КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекционный материал
Теория институтов в западной экономической мысли. I Теория институтов К. Маркса. Карл Маркс обращает внимание на то, что институт возникает не из идеи, а идеи определяются материальными условиями, складывающимися исторически. Раскрывая это положение на примере возникновения института земельной собственности, он пишет: Известно, что благодаря развитию английской промышленности возросла стоимость земли в Шотландии. Эта промышленность открыла для шерсти новые рынки сбыта. Чтобы производить шерсть в больших количествах, нужно было превратить пахотные поля в пастбища. Чтобы совершить это превращение, нужно было превратить пахотные поля в пастбища. Чтобы совершить это превращение, нужно было сконцентрировать собственность. Чтобы сконцентрировать собственность, нужно было уничтожить мелкие хозяйства наследственных арендаторов, согнать тысячи арендаторов с их родной земли и поселить вместо них несколько пастухов, пасущих миллионы овец. Таким образом, в Шотландии земельная собственность путем следования друг за другом превращений привела к вытеснению людей овцами. Скажите теперь, что провиденциальной целью института земельной собственности в Шотландии было вытеснение людей овцами, - и вы получите провиденциальную историю[1]. Таким образом, институты, согласно Марксу, есть «только отражение форм движения реального мира»[2], продукт господствующих производственных отношений[3]. К. Маркс утверждает, что взгляд, согласно которому будто бы идеями и представлениями людей созданы условия их жизни, а не наоборот, опровергается всей предшествующей историей, в которой до сих пор результаты всегда оказываются иными, чем те, каких желали, а в дальнейшем ходе в большинстве случаев даже противоположными тому, чего желали [4]. Маркс: всякая нация может и должна учиться у других, однаконеобходимо иметь в виду, что, если общество даже и напало на след естественного закона своего развития, оно не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами [5]. Маркс: народы развиваются не по декретам и не по указам: последние имеют смысл лишь тогда, когда для этого созданы экономические и политические предпосылки [6]. К. Маркс подчеркивает, что институты вторичны по отношению к материальной жизни общества и указывает на то, что идеи есть только отражение действительности, что все идеи извлечены из опыта, что они – отражение действительности [7]. Не закон, - пишет он, - задает развитие ремесел, а, наоборот, «естественное развитие ремесел приводит к их обособлению, затем они кристаллизуются и, наконец, закрепляются законом [8]. Подобную точку зрения высказывает и Ф. Энгельс. Ф. Энгельс: юридические основания (правовые нормы, законы) есть не что иное как форма общественного признания данного экономического условия [9]. Ф. Энгельс: «Экономические условия получают общественное признание под видом юридических оснований»[10]. Таким образом, марксизм рассматривает «экономику и институциональную систему как органическую материю»: институты как правовые отношения, - пишет Маркс, - не могут быть поняты из самих себя, они коренятся в материальных жизненных отношениях [11] и задаются, в конечном счете, потребностью в изменении производственных отношений, которые в юридической плоскости выступают как правовые отношения [12]. II Категориальное понятие «институты» становится предметом исследования отдельного направления экономической теории на рубеже XIX-XX вв., когда «диалектика реального мира» пришла в противоречие с умосозерцательными идеями базовых принципов классической экономической науки.
Торстейн Веблен. Теория институтов. Глубокий анализ понятия институтов был представлен в трудах Т. Веблена - американского экономиста, основоположника институциональной теории (1857-1929)[13]. В контексте исследования механизма общественного развития Веблен концентрирует свое внимание на институтах: они интересуют его, прежде всего, как факторы, определяющие траекторию социально-экономического движения общества. Веблен определяет институты как распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций[14]. Другими словами, - поясняет он, - институты – это привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди… Институты, - это образ мысли, точки зрения, настрой и способности ума, да и многое другое[15]. Несколько позднее, он трактует понятие «институты» как "устойчивые привычки, мышление, присущие большой общности людей"[16]. При этом следует обратить внимание на то, что Веблен рассматривает привычку как результат "привыкания (приспособления) к материальным условиям и принуждениям "[17]. И, следовательно, институт, как образ мысли, как привычка, как норма поведения есть, согласно ему, не результат субъективных волевых соглашений, а результат отражения материальных условий социальной жизни. Процесс отбора и приспособления институтов - формирование образа мысли индивида касательно общественных отношений, следование / неследование традициям, поддержание / неподдержание тех или иных социальных норм - детерминирован, - согласно концепции ученого, - стремлением человека выжить. «Жизнь человека в обществе, - это борьба за существование, а, следовательно, это процесс отбора и приспособления»[18] - пишет он.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |