Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Колизей

Пантеон

Одним из шедевров римского зодчества является Пантеон — «храм всех богов», построенный в Риме (около 125 г.). Он не имеет аналогов в древнеримской архитектуре. Главная его достопримеча­тельность — грандиозное купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. Своими размерами купол Пантеона превосходит все крупные своды, построенные в последующее время.

К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей, которую поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Каждый человек, проходя сквозь небольшую арку с лесом колонн, ощущал границу между внешним суетным ми­ром и внутренним, священным пространством храма. В Пантеоне никогда не приносились жертвы и не совершался обычный ритуал. Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечнос­ти и единства мира. Не случайно в настоящее время именно в Панте­оне создана усыпальница великих людей Италии.

До сих пор поражает и гениально найденная соразмерность про­порций храма. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, не­сущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Наружный об­лик храма отличается простотой и благородством.

Иначе выглядит внутреннее убранство с его сложной и богатой отделкой. Пол выложен мраморными пли­тами. Стены разделены на два яруса: нижний украшают глубокие ниши с коринфскими колоннами, где некогда размещались статуи богов, а верхний декорирован ложными окнами и пилястрами (пло­скими вертикальными выступами на поверхности стены) из цветно­го мрамора. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами (квадратными углублениями), благодаря которым созда­ется ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства.

Переступая порог храма, посетитель ждет торжественного полу-мрака, но его внутренний облик поражает светом, наполняющим все пространство. Свет льется через сферическое окно диаметром 9 м («глаз Пантеона»), перемещаясь в соответствии с движением солнца.

 

 

 

В 70—80 гг. н. э был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенно­го Золотого дома Нерона императором Веспасианом и принад­лежал к новому архитектурному ти­пу зданий. Для его возведения пришлось осушить озеро. Колизей был символом могущества империи. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и акрополей.

 

Римский Колизей пред­ставлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эл­липсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления, мор­ские бои, сражения лю­дей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. В течение одного представления могли погибнуть до 5 тыс. пар гладиаторов и такое же количество зверей. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже ко­медии не пользовались успехом. Как сообщает римский комедиограф Тит Марций Плавт, когда в театре да­вали его «Свекровь», неожиданно объявили о начале боев гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более заманчивое зрелище.

Колизей — самый большой ам­фитеатр античной эпохи. Он вме­щал около пятидесяти тысяч зри­телей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соот­ветствовали три яруса аркад: дори­ческая ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с ко­ринфскими пилястрами — плоски­ми выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали ог­ромный парусиновый навес — велум, или веларий. Места нижнего яруса предназначались для императора, его окружения, сенаторов. Во втором и третьем ярусах находились римские граждане, в четвертом - все остальные. Размещение людей по социальному признаку характерно для Рима, чего не было в Греции.

Построен Колизей из туфа, для сводов и стен использовались кирпич и бетон. Система галерей и множество арок помогали быстрому заполнению здания зрителями. В глубоких подвалах Колизея были помещения для гладиаторов, клетки для зверей.

Длина Колизея по окружности - свыше 520 м, высота - 48,5 м.

 

Задания для самоконтроля

 

1. Для какой цели служил римский Форум?

2. Как выглядит колонна Траяна?

3. Почему Пантеон является одним из шедевров римского зодчества?

4. Для какой цели был построен Колизей?

5. Чем покоряет этот памятник архитектуры даже жителей XXI века?


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Римский Форум - центр деловой и общественной жизни | София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.