Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнегреческое

Индии

Традиционное право

План лекции

 

1. Источники, специфические черты и система древнеиндийского права.

2. Право собственности и обязательственные отношений по Законам Ману.

3. Регулирование брачно-семейных отношений.

4. Преступления и наказания по Законам Ману, судебный процесс.

 

ИСТОЧНИКИ:

 

1. Артхашастра, или Наука политики. М., 1993

2. Документы по истории зарубежного права. М., 1987

3. Законы Ману. М., 1960

4. Хрестоматия по истории Древнего Востока./Под ред. А.А.Вигасина. М., 1997

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

 

2. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Архаташастра: проблемы социальной структуры и право М., 1984 г.

 

3. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность М., 1982 г.

 

4. Самозванцев А.М. Правовые тексты дхармашастр. М., 1991


В середине XI тысячелетия до н.э. на севере Индии после продолжительного движения с запада на юго-восток появились племена, говорившие на языке, родственном основным европейским языкам: греческому, латыни, германским, славянским. Принадлежавшие к этим племенам люди называли себя ариями. Их священные книги – веды - рассказывают, что вступив в Индию, арии выдержали трудную борьбу с ее коренными жителями.

По одной из теорий, прародиной ариев были наши южнорусские степи, по другой - Средняя Азия. Язык ариев - санскрит - родственен языкам хеттов /жителей Малой Азии/, древних персов, а также русскому языку. Поэтому сейчас в индийском языке /хинди/ много слов, похожих на русские: агни огонь/, вадар /вода/, патх /путь/, го /бык; отсюда произошло слово “говядина”/ и т.п.

К числу первых источников права Индии можно отнести сборник мифов и гимнов “Ригведа”. В нем рассказывается о том, как жили и управлялись арии. Упоминается род /гана/, родовой вождь /ганапата/. Из “Ригведы” мы узнаем об “общем имуществе” арийских родов, “общих коровах”, коллективных работах.

В Древней Индии понятия права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, не существовало. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым нормами, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии.

Нормы поведения в повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной из них, по значению не уступавшими законнику Хаммурапи, являются Законы Ману /носят имя мифического бога Ману/, составление которых относят к 1 в. до н.э. Они трактуют о политике, морали, брачных обычаях, религиозных предписаниях и т.д.

Написаны законы в форме двустиший /шлок/ ритмической прозой, что должно было облегчить их запоминание. Всего в Законах 2685 статей, разбитых на 12 глав. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в восьмой и девятой главах. Главное в Законах Ману - закрепление существовавшего варнового строя. Особенностью их является религиозная окраска всех его положений. Правовая санкция нередко дополняется угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире. Лжесвидетель, например, предупреждается, что, когда он говорит неправду "относительно мелкого скота", то убивает пять своих родственников, "относительно коров" - десять, "относительно лошадей" - сто, "относительно рабов" - тысячу (гл.УШ, ст.97, 98).

 

В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности (Х, 115):

¨ наследование;

¨ дарение или находка;

¨ покупка;

¨ завоевание;

¨ ростовщичество;

¨ исполнение работы;

¨ получение милостыни.

 

Наследственно-профессиональный принцип деления на варны проявился при этом и в представлении о законных способах приобретения собственности. Если первые три способа были доступны для всех, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой был привиллегией только брахманов.

 

В Древней Индии был известен и такой способ приобретения собственности, как давность владения. Если собственник "молча наблюдает", как другой пользуется его вещью и это продолжается 10 лет, “он не имеет права получить ее обратно"/У111, 147/. Таким образом, была открыта приобретательная давность, с которой нам предстоит встретиться при изучении римского права.

Среди основных видов собственности Законы называли землю. Земельный фонд страны составляли царские земли, земли общинных и частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности /чужого участка земли/ накладывался большой штраф, присвоивший чужую землю, объявлялся вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману, в частности, говорилось, что если несобственник засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получить урожай. Законы Ману охраняли и движимое имущество: рабов, скот, инвентарь и пр.

Обязательственные отношения в Законах Ману получили довольно тщательную разработку. В основном это обязательства, вытекающие из договоров. Наиболее подробно описывается договор займа. Законы Ману устанавливают минимальный размер процентов: 2% для брахманов, 3% для кшатриев, 4% для вайшиев и 5% для шудр. Для заключения договора необходимо поручительство другого лица и залог. Если должник оказывается несостоятелен, то платит поручитель. Залог возвращается при после уплаты долга.

Закон твердо устанавливает нерушимость, преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить его в срок, то он был обязан его отработать, при этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать должника, принадлежащего к высшей касте. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг переходил на сына и других родственников.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников /кармакаров/. Поэтому в Законах большое внимание уделяется и этому виду договора /получал 0,1 часть урожая и 0,1 часть масла от коров за которыми ухаживал/. За неисполнение договора налагался штраф и не выплачивалось жалование.

Известны были в Древней Индии и договоры аренды земли, купли – продажи (в течение 10 дней со дня заключения сделки договор можно было расторгнуть), договоры - требования к качеству товара, упоминается договор дарения.

Регламентируя институт договора, Законы Ману устанавливают важное правило: не может считаться действительной сделка, которая заключена с безумным, малолетним, одряхлевшим и пьяным. Недействительна и такая сделка, которая заключалась с применением насилия или обмана /VIII, 163, 165, 168/.

