Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рафаэль

(1483 – 1520 г.г.)

Рафаэль Санти, как и Леонардо да Винчи, - итальянский художник Высокого Ренессанса.

Он был сыном Джовани Санти, довольно посредственного живописца, тем не менее руководившего мастерской, где Рафаэль приобрел основы профессиональных знаний. Решающую роль в формировании художника сыграли впечатления, полученные им в родном Урбино – одном из блестящих центров Италии. В 1494 году незадолго до смерти своего отца Рафаэль уехал в Перуджу учиться. Именно в этом городе раскрылись его талант и необычайная способность усвоения чужого художественного опыта. Первые его работы очень близки манере учителя. Рафаэль некоторое время руководил мастерской своего отца, куда продолжали поступать заказы. Рафаэль отказался от абсолютной пространственно-ритмичной симметрии, которая нередко придавала однообразие работам его учителя. Он учился на произведениях Донателло, Леонардо да Винчи и Микеланджело, стремясь овладеть мастерством передачи строения человеческого тела.

Он был на 30 лет моложе Леонардо да Винчи, а умер почти одновременно с ним, успев совершить так много в истории искусства, что трудно представить, что всё это мог сделать один человек. Разносторонний художник, архитектор, монументалист, мастер портрета и талантливый декоратор, он был центральной фигурой художественной жизни Рима.

Современники, высоко ценившие его талант, называли художника «божественным Рафаэлем».

Вершиной его мастерства стала «Сикстинская Мадонна (сейчас картина находится в Дрездене).

 

Как и прежде, Рафаэль вновь об­ратился к излюбленному образу Ма­донны с Младенцем. Мастер долго гото­вился к созданию своего великого шедевра - «Сикстинской Мадон­ны» (1515—1519 гг.) для церкви Свя­того Сикста в Пьяченце.

Эта большая алтарная картина изобра­жает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несу­щей людям своего Сына как искупи­тельную жертву.

В обрамлении зелё­ных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя, он полон скорбного предвидения. Взгляд Марии лучистый, глаза широко и доверчиво открыты, они светятся нежностью и добротой. Трагическим чувством веет от поразительно одухотворенных лиц Мадонны и младенца – Бога, которого она отдает во искупление человеческих грехов.

Этому взору доступно то, что скрыто от других. В образе Хри­ста, крупного красивого ребёнка, угадывается что-то не по-детски на­пряженное и провидческое.

Эта алтарная композиция в течение веков воспринимается как формула красоты и гармонии. Трагическим чувством веет от поразительно одухотворенных лиц Мадонны и младенца – Бога, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Взгляд Мадонны направлен как бы сквозь зрителя, он полон скорбного предвидения. В этом образе воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала.

Рафаэлем написано более двадцати Мадонн, среди которых достойное место занимает ранняя работа - «Мадонна Конестабиле», находящаяся в Эрмитаже.

На фоне пейзажа изображена молодая женщина с ребенком на руках.

Задумчивое, немного грустное лицо обращено к книге Священного Писания. Рассеянным взглядом она скользит глазами по давно знакомым строчкам. А в это время шаловливый ребенок пытается перевернуть страницы книги. Молодая мать и ее дитя удивительно трогательны и простодушны. Рафаэль мастерски вписывает фигуры Марии и малыша в очень сложную для живописцев форму тондо (итал. «круг»). При этом он соблюдает все законы перспективной живописи, не нарушая естественных форм зрительного восприятия мира.

 

В 1508 г. по приглашению Папы Юлия II Рафаэль навсегда пере­ехал в Рим. Здесь он получил ответственный заказ — расписать не­сколько помещений второго этажа дворца в Ватикане. В Станца делла Сеньятура, служившей одновременно библиотекой и кабинетом Папы, Рафаэль создал четыре известнейшие фрески: «Афинская школа», «Парнас», «Диспута» и «Юриспруденция». Каждая из них посвящена разным формам духовной деятельности человека: фило­софии, искусству, богословию и законодательству.

Фреска Рафаэля «Афинская школа» — подлинный гимн челове­ческому знанию. В центре ее великие греческие философы Платон и Аристотель. Один указывает на небо, другой — на землю. Неподале­ку Сократ со своими учениками, одинокий, глубоко задумавшийся Гераклит. Здесь же математики Пифагор и Евклид, астрономы Пто­лемей и Зороастр. В небрежной одежде и позе лежит на ступенях лестницы Диоген, учивший довольствоваться в жизни лишь самым необходимым. Многочисленные слушатели и ученики окружают бе­седующих или размышляющих мудрецов, исполненных сдержанно­го достоинства и уважения друг к другу. Каждый из изображенных наглядно воплощает представления об идеальном человеке. Каж­дый обладает высочайшей духовной энергией и глубокой нравствен­ной силой. Каждый неуклонно верит в действенность человеческой мысли и знаний.

В основе каждого произведения лежит глубокое и пристальное изучение природы человека, внимание к его психологической характеристике.

Талант Рафаэля был удивительно разносторонен. Он занимался не только живописью, но и архитектурой, декоративно-прикладным искусством. Им построены палаццо во Флоренции и вилла неподалеку от Рима. Им создан целый ансамбль портиков, па­-
вильонов, парков с прекрасными растениями и свер­кающими бассейнами. Ему мы обязаны сохранением знаменитого Колизея, белый туф которого растаскивали на всевозможные стройки на протяжении не­скольких веков. После смерти Браманте он руководил строительством римского собора Святого Петра.
Последним произведением Рафаэля стало «Преоб­ражение Господне» (1518—1520. Пинакотека Ватикана, Рим). Но, к сожалению, ему не суждено было завершить работу над ним. Лишь верхняя часть картины полностью выполнена великим Мастером. Неоконченное «Преображение» установили у изголовья умершего в день своего рождения художника, и весь Рим, прощаясь со своим любимцем, с восхищением взирал на чудо, которое совершилось здесь, на земле, а не на небесах. Через два года ученики Рафаэля за­вершили картину. Художник, оплакиваемый всем Римом, был с по­честями похоронен в Пантеоне, «храме всех богов».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Леонардо да Винчи | Микеланджело Буонаротти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.