Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. Материал к теме №2. Индийская философия




Материал к теме №2. Индийская философия

Цель лекции: познакомить студентов с историей возникновения и развития философской мысли в Древней Индии, характерными историко-национальными особенностями последующей индийской философии и спецификой ее предметной сферы. Рассмотреть основные социально-экономические и духовно-культурные факторы зарождения философии в Древней Индии, и, основные направления и исторические типы ведущих философских школ ее в период генезиса.

1. Истоки, причины и этапы генезиса древнеиндийской философии. Веды, как зачатки основ древнеиндийской философии.

2. Онтология и гносеология древнеиндийской философии. Предметная сфера и характерные историко-национальные особенности индийской философии.

3. Неортодоксальные философские системы: Джайнизм, Буддизм, Чарвака – Локаята.

4. Ортодоксальные философские системы: Санкхья, Ньяя, Йога, Миманса, Вайшешика, Веданта.

Ключевые слова и понятия. Даршана – видение мудрости, или способ воззрения. Джина – победитель. Джива – душа. Дхарма – учение о мире и человеческой личности как о потоке сменяющих друг друга элементов материи и сознания. Будда – просветленный. Буддизм – учение «пробужденного». Нирвана – достижение «высшего просветления». Тиртханкар – мудрец. Праман – источник познания, умозаключение и свидетельство древних авторитетов. Пракрити – материальное первоначало, материя, природа. Пуруша – духовное первоначало, сознание. Веды – литературный памятник, древнеиндийская идеология. состоит из четырех самхитов, сборников в честь Богов: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхархаведа. Позже,каждая из самхитов обрастает Б рахманами, Араньяками, Упанишадами. Рита – первооснова мира, закон о космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Брахман – духовная основа мира, объективная высшая реальность, абсолют. Атман – духовная сущность человека, субъективное высшее духовное начало. Сансара – колесо перерождений. Мокша – освобождение души от перерождений. Карма – закон нравственного воздаяния. Неортодоксальные философские системы – джайнизм, буддизм, чарвака – локаята. Ортодоксальные философские системы – санкхья, ньяя, йога, миманса, вайшешика, веданта.

1.Истоки, причины и этапы генезиса древнеиндийской философии. Веды, как зачатки основ древнеиндийской философии

Истоки тысячелетней традиции Индийской философии восходят к 11 – 10 вв. до н. эр. Основными первопричинами генезиса индийской философии выступили следующие факторы:

а) глубокие позитивные социально-экономические перемены (переход от бронзы к железу);

б) ослабление, а кое-где и прекращение функционирования родоплеменных структур; в) наличие духовной цивилизации – первого, дошедшего до нас, древнеиндийского литературного памятника «Веды», представляющего собой древнеиндийскую идеологию (религиозно-мифологические представления и зачатки философских идей).

В отличие от западной философии, индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Ее древнейшие идеи содержались уже в Ведах (около 1500 лет до н.э.). Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что древнеиндийскую философию следует определить как предысторию индийской философии. Однако, в действительности ее развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах.

Индийская философия знает три основных комментаторских жанра: 1). комментарии учебного типа, предназначенные для освоения адептами той или иной системы под руководством наставников; 2). комментарии, преследовавшие целью дать нормативную трактовку базовых текстов для самих наставников; 3). комментарии теоретические – разрабатывавшие на основании базовых текстов новые или по-новому сформулированные доктрины. Комментарии распределялись на два класса – некоторые из них выполняли задачу свободного (не буквального) комментирования предыдущих текстов, другие представляли собой «монографические» исследования отдельных философских проблем. Примечание: лат. adeptus – приверженец, тем самым, «адепт» есть ревностный приверженец какого-либо учения, посвященный в его тайну.

В истории индийской философии обычно различают четыре периода.

1. Ведийский, или ведический период считается предвестником, или пред историей индийской философии (12 –7 вв. до н. эр.). На философскую мысль данного периода сильное влияние оказывало мировоззрение Ригведы (санскр. rigveda – «веда гимнов»), как первого известного памятника индийской литературы. Во-вторых, достаточно сильное влияние оказывал и брахманизм. Содержание его текстов о жертвоприношениях был крайне плюралистичным и эклектичным. Указанные в нем боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности являлись наделенными жизнью субстанциями, и были связаны друг с другом, взаимно проникали друг в друга и могли превращаться одна в другую. И это достигалось посредством магических действий. Также считалось, что число этих возможностей уменьшается, поскольку люди все больше и больше обнаруживают их генетическое отношение друг к другу: каждый огонь есть проявление Бога огня, каждый глаз — проявление Бога солнца и т. д. Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности (пуруши). В философских трактатах упанишады (800 г. до н. э.), представлявших собой тайное учение о всеобщем единстве, находит свою действительную форму взгляд о тождестве Брахмана и Атмана. Получив широкое распространение в позднейшее время, данное учение полагает, что в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее, и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обуславливает новое существование живого существа, как и страстное желание, вырваться из кругооборота повторяющихся рождений — сансары — благодаря аскетизму и приобретению высшего познания — решающего фактора всей последующей истории духа.

2. Классический, или брахмано-будийский период (6 в. до н. эр. – 10 в. н. эр.). Его обычно делят на три этапа:

а) эпический этап (6 – 2 вв. до н. эр.). Философия развивалась под сильным влиянием Вед и Упанишад. На данном этапе проявляется интерес к этическим проблемам. Наиболее известными источниками этого периода выступают две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», затрагивающие многие мировоззренческие проблемы древнеиндийского общества. Начало эпического этапа были отмечены распространением критических течений по отношению к брахманизму. Против брахманов и реформистов выступают агностики, материалисты и фаталисты. Появляются такие философские школы, как «Адживика», «Джайнизм», «Буддизм», а также школы материалистического и атеистического толка. Будди́зм («Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни и Джайни́зм («победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., отрицавший авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. Еретическое движение в философии возглавили аскеты – проповедники «Шраманы» (это люди, совершающие усилия для перехода к аскетическому образу жизни и более глубокому интеллектуальному осмыслению предписании Вед). Позже, от Шраманов берут начало многие школы Индийской философии;

Также возникают противостоящие системы, которые наносят поражение критическим течениям по отношению к брахманизму, основываясь на материалах священных текстов. Внутри самого брахманизма возникают 6 «даршан» (способов воззрения), считавшихся равноправной формой толкования истины. Миманса ( «разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистическим системам. Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахм: отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800 лет н. э.) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины. В действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме. Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом, преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение. Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания. Её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм. В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику, а будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления. В отличие от них, джайнизм и буддизм — нетеистические вероучения. Если первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, то второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны.

б) Этап эры сутр (2 в. до н. эр. – 7 в н. эр.). Сутры имели хождение и в эпический период. Но наиболее активное распространение она имела в указанное время. Эру сутр называют эрой кратких философских трактатов, рассматривающих мировоззренческие аспекты той или иной проблемы в форме сутр, притч, сказаний и т. д. (например, «нама-сутра» и др.); Именно в эру сутр, происходит расцвет традиционных буддийских «конфессий», относящихся кушанской эпохе (1–3 вв. н.э.). До нас дошли эпиграфические сведения о 28 школах (реально их было более 30), которые дискутировали самый широкий спектр философских и сотериологических проблем. Дискуссия включала в себя следующие проблемы: теорию дхарм, онтологию индивида, учение о карме, об аффектах, проблемы космологии, статус буддийского «совершенного» - архата, стратегию освоения четырех «благородных истин» и «восьмеричного пути», стадии достижения нирваны, а также природу Будды и бодхисатв. Примечание: сотериологияучение о спасении, греч. soteri-on – спасение, избавление, logos – учение. Причем, многие из них располагали собственными полными или усеченными версиями буддийского канона Типитаки (Три корзины – дисциплинарные тексты Виная-питаки, дидактические диалоги Сутра-питаки и системно-классификационные схемы Абхидхарма-питаки), – сохранившихся на санскрите, китайском и тибетском языках. Абхидхарма («метадхарма», «метаучение») создавалась как систематизация буддийской учительской традиции, в которой участвовал целый ряд школ и направлений. Истоки абхидхармы восходят уже к тем текстам Сутра-питаки, в которых представлены перечни нормативных тематических единиц учения, организованные по различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и усвоения. Появляются и специальные сутры, характеризуемые как «дистрибуция» предметов учения (вибханга). О протоабхидхарме можно говорить в связи с нумерологическими списками и таблицами, предназначенными первоначально для указанных «практических» целей и именуемыми в палийских текстах «матика» (санскр. «матрика»). Они излагались в виде диад, как обусловленное – необусловленное, видимое – невидимое и т.д. А также в форме триады: прошлое – настоящее – будущее; благое – не благое – нейтральное и т.д. Абхидхамма-питака тхеравадинов состояла из семи трактатов: Дхаммасангани (Компендиум дхарм), Вибханга (Классификации), Дхатукатха (Обсуждение элементов бытия), Пуггалапаннати (Описание индивидов), Катхаваттху (Предметы полемики), Ямака (Парные вопросы) и Паттханапакарана (Изложение причинных отношений). Менее известно абхидхарма сарвастивадинов, также представлявшая собой значительную философскую традицию. Японский буддолог Р.Фукухара предложил хронологическую схему санскритских текстов сарвастивадинской абхидхармы (с 3 в. до н.э по 1 в. до н.э.), которая открывается наиболее древними текстами – Сангитипарьяя (Порядок рецитации) и Дхармаскандха (Компоненты буддийского учения), а завершается Джнянапрастханой (Установление познания). Последний из этих текстов, приписываемый Катьяянипутре, посвящен сотериологии; две его части включают «благоприятные» и «неблагоприятные» факторы сознания и бытия индивида.

