти списки составлялись таким образом, что величина потерь для национального бюджета страны от снижения импортных пошлин должна быть равна сумме выигрыша ее национальных производителей, поставляющих свои товары за границу, за счет снижения импортных пошлин стран-контрагентов (покупателей), т.е. действовал принцип равенства уступок. В 70-е гг., когда участники ГАТТ стали решать проблемы регулирования нетарифных мер, этот принцип равенства уступок начал применяться в модифицированном виде – основой переговоров стали подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных странами от введения тех или иных ограничений. Четвертый принцип ГАТТ – отказ стран-участниц от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. В соответствии с этим принципом страны обязуются не осуществлять односторонних действий, связанных с ограничением свободы торговли (все решения принимаются только на основе взаимных торговых переговоров). Как крупные, так и небольшие страны могут обратиться в ГАТТ с просьбой о рассмотрении спорного вопроса, если они считают, что их права по ГАТТ ущемляются другими государствами-участниками ГАТТ. Система разрешения споров основывается на статьях 12 и 13 Соглашения. Согласно ГАТТ первый шаг в урегулировании споров – это двусторонние консультации спорящих сторон. В том случае, если двусторонние консультации не приводят к разрешению спора, страны могут воспользоваться услугами специальных групп ГАТТ. Группа обычно состоит из трех экспертов из стран, не заинтересованных в существе вопроса. Они выслушивают мнение заинтересованных сторон и выносят решение на основе положений ГАТТ, интерпретации его статей и существующих прецедентов. Далее представляется доклад Совету ГАТТ. Доклад содержит выводы по существу спора и рекомендацию, обращенную к спорящим сторонам (или к одной из сторон). Совет на основе консенсуса может утвердить доклад группы (вся эта система перенесена в ВТО с той лишь разницей, что последней инстанцией в ВТО является Орган по разрешению споров). В этом случае спорящие стороны обязаны действовать в соответствии с выводами и рекомендациями. В том случае, если сторона, являющаяся нарушителем положением ГАТТ, не выполняет рекомендацию, потерпевшая сторона может попросить у членов ГАТТ разрешение на принятие ответных мер. В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов: · Женева, Швейцария, 1947г.; · Аннеси, Франция, 1949г.; · Торки, Великобритания, 1956г; · Женева, Швейцария, 1960 – 1961гг.; · Женева, Швейцария, 1964 – 1967гг.; · Токио, Япония, 1973 – 1979гг. · Пунта дель Эсте, Уругвай, затем Женева, Швейцария, 1986 – 1994гг. (так называемый Уругвайский раунд). На первых пяти раундах рассматривались вопросы снижения таможенных пошлин. В рамках раунда 1964 – 1967гг. (Женева, так называемый ²Кеннеди-раунд² помимо рассмотрения вопросов снижения таможенных пошлин были введены преференции для развивающихся стран и разработан первый международный Антидемпинговый кодекс. На так называемом ²Токио-раунде² 1973 – 1979гг. помимо рассмотрения традиционных вопросов, связанных со снижением таможенных пошлин, был подписан ряд соглашений по нетарифному регулированию международной торговли, в том числе Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам; принята новая редакция Антидемпингового кодекса; приняты Кодекс по государственным заказам и Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур; подписано Соглашение по вопросам стандартизации и сертификации продукции. Особую роль сыграл Уругвайский раунд 1986 – 1994гг. В его рамках помимо рассмотрения традиционного вопроса снижения пошлин и проблем совершенствования механизма реализации ГАТТ был принят целый ряд кардинальных решений: · было подписано соглашение о создании ВТО; · была принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ – 1994), при этом страны-участницы прилагали к этому соглашению график собственных обязательств по снижению взаимных торговых барьеров; · было разработано и принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС); · было разработано и принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); · было подписано Соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (коснувшееся прежде всего стран ЕС) и снижении импортных пошлин на продовольственную продукцию; · было введено понятие так называемых ²законных² и ²незаконных² субсидий, при этом к числу ²законных² были отнесены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей среды и региональным развитием; · были введены минимальные параметры, ниже которых субсидирование автоматически признается ²законным² (3% от общей величины импорта или 1% от общей стоимости товара).
[1] Раунды получили своё название от наименования городов (стран), в которых проходила Конференция Министров открывшая раунд. Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО получил название Доха-раунд от имени столицы государства, где проходила Конференция его открывшая.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |