Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральные, региональные и местные органы управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений

Система государственного управления в Российской Федерации

Модели хозяйствования

Серьезное влияние на характер функционирования государственной системы оказывает экономическая модель, на которой основывается хозяйственная жизнь той или иной страны. Среди основных экономических моделей выделим:

· кейнсианскую модель,

· монетаристскую модель,

· модель плановой экономики.

Основные положения кейнсианской модели состоят в необходимости вмешательства государства в экономику; в использовании бюджетной политики в качестве главного инструмента регулирования экономики; в обеспечении эффективного спроса на основе достижения равновесия между производством, потреблением, доходом и занятостью; т.д. Монетаристкая модель, базирующая на работах М.Фридмана, предлагает в качестве главного направления государственной экономической политики борьбу с инфляцией, не допускает вмешательство в рыночные саморегулирующиеся механизмы; требует обеспечения государством устойчивости денежной единицы с помощью ограничения роста денежной массы; считает естественным явлением спады трудовой экономической активности, которые ведут снижению заработной платы, а следовательно, сдерживают инфляцию.

Модель административно-командной плановой экономки основывается на жестко централизованных принципах управления экономикой, государство непосредственно участвует в определении ценовой и тарифной политики, управлении деятельностью предприятий, экономические походы к обоснованию управленческих решений нередко подменяются политическими и идеологическими критериями.

На практике названные экономические модели трансформируются применительно к конкретным условиям функционирования государства в рамках определенных пространственных границ.

 

Тема 4. Структура и функции органов государственной власти в Российской Федерации

1. Система государственного управления в Российской Федерации

2. Центральные, региональные и местные органы управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений

3. Институт Президентства в РФ

4. Федеральное собрание (СФ и ГД)

5. Государственный совет

6. Правительство Российской Федерации и его структура, распределение функций

7. Административно-территориальное устройство Российской Федерации

8. Признаки территориальных образований

9. Предметы ведения Российской Федерации и субъектов федерации

10. Федеральные округа

 

Основы системы государственного устройства и управления в России закреплены нормами конституционного права. Согласно ныне действующей Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Россия является демократическим, федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Система государственного управления отражает Федеративное устройство Российской Федерации и представлена государственной целостностью, основанной на:

· единстве системы государственной власти,

· разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (это отражено в ст.5 Конституции Российской Федерации).

Это - единство и целостность и федерального уровня государственного управления, и регионального уровня государственного управления. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Системность реализуется в разграничении предметов ведения и полномочий как функциональной специализации подсистем единой системы государственного управления в России. Однако в части публичного управления следует различать систему государственного управления в России и систему управления в России. Второе понятие шире, потому что, кроме системы государственного управления, включает в себя и местное самоуправление.

Важнейшую роль в системах государственной власти играют высшие органы власти – законодательные, исполнительные, судебные. Следует отметить, что в конституциях различных государств встречаются прямые указания на то, что такими органами являются: президент, парламент, правительство, суды разного назначения и ступеней. Существуют различия и в названиях руководящих исполнительных органов: кабинет министров, совет министров, правительство.

В Российской Федерации высшие органы власти, как и в любом правовом государстве, закреплены Конституцией. В России
государственную власть осуществляют Президент, Федеральное собрание - парламент (двухпалатный орган, состоящий из Совета Федерации - верхняя палата и Государственной Думы – нижняя палата), Правительство и суды Российской Федерации. Также в Конституции Российской Федерации содержится полная характеристика статуса, полномочий, компетенции, порядка избрания и формирования указанных высших органов власти. (Глава 4. – Президент Российской Федерации; глава 5 – Федеральное собрание; глава 6. – Правительство Российской Федерации; глава 7 – судебная власть).

Система государственного управления представлена центральными, или федеральными, и региональными органами управления. Государственная власть разделяется на 3 ветви, и органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Иерархия каждой ветви, т.е. соподчиненность, строится по разграничению предметов ведения и полномочий органов управления, и они в пределах своего предмета ведения также самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России. Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации частично определены также Федеративным договором, который применяется в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по соглашению друг с другом, могут передавать друг другу часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом в полном объеме. На территории субъектов Российской Федерации по вопросам федерального и совместного ведения главенство имеют федеральные законы, но по вопросам ведения субъектов Российской Федерации приоритет имеет региональное законодательство (ст. 76, ч.6 Конституции Российской Федерации).

Государственное устройство Российской Федерации предусматривает разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом ряд вопросов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ четко определяет круг вопросов совместного ведения (например, обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев областей, городов федерального значения, автономных областей и округов Конституции РФ, федеральным законам; защита прав и свобод человека; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и иными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы образования, науки, культуры и т.д.).

 

На каждом уровне формируется система органов управления, подчиненная высшим органам управления этого уровня. Так, на федеральном уровне государственного управления иерархия выстраивается следующим образом: Президент – Правительство Российской Федерации – федеральные министерства со своими подведомственными органами управления, о которых – поговорим чуть позже. На уровне государственного управления в субъектах федерации складывается аналогичная соподчиненность.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Оно признается и гарантируется Конституцией России как самостоятельная форма самоуправления граждан. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это закреплено Конституцией Российской Федерации (ст.12). Иерархия исполнительной власти в местном самоуправлении строится по линии Глава Администрации муниципального образования, избираемый населением муниципального сообщества, - сама Администрация муниципального образования, представленная муниципальными служащими по профессиональному признаку, – муниципальные учреждения и предприятия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы правления | Государственный совет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.