Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции

 

 

Флоренция по праву носит титул родины итальянского Возрождения. «Это почти рай. Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба, воздуха и света. Здесь есть такое солнце и небо и такие действительно уж чудеса искусства, неслыханного и невообразимого», — восторженно писал Ф. М. Достоевский, посетивший в XIX в. этот удивительный город. В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» Риму. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица». Этот жизнеутверждающий идеал свободы найдет свое отражение во многих произведениях искусства, ставшего частью общественной жизни. Проект дворца или купола собора, приобретение картины Боттичелли или статуи Микеланджело волновали каждого ее жителя. Флоренция служила своеобразной моделью современного города блистательных изобретений и открытий, который часто называли «новыми Афинами»

Закат Флоренции был трагичен. Кострами инквизиции он был отмечен на площадях города. Здесь сжигали книги Данте и Петрарки, «непристойные» картины, скульптуры, гравюры и рисунки известных мастеров. Великий Данте, изгнанный из Флоренции, больше никогда не вернется в свой родной город.

В XVI в. Флоренция уступает свою роль Риму, но остается одним из крупнейших городов Италии «культурной провинцией», по праву гордящейся им богатым прошлым.

Символ Флоренции — собор Санта-Мария дель Фьоре (12961470). В самом центре города, над морем красных черепичных крыш, поднимается его гигантский купол. Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади. Жители Флорен­ции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диа­метр купола в основании составлял 42 м!). В течение нескольких де­сятков лет собор простоял с отверстием в центре крыши. Сложность заключалась не только в величине пролета, но и в относительно не­большой толщине стен барабана, которые вряд ли могли выдержать тяжесть купола вместе со строительными лесами. Тогда было при­нято решение объявить конкурс, в котором участвовали зодчие, приглашенные из разных городов и стран. Среди множества пред­ставленных рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377—1446). Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором.

Существует легенда, согласно которой от Брунеллески потребо­вали, чтобы он раскрыл свои технические секреты. Архитектор ска­зал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной до­ске, и возводит купол». Многие мастера безуспешно пытались сде­лать это. Тогда Брунеллески, ударив яйцо мраморную доску, заставил его стоять. Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое. Смеясь, Филиппо ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель. Так он получил заказ на его воз­ведение. Насколько правдива эта легенда, сегодня трудно сказать. Может быть, ее придумали гораздо позже. Во всяком случае, извест­но, что Брунеллески успел возвести только сам купол, а его завершение — изящный барабанчик с позолоченным шатром и крест наверху — строили по чертежам после смерти архитектора. «Заслуженного гражданина» Флоренции, «возродителя древнего зодчества» похоронили под сенью купола со­бора Санта-Мария дель Фьоре.

 

Но о каком возрождении древнего зодчества шла речь? Конечно, же о возрождении искусства античного Рима. Современники расска­зывали, что Брунеллески не раз ездил в Рим, обмерял руины антич­ных храмов и дворцов, делал зарисовки сохранившихся фрагментов зданий. Не стремясь их копировать, он продолжал искать новые решения архитектурных проблем, отвечавшие потребностям Флоренции XV в.

Сооружение купола было начато в 1420 г., а к 1426 г. была воз­ведена одна треть общей высоты. Брунеллески лично следил за ходом выполняемых работ. Из жизнеописания зодчего, оставленного первым историком итальянского искусства Джорджо Вазари | (1511—1574), мы узнаем:

«Он сам ходил на кирпичные заводы, где месили кирпичи, что­бы самому увидеть и помять глину... Он следил за камнетесами, чтобы камни были без трещин и прочные, и давал им модели подкосов и стыков, сделанные из дерева, воска, а то и из брюквы. Он изобрел систему петель с головкой и крючков и вообще значительно облегчил строительное дело, которое, несомненно благодаря ему, достигло того совершенства, какого оно, пожалуй, никогда не имело у тосканцев».

При сооружении восьмигранного купола высотой свыше 35 м Брунеллески применил совершенно новую конструкцию: он сделал купол без возведения строительных лесов из двух оболочек, скреп­ленных ребрами. (Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31,5 м.)

Храм был освящен Папой Римским, но строительство купола собора на этом не закончилось. Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя еще семь лет мастеру Андреа Верроккью было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Таким образом, полвека потребовалось на завершение работ по строительству этого величественного храма Флоренции, до сих пор остающегося визитной карточкой города.

Строительство собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции было только началом создания многих будущих шедевров итальянского зодчества.

Филиппо Брунеллески принадлежит так­же сооружение Воспитательного дома, в ко­тором проявились лучшие традиции антично­го искусства. Брунеллески внес много нового в его архитектурный облик. В отличие от го­тических зданий, он вытянул дом по горизон­тали и подчеркнул его протяженность карни­зами первого и второго этажей. Известный с давних времен портик с колоннами он рас­тянул вдоль всего фасада, превратив в воз­душную, почти невесомую аркаду. В тре­угольные пространства между арками и кар­низом первого этажа он вставил круглые медальоны с изображениями младенцев. Сияя на солнце ярко-синими, белыми, желтыми, зелеными и коричневыми тонами, они придавали зданию нарядность и праздничность. Разумная симметричность здания, логичное соотношение горизон­талей и вертикалей, гармония и согласованность всех частей и дета-лей рождали чувство торжественности и величия. Это здание стало как бы символом того ясного, рационального и радостного мироощу­щения, которое принесло с собой начало итальянского Возрожде­ния». А еще через два года Филиппо Брунеллески получит заказ на возведение церкви Сан-Лоренцо, которая станет еще одним его гениальным творением.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрождение в Италии | Леонардо да Винчи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.