Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве




Художественная культура Средних веков

 

знать/понимать:

- памятники культуры Средних веков: Софийский собор в Константинополе, Софийский собор в Киеве, церкви владимиро-суздальской, новгородской, московской школ, храмы Московского Кремля, памятники культуры романского и готического стилей;

- произведения Ф.Грека и А.Рублева;

- значение культуры Средних веков для мировой цивилизации;

- специфику символического языка и образности иконы, устройство иконостаса;

- символику древнерусского крестово-купольного храма

уметь:

- определять огромное влияние культуры Средних веков на последующее культурное развитие человечества;

- устанавливать зависимость культурных особенностей от системы жизненных ценностей;

- сопоставлять памятники культуры Средних веков с современными достижениями в области архитектуры;

- определять стилистическое многообразие древнерусского храма, архитектурную символику храма;

- определять назначение храмов Московского Кремля;

- сравнивать творчество Ф.Грека и А.Рублева;

- определять идеалы аскетизма, телесного и духовного антагонизма в монастырской базилике, идею божественной красоты мироздания в готическом соборе;

- высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа;

- пользоваться разными источниками информации при подготовке докладов и сообщений

 

План

1. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве

2. Собор Святой Софии в Киеве

3. Особенности владимиро-суздальского зодчества

4. Особенности новгородской школы зодчества

5. Особенности московской школы зодчества

6. Ансамбль московского Кремля - символ национального единения

7. Живопись Ф.Грека

8. Живопись А.Рублева

9.Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи

10.Готический собор как образ мира.

 

 

 

На берегу Босфора римским императором Константином в 324— 330 гг. был возведен Константинополь — «новый Рим», столица бу­дущего Византийского государства. Сказочно красивым представ­лялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Византийская империя стала могущественной державой, импе­рией «ромеев», как называли себя ее жители, считавшие себя на­следниками римлян. С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой — началом культуры средневековой. Византия — наследница античности — испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Ма­лой Азии — тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.

Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, идеально отвечающий требованиям христианского богослужения. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.

Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней opанично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские храмы стали центром, где верующие собирались на богослужение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.

Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы (греч. «корабль»), число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлениям христиан, находился Иерусалим — центр земли. На востоке к основному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарем — священной частью храма. Характерную черту архитектуры базилики составляют деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. К входу в здание на западе обычно примыкает двор — атри­ум, окруженный крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутрен­ним обликом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамо­ра и гранита, мозаиками и фресковыми росписями на стенах, рос­кошными предметами декоративно-прикладного искусства.

Позднее все большее значение приобретает новый тип храма — крестово-куполъный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре кото­рого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Цент­ральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, — самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором вопло­щено представление о космическом подобии мира. Снизу купол ка­жется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окна­ми не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыка­ют два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.

Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения. Один из современников писал: «...в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего понравилось».

 

Собор Святой Софии в Киеве (XI век)

Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии. Внешний облик собора в последующие времена претерпел значительные изменения, но и сегодня по­ражает необыкновенной красотой и величием. Ему нет аналогов ни в архитектуре Византии, ни в других государствах средневекового Востока и Запада.

Первоначально Софийский собор — это пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой купол выражал идею уче­ния Христа, а остальные символизировали двенадцать его учеников. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа, завер­шающиеся закомарами (полукруглыми завершениями верхней час­ти стены). Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующимися с розовой цемянкой — раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочета­ние серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало фаса­ду собора нарядный вид.

Величественны были и внутренние помещения собора. В глав­ной алтарной апсиде под сводами центрального купола происходило богослужение. Здесь возводили на престол князей, звучали пропове­ди. Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры, предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Они как бы отделяли их от всех остальных людей, присутствующих в храме.

Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, со­здавало впечатление монументальности и пышности его внутрен­него убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное про­странство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парад­ность и торжественность.

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века — 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески — это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле — характерная черта Софии Киевской.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.