Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы психического отражения у человека




Описанные формы психического отражения соответствуют тому, что И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой действительности. Она общая у животных и у человека. На ее основе в результату труда, требовавшего общения и речи, возникла вторая сигнальная система действительности — понятийное мышление. Имея в виду этот этап развития психики, В. И. Ленин писал в «Философских тетрадях»: «Диалектичен не только переход от материи к сознанию, но и от ощущения к мысли etc.». Далее он уточнял: «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» '. При этом скачок к мысли (понятию) он видел от ощущения, а не от восприятия, которое само формируется на основе понятий и простейших суждений. Применительно к рассматриваемому вопросу можно выделить у следующие скачки в развитии форм отражения:

1) от физического к физиологическому (раздражит мости);

2) от физиологической раздражимости к пережи-ваемости (субъективному), т. е. психическому;

3) от эмоций к ощущениям (от переживаемости к чувствительности);

4) от сложных комплексных ощущений к простейшему мышлению (понятиям); 5) от мышления к воле.

Выше было сказано, что отождествление биологической и физиологической формы отражения требует уточнения. Здесь уместно остановиться на этом вопросе. 2-й и 3-й скачки из приведенных дают переход от физиологической к психической форме отражения, но скачок от биологической (присущий и человеку, и животным) к социальной форме отражения, это 4-й из перечисленных скачков. Он продолжается скачками от явлений индивидуально-психологических к явлениям общественной (социальной) психологии и потом к социальным явлениям. Их рассмотрение выходит за рамки задач и возможностей этой книги.

Каждый из этих переходов от одной формы отражения к другой происходил в результате скачка к более высокой форме, причем и любая из этих форм сама развивалась, усложняясь и дифференцируясь на основе условно-рефлекторной деятельности. Например мышление как второсигнальная (говоря языком физиологии), понятийная (как говорят психологи) и опосредованная (применяя понятие философии) форма психического отражения развивалось в истории человечества от элементарных (понятия и суждения) до его высших форм (творческого и диалектического мышления). Все формы мыслительных процессов, которые часто не различаются с их свойствами, имеют свою еще недостаточно изученную иерархию.

Но уже в начале антропогенеза, на стадии так называемого первобытного мышления с его элементарной абстракцией «в самом простом обобщении, элементарнейшей общей идее... есть известный кусочек фантазии». Следовательно, фантазия (или воображение—это синонимы) присутствует во всех мыслительных процессах, принимая доминирующее значение в одном из них, которое и называют воображением. Вместе с тем фантазия—это одно из проявлений активности психики. Развитие мышления стимулируется общением, которое требует объективизации его речи.

Но неверно было бы думать, что мышление человека не имеет своей предыстории. Не случайно скачок «от ощущения к мысли», отмеченный В. И. Ленины как философом, был замечен и И. П. Павловым как биологом. Наблюдая за высшими обезьянами, он пришел к выводу, что у них есть и такая форма поведения, которая не может быть отнесена ни к безусловному, ни к условному рефлексу. «...Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, — сказал он,—то это «условным рефлексом» назвать нельзя. Это есть случай образования знания, уловления нормальной связи вещей. Это — другой случай. Тут нужно сказать, что это есть начало образования знания, улавливание постоянной связи между вещами — то, что лежит в основе всей научной деятельности, законов причинности и т. д.». Так, создатель учения об условных рефлексах сумел выйти за его рамки, увидев явление, которому позже Э. А. Асратян дал название «каузальный условный рефлекс», хотя мне кажется более точным, соответствующим словам самого Павлова был бы термин каузальный рефлекс как более-высокая форма рефлекса после безусловного и условного.

Если безусловный рефлекс как нейрофизиологический механизм знаменовал скачок от физического отражения к физиологическому, а условный рефлекс — от физиологического к психическому (это, как известно, мало у кого вызывает сомнения), то каузальный рефлекс з'наменует подготовку скачка от ощущения к мысли.

Мышление как специфическая, только человеку присущая форма понятийного отражения в сочетании с уже имевшимися (но, конечно, также изменившимися) формами отражения — эмоциями и ощущениями создавала и новые. Так, у человека сохранилась способность ощущать, но она же в сочетании с появившейся понятийной формой отражения развилась в восприятие.

Человек воспринимает предмет в целом, включая в это восприятие не только комплексы ощущений, свойственные животным и уже у них дающие целостный, предметный и константный образ, но и понятие о воспринимаемом. Суждение как простейший акт мышления опирается на восприятия. Но последние в свою очередь включают в себя понятия. Восприятие в отличие от ощущений и их комплексов второсигнальная и потому только человеческая форма отражения. Вот почему называть комплексы ощущений животных восприятиями неточно, хотя это и широко принято.

Конечно, мышление имеет свою иерархию форм начиная от простейших понятий и суждений до абстрактного, творческого, диалектического мышления, и все его формы, высшие, чем понятия, несравнимо сложнее восприятия. Но в генетическом плане восприятия могли появиться только после возникновения у мозга способности образовывать понятия.

Некоторые психологи предлагают комплексы ощущений у животных обозначать термином «первосигнальные восприятия животных», чтобы отличить их от соответствующих восприятий у человека, которые они называют «второсигнальными восприятиями человека». Хотя в принципе различение этих явлений необходимо, на мой взгляд, специфику первых точнее выражал бы термин «комплексные ощущения», поскольку они получают за счет комплексности свойства целостности, предметности и константности, не имея присущей восприятиям понятийности.

Понятийная форма психического отражения в сочетании с эмоциями дала новую, также только человеческую форму отражения — чувства. Если эмоций у человека отражают объективные отношения предметов и явлений внешнего мира к нуждам человека как организма, то чувства отражают эти отношения к человеку как к личности, как к члену общества. Если эмоции регулируют взаимоотношение человека со средой как организма, то чувства регулируют его отношения как личности с другими людьми.

