Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь Покрова на Нерли




Особенности владимиро-суздальского зодчества

 

 

Владимиро-суздальская школа в XII — начале XIII в. была одной из главных (соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли). Для нее ха­рактерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рель­ефные композиции, аркатурные пояса), для живописи — одухотворен­ность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, 1197).

Древние города — Владимир, Суздаль, Ростов Великий — давно привлекали киевских князей. Леса здесь изобиловали зверем, реки — рыбой, луга — сочной травой. Река Нерль, впадавшая в Клязьму, связывала здешние черноземные земли с Окой и Волгой. В 1108 г. внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1053—1125) построил на высоком берегу Клязьмы город Владимир.

С XII—XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество - крупнейший архитектурный центр Руси. Строили здесь в основном из тесаного белого камня. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими апсидами. Стены храмов были разделены на три части лопатками (пилястрами), каждая из которых завершалась закомарами.

Центром Владимира, самым крупным его сооружением стал Успенский собор. Являясь главным храмом владимиро-суздальских князей, он буквально царил над остальными постройками города. По художественному воплощению собор не уступал Новгородской Софии, но достигалось это с помощью иных архитектурных средств. В нем больше движения, динамики, его фасады богато украшены, купола далеко расставлены друг от друга. Дивный по красоте храм наглядно демонстрировал сказочное богатство русских князей.

 

Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли (на реке). Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Во время весеннего половодья вода подступает к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высится сверкающий своей белизной легкий одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов.

 

Согласно преданию, церковь Покрова на Нерли (1165) была возве­дена по велению князя Андрея Боголюбского. Она посвящена памяти его старшего сына Изяслава, погибшего в возрасте 17 лет в сражении с волжскими булгарами. Народное сказание называет Изяслава «ви­шенкой, сгубленной в цвету». Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы.

 

Церковь была построена на высоком насыпном холме там, где река Нерль впадала в реку Клязьму. Легкий, изящный храм с ослепитель­но белыми стенами выглядит как настоящее чудо. Он крестово-купольный, четырехстолпный, имеет небольшие размеры. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчие добились удивительного преодоления тяжести камня. Создается впечатление невесомости, устремленности ввысь. Стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот едва заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служат большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий - узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Фасады церк­ви разделены ступенчатыми пилястрами, переходящими вверху в по­лукруглые очертания закомар. С ними гармонично сочетаются порталы (архитектурное оформление входа в здание), вытянутые окна с арочными завершениями, узкие арочки колончато­го пояса, напоминающие бахрому на дорогом покрывале. Подобным покровом как будто накрывает Богородица Владимирскую землю, защищая ее от захватчиков. Храм венчает луковичная глава на высоком барабане (рань­ше она была шлемовидной).

По данным археологов XX в., раньше церковь с трех сторон была окружена открытой галере­ей с аркадой. Арки опирались на столбы и были украшены изобра­жениями барсов (барс — эмблема Владимирского княжества). Холм, на котором расположен храм, был облицован плитами из белого камня. От церкви к реке вела широкая лестница.

Церковь Покрова на Нерли, построенная мастерами «от всех земель», — настоящая поэзия в камне, истинный шедевр, ставший всемирно известным символом древнерусской архитектуры. Так в камне выражена главная идея - идея превосходства духовного над материальным. Именно поэтому эта церковь получила всемирную известность, став своеобразной «визитной карточкой» России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.