Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигантизм и неизменность канона

 

Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали су­ществование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.

Характерной особенностью египетской пластики стало изобра­жение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложив­шихся в процессе художественной практики и за­крепленных традицией. В передаче фигуры на плос­кости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

К числу характерных канонических типов при­надлежит портретный деревянный рельеф с изобра­жением зодчего Хесиры. Чувствуется мерный ритм его пружинящей поступи. Резко очерчен орлиный профиль головы. Примечательно, что глаз при этом показан в фас, символически обозначая способность воскрешать умершего к вечной жизни. Эта традиция восходит к мифу о поединке небесного божества Гора, изображавшегося в виде сокола, и бога пустыни Сета, олицетворявшего злое начало. Выступая мстителем за своего отца Осириса, вероломно убитого Сетом, Гор дает проглотить мертвому отцу свое Око, вырванное у него Сетом в начале битвы. Осирис ожил и стал царем царства мертвых. С тех пор обретение «ока Гора» ста­ло важным моментом в скульптурных изображениях.

Магическая выразительность взгляда достигалась инкрустацией глаз и рельефной подводкой век и бровей.

В понятие канона входили также определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора за­ключалась в достижении возможно более точного сходства с портре­тируемым. Его лицо должно было воплощать отрешенность от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Веч­ность...

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет, женские — в желтый. Во­лосы всегда были черными, одежда — белой. Одежда мужчин состо­яла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, обле­гающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, ба­зальт, песчаник, известняк.

Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплоти­лось в Большом сфинксе — знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.

Русский писатель И. А. Бунин, посетивший Египет, так описы­вал свои впечатления от Сфинкса в рассказе «Свет Зодиака»:

«Вокруг меня мертвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпан­ных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отде­ляясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света... Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

Туловище его высечено из гранита целиком, — приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с незапамят­ных времен суждена ему, как защитнику «Стра­ны Солнца», Страны Жизни... Он весь в трещи­нах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно, спокойно гля­дит он куда-то на восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила! Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в мо­ем сердце почти такое же благоговение, какое бы­ло в сердцах подданных Хуфу...»

В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их лица незабываемы. Во всем их облике царит невозмутимость и сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III. Поза фараона традиционна и ка­нонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого было отме­чено могуществом и благосостоянием страны.

Мастерски переданы индивидуальные черты: ску­ластое лицо, тяжелые веки, прикрывающие глаза, желваки около властного рта, четко очерченный под­бородок. Игра светотени на гладкой поверхности гра­нита усиливает выразительность образа.

Характерными чертами культуры Египта было утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — "Беседа ра­зочарованного со своей душой". Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Чем были обусловлены особенности культуры Древнего Египта?

2. В чем заключалась идея вечной жизни в Египте?

3. Как египтяне относились к смерти, к культу фараона?

4. С какой целью строились пирамиды в Древнем Египте?

5. Почему пирамиды считаются одним из семи чудес света?

6. Как строили пирамиды?

7. Что собой представлял древнеегипетский храм?

8. В чем величие и гигантизм храмов в Карнаке и Луксоре?

9. Что означает понятие «канон»?

Какое он нашел выражение в древнеегипетской скульптуре?

10. Чем туристов всего мира покоряет Большой сфинкс в Гизе?

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Храмы в Карнаке и Луксоре | Афинский Акрополь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.