Соответственно этому обогатилась и память как форма психического отражения памятью на понятия, восприятия и чувства. Первую обычно называют «смысловой памятью» (точнее бы сказать, «понятийной»), вторую—«образной» и третью—«эмоциональной» (я бы ее назвал «память чувств», а литераторы образно именуют ее «памятью сердца»). Все это второсигнальные виды памяти в отличие от первосигнальных видов, называемых «механической» памятью. Два разных нейродинамических механизма определяют два рода всех ее видов — оперативную и долговременную память. Совокупность всех этих родов и видов памяти у человека и дает ту свойственную ему интегральную и следовую форму отражения, которую обобщенно и называют памятью.

Действительно, если физиологическая, в том числе генетическая, память один из важных факторов биологической эволюции, то память как мнестическая форма психического отражения играла важную роль в социальной эволюции.

Психопатологические явления, вызывая распад структуры памяти как целого, позволяют глубже понять ее отдельные, рассмотренные выше виды и типы. К сожалению, те и другие часто смешиваются, подменяются одно другим. Мне кажется, избежать этого удалось бы, если иметь в виду, что тип — это наиболее свойственный данной личности вид памяти.

Свойственной только человеку формой психического отражения является воля.

Понимание воли как формы психического отражения опирается на раскрытие сущности цели как психического явления. Цель— это отражение объективно существующих возможностей результата действия и деятельности. Она может быть близкой или отдало ной, более общей, частной или элементарной, т. ближайшей и неразложимой. Цель может быть иллюзорной, поскольку иллюзия это искаженное отражение реальности. Необходимо различать объектиную цель (как отражаемое) и цель как отраженно как психическое явление.

Наиболее существенным, исходным для понимания воли является целеустремленность, могущая принимать формы психического процесса, состояния и свойства личности. Целеустремленность — это отражение объективных отношений, объективной общей и отдаленной цели и возможностей личности. Притязания (уровень притязаний) представляют собой целеустремленность, в которой возможности личности заменены ее направленностью. Поскольку направленное личности включает в свою структуру потребность притязания всегда бывают эмоционально окрашенш ми и относятся не только к проявлениям воли, но эмоций.

Волевое усилие («сила воли») как процесс и настойчивость («стойкость воли») как состояние или как свойство личности, а следовательно, и в целом воля - это отражение объективного отношения цели деятельности, соответствующей уровню Притязаний личности и фактически выполняемой собственной деятельности, обеспечивающей достижение этой цели. Волевое усилие одноразово и связано с более близкой целью, настойчивость — с более отдаленной, общей, подчиняющей себе частные цели.

Процесс принятия волевого решения в волевом действии и решительность как волевая черта личности являются производными от волевого усилия и настойчивости. Они определяются темпом волевого действия и преобладанием волевого компонента над эмоциональным в едином акте сознания. Последнее (баланс эмоционального и волевого компонента при господстве воли над эмоциями) принято называть самообладанием.

Взаимосвязи в единой структуре сознания волевой формы психического отражения с другими его формами создают такие психические явления, как произвольное восприятие, запоминание и воспроизведение, сдерживание эмоций и т. д. При этом любое такое действие, как и самостоятельное волевое действие. субъективно переживается как волевое усилие, а объективно проявляется как активность сознания и, следовательно, как активность и личности, и человека.

Во всех случаях волевой формы психического отражения отражаемым объектом является та или иная реальность: объективная возможность результата деятельности или действия, собственная деятельность, их объективные отношения между собой или с возможностями и направленностью личности. На выявление их должен быть нацелен анализ волевого действия или деятельности. Для формирования волевых качеств личности должны создаваться как объективно отражаемые явления и отношения, так и обеспечиваться условия для закрепления отраженного. Иными словами, для формирования волевых качеств личности волевая форма отражения должна переводиться в мнестическую форму.

Мнестическая форма волевого отражения (волевой вид памяти) мало изучена, и редко она рассматривается наряду с образной, понятийной, эмоциональной и психомоторной памятью. Тем не менее следует иметь в виду, что именно на ее основе образуются из вод вых действий волевые навыки. Примером последит являются навыки дисциплины. Сюда же относятся нравственные и правовые навыки, обеспечивающие культуру поведения.

Подводя итог изложенного, можно дать следующую систему форм психического отражения: эмоци ощущения; мышление; восприятие; чувства; воля память (как следовые формы всех предыдущих).

Вместе с тем эти формы психического отражения: могут рассматриваться и как элементы сознания, и как элементарные, способности, входящие в структуру более сложных способностей, и как элементарные виды деятельности.

Иногда говорят, что эмоции и ощущения нельзя считать у человека формами психического отражения, поскольку они полностью в «снятом» виде вошли в восприятия и чувства и поэтому должны рассматриваться только как компоненты структур последних. С этим нельзя согласиться. Действительно, более простые ощущения и эмоции включены в «снятом», измененном виде в восприятия и чувства. Но они сохранились у человека и как самостоятельные формы психического отражения.

Ранее мы уже приводили аргументы, свидетельствующие о наличии «чистых» эмоций.

Иногда они накладывают отпечаток в сознании на длительное время, проявляясь как эмоциональные состояния. Это было подмечено и нашло отражение даже в поговорке: «Встал с левой ноги». Состояние эйфории или, напротив, тоска с неосознанными причинами—другой пример таких эмоций. Закрыв глаза и поворачивая голову к электрической лампочке, легко познать ощущение света, не входящего ни в какие восприятия, так же как и звук, ощущаемый, когда «в ухе звенит». Очень отчетливы различия патологических отдельных ощущений от целостных восприятий. Подобных примеров можно привести много.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.