в) Буддийский этап (7 в. н. эр. – 9 в. н. эр.). На основе учения Нагарджуны, видного представителя буддистской школы «Мадхьямика» во 2 в н. эр. «О нереальности понятийного мышления и об абсолютном интуитивном знаний», стали зарождаться идеалистические школы «Мадхьямика», «Виджнянавада», «Тантрического буддизма», «Дзэн-буддизма» и др. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или «малой колесницы», противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не обладают истинным бытием, так как они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.

3. Послеклассический, или индуистский период (10 – 18 вв. н. эр.). Это преддверие и эпоха Нового времени. Буддизм продолжает занимать доминирующее положение и начинает ассимилироваться с Индуизмом. Развиваются вишнуитская и шиваитская системы индуизма, которые учили тому, что брахман Упанишад есть бог Шива (или Вишну). В индуизме наиболее почитаемым был Бог-троица: Брахма – творец, созидатель; Вишну – хранитель; Шива – творец, хранитель и разрушитель. Джайнизм теряет свое значение. С 5-7 вв. усиливаются тантризм и шактизм. В 10 в., под воздействием влияния ислама возникают монотеистические вероучения (кабирпанхи).

4. Новая и современная философия Индии (с 18 в. н. эр. – по настоящее время) развиваясь под флагом национально-освободительной борьбы, начинает возрождать национальные религиозные и философские традиций, проповедуя одновременно соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока. Возникают «Модернизированный теизм», «Брахма - самадж» и «Арья - самадж», учения Р. Тагора, Ганди, Ауробинда Гхоша. Рабиндранат Тагор, 1861-1941 гг., философ, писатель – гуманист, общественный деятель, выступал против феодальных и религиозных пережитков, бесправия женщин, расовой дискриминации и кастовой системы. Махатма Ганди (Махандас Карашчанд, 1869-1948 гг.), лидер Индийского национально-освободительного движения. Его учение «Гандизм» проповедует достижения независимости мирными ненасильственными средствами, путем вовлечения в борьбу широких масс. Ауробиндо Гхош, 1872 – 1950 гг., философ-идеалист, основоположник интегральной веданты. В философии которой элементы различных направлений веданты переплетаются с идеями идеалистической философии Запада. После победы Октябрьской революции в России, в Индии началось распространение идеи марксизма.

Справка: индуизм – это совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни индуизма восходят к древнеиндийской религии – брахманизму. Индусом считается тот, кто имеет хотя бы одного родителя индийца, и не исповедует другой религии.

Веды, как зачатки философских идей

Слово «veda» означает «знание» и происходит от корня «vid-», (санскритское «знать»). Его истоки происходят от протоиндоевропейского корня «weid-», и означают «видеть» или «знать. Санскрит – это искусственный, доведенный до совершенства литературный язык древнего и средневековой Индии, отчасти встречающийся и сегодня. Почти вся литература по индийской философии была написана на языке знатоков искусства и ученых – на санскрите. Большая часть лексики Хинди заимствована от санскрита. Кроме того, слово «Weid» — также происходить от английского слова «wit», и латинского «vision».

Веды - состоят из четырех самхитов, четырех сборников в честь Богов. Это:

  1. Ригведа – самая древняя и первая по хронологии книга, собрание преимущественно религиозных гимнов, содержит 1028 гимнов, прославляющих подвиги и могущество Богов;
  2. Самаведа – это напевы, где преимущественно повторяются ригведийские тексты, но уже с более подробными указаниями их исполнения;
  3. Яджурведа – описание деталей Ведийского ритуала жертвоприношений;
  4. Атхархаведа сборник заклинаний и магических формул.

Позже,каждая из самхитов обрастает:

1. Брахманами – мифологические и религиозные объяснения с подробным описанием и комментариями к текстам самхитов;

2. Еще чуть позже Араньяками – «Лесными книгами», предназначенными для отшельников. В них объясняется мистический смысл ведийских обрядов и их символики;

3. И, наконец, «Упанишадами» - религиозно – мифологическими комментариями к Ведам, содержащих наставления относительно истин и мира. «Упанишада» – дословно означает «сидеть» у ног учителя. В Упанишадах Ведические боги и обряды наделяются философским содержанием, истолковываются как аллегорические изображения человека и вселенной. Вере в переселение душ придается моральный характер. Благодаря познанию высшей реальности (брахмана), все остальное становиться известным. Брахман это то, из чего рождено все существующее, то, во что оно уходит после своей смерти. Он есть духовная основа мира, которой тождественна духовная сущность человека – Атман. Чтобы избавиться от круговорота новых рождений, человек должен полностью отдаться размышлению о единстве своей души (Атмана) с брахманом. Комментарий к Упанишадам, написанные Бадараяной (2 в.н.э.) и затем Шанкарой (8 в.н.э.), стали основой Веданты.

2. Онтология и гносеология древнеиндийской философии. Предметная сфера и характерные историко-национальные




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.