Законам Ману известны были и обязательства, вытекающие из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества /потрав посевов скотом, потеря пастухом животного/. При этом виновный был обязан возместить ущерб и заплатить штраф царю.

 

 

В семейном праве вполне утвердилось господство /мужа, отца/. Различаются несколько форм брака: правильный или торжественный /когда приданое жены переходит в собственность мужа/, брак с выкупом /покупкой жены/, брак, основанный на соглашении супругов /без взаимных обязательств)/ похищение жены - умыкание /возникшее из обычая брать женщин в бою, как трофей/.

Женщина всегда должна находится под опекой мужчины, для самостоятельности она не пригодна /V, 147, 148/. Отсюда невозможность развода для жены /IX, 46/. Муж может оставить жену, "если она его ненавидит" /IX, 47/, если она рожает мертвых детей или только девочек, и если жена «сварливая» /IX, 81/.

Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей. Потомство признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину /1Х,52-55/. Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдодв /1Х, 64/ и обычая самосожжения вдов при погребении своего мужа (“сати”).

Супружеская неверность карается. Неверную жену, “обнаглевшую вследствие знатности родственников”, Законы Ману рекомендовали затравливать собаками /УШ, 371/ Но допускалась широкая добрачная половая жизнь девушек, а внебрачные дети не были препятствием к браку. Возраст брачного совершеннолетия был установлен для жегнщин – 12 лет и 16 лет для мужчин. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне.

Женщины исключались из списка наследников семейной собственности, так же как и изгои, больные, калеки, слабоумные и пр., утверждалось неравенство наследственных прав детей. Наследство делилось между сыновьями поровну, а дочерям братья выделяли по ¼ из своей доли для приданного.

 

 

Уголовное право Древней Индии отличается, с одной стороны, высоким для своего времени развитием. Это проявляется в указании на формы вины: умысел, неосторожность, на рецидив, на соучастие, тяжесть преступления. Это свидетельство высокого уровня правовой культуры.

С другой стороны, Законы Ману отражают социальное неравенство, сложившееся в обществе (например, тяжесть преступления определяется принадлежностью к варне). Безраздельно господствует принцип: снисходительность к тому, кто попирает низшего, беспощадная расправа с тем, кто посягает на высших: брахманов или кшатриев. Оклеветавший низшего отделывался штрафом. Шудре, выбранившему кого-нибудь из членов высших варн, вырезали язык и т.д.

Суровы наказания за воровство. Вор, застигнутый на месте преступления мог быть убит на месте. Ночная кража каралась посажением на кол /IX-276, 277, 280/. В особый состав преступления выделяются грабежи /IX-269/.

Большая группа норм касается преступлений против личности. Среди них первое место занимает убийство, влекущее за собой смерть преступника. Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана, сам же брахман не мог быть наказан смертной казнью даже за убийство. В этом случае он изгонялся из страны.

Законы Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Предписывается применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени сознательности его. Однако, выборочное его применение в зависимости от принадлежности к определенной варне существенно снижает значимость провозглашения этого принципа.

Исчерпывающего перечня наказаний в законах нет. Царю предписывалось обуздывать беззаконие тремя мерами: заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных наказаний /У1-П, 310/. Кроме этого, упоминаются и такие наказания, как замечание, выговор, штраф, смертная казнь (простая – отрубание головы, и квалифицированная – сажание на кол, утопление), позорящие наказания (клеймение, обритие головы), изгнание из касты, страны. За одно преступление могло быть назначено несколько наказаний.

Говоря о судопроизводстве, прежде всего можно отметить предпочтение, которое отдается коллегиальному рассмотрению дел. Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. В оценке показаний свидетелей господствует критерий их качества /принадлежность к варне/. Действовал общий принцип: свидетель должен быть равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой дает показания. Только при отсутствии надлежащий свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, родственника, раба и женщины /УШ, 70-71/

Когда отсутствовали достоверные доказательства, прибегали к клятвам и испытаниям, так называемым ордалиям. Их смысл Законы толкуют следующим образом: “Злодеи думают, - никто нас не видит, - но их видят боги.” /VIII-85/. Если клятва признавалась недостаточной, тогда обвиняемый должен был “взять огонь” или погрузиться в воду. “Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и с кем вскоре не случается несчастье, должен считаться чистым к клятве” /VIII-115/.

Затрудняясь в выборе средств доказывания, судьи требовали вещественных доказательств - поличного /IX-270/. Но поличное имелось не всегда. И тогда остается следить, как показывает свидетель, как отвечает обвиняемый: “по выражению лица, движениям, походке, жестам, речам”; “по звукам голоса и лица угадывается сокровенная мысль” /VIII-25, 26/.

Рассматривая Законник Хаммурапи, законы Ману, как и другие древневосточные правовые кодификации, исследователь неоднократно сталкивается с декларациями, провозглашающими начала “справедливости”, “правды”, “нравственности”. Поэтому может возникнуть мнение о том, что законодательство покоится на этих правилах и что его источником является свободная воля законодателя.

Но это лишь “обман зрения”. Законник Хаммурапи и Законы Ману считают рабство справедливым и главное прослеживается всюду: государство, восточнодеспотическое право при всех своих даже существующих различиях стоит на страже богатства и знатности.


Лекция 5.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План лекции. Возникновения и развития права Древнего Востока Древнемесопотамское право | План лекции. 1. Становление и развитие государств Греции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.