Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Леонардо да Винчи

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер эпохи Ренессанса, универсальный гений, оставивший след во всех областях знания, он в наивысшей степени воплощал в себе ренессансный идеал человека. Наряду с Рафаэлем и Микеланджело являлся центральной фигурой в искусстве европейского Ренессанса. Родился близ Флоренции в небольшом тосканском городке, давшем ему имя. Побочный сын нотариуса Пьеро, был воспитан отцом и мачехой; обучившись грамматике, арифметике и началам латыни, поступил в мастерскую Верроккью, где сформировался как живописец и архитектор, его сотоварищами по мастерской были Сандро Боттичелли и Лоренцо ди Преди.

Искусство Высокого Возрождения принесло иное понимание женской красоты. Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет — «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» — жемчужины коллекции Эрмитажа. Не менее известны его картины «Мадонна в скалах» и «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».

 

Среди шедевров Леонардо — «Джоконда», самое загадочное про­изведение художника. Четыре года он работал над портретом Моны Лизы — молодой жены богатого и известного флорентийца. Впро­чем, можно ли это произведение назвать портретом? Кажется, это гораздо больше, чем просто портрет, это «песнь торжествующей любви» самого художника.

Во время работы Леонардо приглашал в свою мастерскую певцов, шутов, музыкантов, которые должны были не только поддерживать веселое настроение Моны Лизы, но и давать возможность художнику наблюдать за сменой ее чувств, переменчивостью выражения лица.

Смелым новаторством и глубоким философским смыслом про­никнуты замысел и воплощение «Джоконды». В портрете художни­ку удалось создать глубоко обобщенный, идеально возвышенный об­раз человека эпохи, лицо, озаренное чувством собственного достоинст­ва и внутренней духовной силы, богатством и сложностью интеллекта.

Это портрет жены купца Джокондо, богатого флорентийца. Это сокровище Лувра приковывало внимание на протяжении столетий, о нём написано сотни страниц, комментариев, его похищали, подделывали, копировали, ему приписывали колдовскую силу. В чем же секрет неувядающей славы и обаяния этой картины? Почему вот уже пять столетий она приковывает внимание зрителей? Исследователи утверждают, что главный секрет таится в загадочной улыбке Джоконды. Вглядываясь в нее, мы невольно ловим себя на мысли, что вступаем в незримый диалог с этой женщиной, мучи­тельно пытаясь разгадать что-то очень важное, лежащее за предела­ми реальной жизни. Может быть, во всей мировой живописи нет по­добного образа, создающего иллюзию улыбки живых глаз. Джоконда буквально меняется на наших глазах: сначала она поражает нас своей задумчивостью, затем ее взгляд кажется то сосредоточенным и напряженным, то рассеянным. На смену легкой иронии приходит открытая доброжелательность и участие.

Как чуткий собеседник, она откликается на любое наше настро­ение и мысли. Неуловимое выражение лица Джоконды не поддаётся точному описанию и воспроизведению.

Джоконда изображена на фоне скалистого пейзажа. Мы видим выразительный взгляд молодой женщины, чуть-чуть улыбающийся рот. В ее загадочной улыбке отражены противоречивые чувства и настроения: задумчивость, мечтательность, затаенная насмешка, подавленная печаль. Художник передал богатство душевной жизни этой женщины. Самое малейшее изменение оттенков (которое может зависеть просто от освещения портрета) в уголках губ, в переходах от подбородка к щеке меняет характер лица. На разных репродукциях Джоконда выглядит несколько по-иному, то чуть-чуть мягче, то ироничнее, то задумчивее. Ощущается неуловимость в самом облике Моны Лизы, в её проницательном взгляде, будто неотрывно следящем за зрителем, в её полуулыбке.

Цветовая гамма портрета — зеленые, голубые и золотистые тона — отличается благородной сдержанностью, тонкостью цветовые сочетаний и сложнейшими переходами от полутени к полусвету. Наблюдая «Джоконду» в разное время дня, при разных условиях освещения, мы видим особую игру красок, вызванную изменчивостью природы. Не раз обращались художники к этому образу, многие пытались копировать творение Леонардо, но никому не удалось постичь тайну загадочной улыбки «Джоконды». Этот портрет стал шедевром искусства Ренессанса. Картина находится в Лувре.

Другая его знаменитая картина «Мадонна Лита» находится в Эрмитаже в Петербурге.

Психологию человека передает Леонардо да Винчи не только в картинах, но и во фресках. Знаменитая его фреска, сохранившаяся до наших дней, называется «Тайная вечеря».

 

Тайная вечеря (1495-1497)

 

Это фреска в монастыре Санта - Мария в Милане. Современники считают вершиной его творчества. Фреска написана изобретённой самим художником смесью масляной краски и темперы по сырой штукатурке. Именно этим техническим новшеством объясняется её плохая сохранность, разрушение началось еще при жизни Леонардо. Несмотря на безжалостные повреждения, принесенные временем, художники копировали фреску, поэты воспевали её, а миллионы зрителей до сих пор испытывают перед ней восхищение. Многочисленные попытки реставрации не всегда были удачными; последняя, предпринятая в 1946 году, насколько возможно, выполнила свою роль. Сняты слои, нанесенные прежними реставраторами.

Это громадная фреска, где фигуры написаны в 1,5 раза больше натуральной величины: 12 апостолов, 12 разных характеров по-разному проявляют себя в момент душевного потрясения. Запечатлен момент во время вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня». А предатель Иуда сидит рядом, в руке сжимает кошелек с тридцатью серебрениками (плата за предательство) Всех апостолов художник разделил на 4 группы по 3 человека. Каждому апостолу придал определенное движение, отражающее его реакцию на слова своего учителя. Через их эмоциональные реакции, выраженные в движении, раскрываются извечные вопросы человека: о любви и ненависти, преданности и предательстве, благородстве и подлости.

 

Последние годы жизни Леонардо провел во Фран­ции, куда был приглашен королем Франциском I. Здесь вплоть до самой смерти в 1519 г. он писал трактаты о живописи, о природе воды, о строении различных машин, ставил опыты. Он объяснял причины движения, распространения звука, света и тепла,открыл первый закон скорости и инерции - основные законы механики. Во многих высказываниях Леонардо не раз повторялась мысль, что искусство должно не только учиться у природы, но и превзойти ее. В своем творчестве он сумел достичь этого.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции | Рафаэль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.