Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Римский Форум - центр деловой и общественной жизни

Культура Античного Рима

Пергамский алтарь

Знаменитым городом эллинистической эпохи был Пергам. Он стал своеобразным центром культуры на побережье Малой Азии. Так же, как и Александрия, Пергам прославился богатейшей библиотекой. Только книги в ней большей частью были написаны на тонко выделанной коже молодых телят и ягнят, получившей название пергамент.

Пергам славился своей высокой культурой и художественными сокровищами.

Знаменитым на весь мир стал алтарь Зевса, воздвигнутый в 180 г. до н. э. на Пергамском Акрополе. Он был посвящен памяти побед, одержанных Пергамским царством над галлами (кельтское племя).

К зданию алтаря, размеры которого были 36 х 94 м и 9 м высотой, вели ступени. Основание в форме буквы П охватывало внутреннее пространство и концентрировало внимание на скульптурном убранстве сооружения. Особенно привлекал внимание зрителей 120-метровый фриз, по­мещенный над цоколем (подножием здания) на высоту 1,80 м. Весь фриз, высота которого составляла 2,3 м, был заполнен огромным количеством фигур, изображавших борьбу олимпийских богов с гигантами. Это повторяло скульптурные рельефы Парфенона, но художественное решение уже иное. Необычайно крупные для античности масштабы фигур рассчитаны на восприятие издали, с земли, что свидетельствует о более «земных» намерениях художника. Если рельефы Парфенона, почти скрытые от глаз посетителей, предназначались, скорее, богам, как обеспечившим победу афинянам, то пергамские сцены, напротив, изображали деяния царя и воспевали его божественную природу. Мастер усилил физические и эмоциональные характеристики, придав событию драматизм и создав у зрителя ощущение реальности изображения.

Алтарь был обнаружен немецким инженером К. Туманом (1839-1896), строившим дороги и мосты в Малой Азии. Ему удалось добить­ся средств от Академии наук Пруссии и разрешения от султана Ос­манской империи (Турция) на ведение археологических раскопок. Об­ломки фриза знаменитого алтаря сейчас украшают залы Пергамского музея в Берлине.

 

Задания для самоконтроля

1. В чем отличительные особенности культуры Древней Греции?

2. Какие памятники архитектуры находятся на территории Акрополя?

3. Чем зрителей покоряет Парфенон?

4. Что собой представляет главное святилище Акрополя - храм Эрехтейон?

5. Как выглядел греческий театр?

6. Чем отличается фриз Пергамского алтаря от фриза Парфенона?

 

 

План

1. Римский Форум - центр деловой и общественной жизни

2. Пантеон

3. Колизей

 

 

 

«Все дороги ведут в Рим» — гласит древнее изречение. В нем за­ложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи. Здесь, в Риме, велось строительство ог­ромных масштабов.

С VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум. Здесь проходили народные собра­ния, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления госу­дарством, заключались торговые сделки, слушались судебные раз­бирательства, кипели страсти... На территории Форума было мно­жество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.

Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий так же, как и в афинском Акрополе, асимметричны, но при­чины для этого были иные. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремил­ся превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную пла­нировку.

Так, в начале II в. до н. э. Марком Траяном был сооружен самый грандиозный Форум, о котором говорили, что это единственное сооружение на земле, перед которым даже боги приходили в изумление: «Форум не может быть описан, и ничто подобное смертный не сможет больше создать». В центре об­ширной площади возвышалась конная статуя Траяна из позолоченной бронзы.

Но самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна (ок. 114 г. до н. э.), воздвигнутая по приказу императора на месте холма такой же высоты. Она представляет собой мрамор­ный цилиндр, водруженный на кубический поста­мент. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна против придунайского народа даков (совре­менная Румыния). Длина рельефов достигает 200 м. Разбивка военного лагеря, осада города с помощью машин для метания каменных ядер, полные эмоци­ональной напряженности сцены сражений - вот их основные сюжеты. Искаженные лица раненых и уби­тых, ожесточенные лица сражающихся воинов, фи­гуры пленных, просящих на коленях пощады.

И конечно же, главное внимание уделено изобра­жению самого императора. Мы видим его в бою и на отдыхе, вот он переходит Дунай, а вот приносит жертву богам, наблюдает за постройкой лагеря, ко­мандует осадой, ведет в бой кавалеристов и празднует победу. Это величественное сооружение призвано было прославить не только самого императора, но и мощь всего государства.

Позднее колонна выполняла роль надгробного памятника Траяна, и действительно, в ее основании расположена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винтовая лестница в 185 ступеней, ведущая на ее вершину! Раньше вершину украшала статуя Траяна, но она была утрачена, и в XVI в. Папа Римский Сикст V дал указание заменить ее на статую Святого Петра.

В конце XIX — начале XX в. во время археологических раскопок на территории Форума были обнаружены руины зданий, среди которых некогда возвышались восемь колонн храма Сатурна. Колоннада ионического ордера сохранилась лучше всего.

Один из крупнейших храмов мира был построен на высоком подиуме. В его целле хранилась статуя бога Сатурна, которую выносили во время торжественных триумфальных процессий. Этого бога римляне отождествляли с греческим Кроносом и почитали его за способность избавлять город от бедствий. В храме Сатурна хранили самое дорогое — государственную казну.

Со временем Форум был полностью заброшен, часть обрушив­шихся зданий использовалась жителями для строительства домов, а большинство строений было уничтожено. В Средние века на этом месте пасли скот, а впоследствии Форум был полностью предан заб­вению. Лишь в начале XX в. археологам и архитекторам удалось восстановить этот грандиозный ансамбль, остающийся молчаливым свидетелем великолепия «вечного города» Рима.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Афинский Акрополь | Колизей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.