Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Афинский Акрополь

Особенности древнегреческой культуры

Культура Древней Греции

План

 

1. Особенности древнегреческой культуры

2. Афинский Акрополь

3. Пергамский алтарь

 

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Нас восхищают прекрасные греческие статуи — образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями греческих ученых в области философии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюжеты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновенным ис­точником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства.

Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах обще­ственного деятеля V в. до н. э. Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего — таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.

V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший поли­тический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золо­тым веком Афин». Именно тогда здесь велось строи­тельство многих архитектурных сооружений, вошед­ших в сокровищницу мирового искусства. В народе сложилась пословица, наиболее точно выражающая значение этого города:

Да ты — чурбан, коли Афин не видывал; Осел — коли, увидев, не пришел в восторг; Верблюд — коли покинул их по своей воле.

Да, это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его еще называли «веком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э. Этому высокообразованному и дальновидному политику удалось объединить вокруг себя лучшие умы Древней Эллады. Его ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы Поликлет и Фидий. На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя, сожженного и разрушенного персами.

 

 

Ансамбль Акрополя — общественного и культур­ного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Мно­гократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник золотого века античной культуры все же и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Давайте войдем в Акрополь через центральный вход — Пропилеи.

Пропилеи представляли собой сооружение, со­стоящее из трех частей. В центре находились крытые ворота в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всад­ники и колесницы, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека, в которой по­мещались картины, мемориальные мраморные пли­ты и посвящения богам. С юга Пропилеи уравнове­шивал легкий и изящный храм Ники Аптерос (Бес­крылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потом жите­лям города не хотелось с ней расставаться. Изобра­зив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город. Величествен­ное здание Пропилеи описаны еще древнегреческим писателем II в. Павсанием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего».

Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и грече­скому народу. Останавливаясь перед статуей богини, греки подни­мали свои взоры, чтобы взглянуть в ее лицо. Торжественно воссе­дающая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающее острие копья и шлем Афины уже издалека приветствовали возвращающиеся на родину сыновья Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гени­ального скульптора Фидия, руководившего работами на Акрополе.

В основе композиции Акрополя лежала асимметрия, которая в целом не нарушала ощущения равновесия и упорядоченности архи­тектурных сооружений.

Чуть правее от Пропилей находится главный храм Акрополя — Парфенон, посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктионом и Калликратом. Храм занимает высо­кую часть холма, и поэтому он виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. В плане Парфенон представляет собой периптер (8x17 колонн высотой в 10,5 м). Дорические колонны придают храму особую монументальность и мужественную красоту. В архи­тектуре Парфенона использованы также колонны ионического ордера, придающие ему изящество и благородство. Этот величественный храм, построен­ный из белоснежного мрамора, поражает мастерст­вом обработки материала. По преданию, в святилище Парфенона находилась двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Девы), выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием (нач. V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.) и скульп­турами его круга. Фидию принадлежит идея располо­жения фриза, его композиционное построение, рас­пределение групп и создание общего ритма. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты. На фризах Парфенона, кажет­ся, собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий власти­тель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая богиня Победы Ника. Здесь же, на мраморных плитах фриза, совершают свои подвиги и герои греческих мифов. Афиняне так гордились своими победами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочисленных богов здесь запечатлены и простые граждане: конные всадники, сопровождающие торжественное шествие, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музыканты — флейтисты и кифареды, благородные афинские старцы с цветущими ветвями в руках. Все они представляют собой некий обобщенный образ свободных граждан идеальной и возвышенной красоты.

На северном склоне холма находится главное святилище Акро­поля — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в послед­ней четверти V в. до н. э. Храм был воздвигнут в честь Афины и По­сейдона на том месте, где, по преданию, состоялся их спор за облада­ние Аттикой. Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная плани­ровка. Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, поддер­живающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, краси­вые складки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными ат­рибутами.

На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, где разыгрывались трагические и смешные сцены из жизни богов и лю­дей. Вместимость театра — 17 000 человек. Перед началом спектак­ля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходи­ло у нее на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс — палка, обвитая плю­щом и виноградными листьями, Аполлон держал лук и стрелы, Ге­ракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гигантизм и неизменность канона | Римский Форум - центр деловой и общественной жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.