Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия как тип мышления




Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э. – III в. н.э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, политической, правовой, экономической и т.д. В истории античной греческой философии выделяют следующие этапы: доклассический или натурфилософский (VII – V вв. до н.э.); классический (V – IV вв. до н.э.); эллинистический (III – I вв. до н.э.).

Становление и развитие философии античного мира имело ряд существенных отличий от философии Древней Индии и Древнего Китая.

Во-первых, спецификой древнегреческой философии, особенно в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека. Отсюда – космологизм ранней греческой мысли (от Фалеса до Эмпедокла) и онтологизм философии классического периода (элеаты, Демокрит, Платон), проявившиеся как в атомистической, так и в идеалистической трактовке бытия, а позже – в попытках Аристотеля представить бытие как сущее, как субстанцию. Главным вопросом древнегреческой и древнеримской философии был вопрос о первоначалах мира. В этом смысле философия перекликалась с мифологией, наследовала ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология решала этот вопрос по принципу: кто родил сущее?, то философы стали искать субстанциональное начало: из чего все произошло?

Поиск новых форм объяснения мира способствовал бурному расцвету философии в полисах Древней Греции (VI – IV вв. до н.э.). Было создано новое, в значительной степени уже не мифологическое, а именно философское мировоззрение, новая картина мира, учение о космосе. В представлениях греков Космос охватывал фактически Землю и небо, человека и общество, животных и растения. Он воспринимался видимой и замкнутой сферой, конечной по своим размерам, но в нем все двигалось, текло и изменялось, возникало и исчезало. Все в нем было текучим, изменчивым.

Одни античные мыслители считали, что основой мира выступают отдельные чувственно воспринимаемые элементы: вода, воздух, земля, огонь или апейрон. Другие усматривали ее в математических элементах – числах, соотношение которых и определяет мировые процессы. Третьи основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое только разумом, но не чувствами. Атомисты усматривали основу мира в чувственно невоспринимаемых частицах – неделимых атомах. Платон и его школа полагали, что мир, вещи – лишь тени идей, результат их временного воплощения.

Во-вторых, все объяснения первооснов бытия были наивными и противоречивыми, основывались на наблюдениях или умозрительных рассуждениях. Но им было присуще и нечто общее, единое: все они стремились объяснить мир, космос из него самого. Сверхъестественным силам, олимпийским богам они отводили не решающие место и роль. В их Космосе все двигалось и изменялось, было взаимосвязано и взаимообусловлено. И такое понимание явилось шагом вперед. В досократовский период философы еще не осознавали противоположные решения основного вопроса философии. Но уже в трудах Демокрита, а особенно Платона, различия были не только замечены, но и обозначены. Следовательно, уже с V в. до н.э. философия стала развиваться в диалоге двух основных своих линий, или партий, – материализма и идеализма, а также в противоборстве двух основных методов философствования – диалектического и метафизического.

В-третьих, переход в античной мысли от изучения природы к познанию человека и его сознания завершают софисты и Сократ. Затем представители сократических школ и практически все направления эллинистически-римского периода, особенно эпикуреизм и стоицизм, более детально исследуют проблему человека и его нравственности. Изменяется предмет философии, ее основные задачи. Философия постепенно перерастает в социальную философию, в центре которой оказываются проблемы этики.

В-четвертых, рассуждать о материализме раннегреческих философов, включая и Демокрита, явно преждевременно. И не только потому, что будут еще и Эпикур, и Лукреций. До Платона вопрос об отношении мышления и бытия еще не сформировался. Он не был ясно поставлен. Речь шла о субстанции мира и основах его бытия. Демокрит как бы «завершает» онтологическую традицию ионийцев и элеатов. Ключевые понятия демокритовского атомизма – это умозрительные конструкции не материи, а бытия.Атом и пустота у него не физические частицы, а понятия, равнозначные понятиям «бытие» и «сущее», которые использовали затем элеаты. Идеального мира, с которым соотносился бы мир материальных атомов, у Демокрита еще нет. В более ясной форме эту проблему ставит и развивает Платон, отдавая предпочтение объективно идеальному.

Происходит переход от преимущественного изучения природы, космоса к рассмотрению человека и самого знания, человеческой жизни во всех многообразных ее проявлениях. Возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии (софисты и Сократ).

В-пятых, перенос акцента в философских размышлениях с природы на человека означал коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики. С этого времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Начиная с софистов и Сократа, философия формирует основной мировоззренческий вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию.

В-шестых, Платон и Аристотель осуществили систематизацию всей предшествующей мысли и своих идей, выделив четыре главных составляющих философского знания: онтологию, космологию, гносеологию и этику.

В-седьмых, особенностью древнегреческого эллинизма и древнеримской философии было новое изменение мировоззренческой ориентации. Интерес философии сосредоточился на жизни отдельного человека. Если Платон и Аристотель главное средство нравственного развития человека видели в его приобщении к обществу, то теперь условием добродетельной и счастливой жизни признается освобождение человека от власти внешнего мира, особенно от политической сферы жизни.

Единство исходной антропологической позиции и греческих философов III – I вв. до н.э. и римских мыслителей II – III вв. н.э. не исключало существенных различий в решении конкретных проблем человека. Так, философско-этическая система Эпикура направлялась на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Она убеждала, что не существует в мире такой силы, которая могла бы помешать мудрецу жить в соответствии со своими идеалами. Иное решение «мудрой жизни» предлагал стоицизм. Его представители считали, что в мире все жестко детерминировано, фатально, роковым образом предопределено. Поэтому жить надо сообразно с природой, разумно приспосабливаясь к ней.

Античная философия как исторический тип сформулировала основную проблематику исследования, которая сохранилась до настоящего времени. Возникла дифференциация философского знания, которая была представлена авторскими учениями, школами и направлениями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы закономерности и специфика философии Древнего мира?

2. Назовите особенности развития философии Древней Индии.

3. В чем суть учения буддизма?

4. Охарактеризуйте основные учения древнекитайской философии.

5. Охарактеризуйте основные черты античной философии.

6. Какова основная проблематика античной философии?

7. В чем состоит различие между философией античности и философией Древней Индии и Древнего Китая?

Литература:

1. Алексеев, В.П. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.

4. Гайденко В.П., Громов М.Н., Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток. – В 4 кн. – М.: Академический проспект, 2012.

5. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие.– М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

6. Краткий философский словарь: словарь / Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010.

7. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012.

8. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

9. Светлов, В.А. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. - СПб.: Питер, 2010

10. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

11. Философия: учебник /МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009.

12. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010.


[1] См.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996. С. 6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.