КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План лекции. Понятие массовой коммуникации
Понятие массовой коммуникации. Значение психологических исследований в области массовой коммуникации 1.1Возникновение и изучение понятий коммуникация и массовая коммуникация 1.2Роль массовой коммуникации в обществе 1.3Функции массовой коммуникации
1.1Возникновение и изучение понятий коммуникация и массовая коммуникация Проблемы коммуникации - общения, передачи информации осмысливались еще в древней Греции и Риме, где умению воздействовать на аудиторию уделялось много внимания. Ораторскому искусству специально обучались. Термин коммуникация появился в научной литературе в начале XXвека. Сегодня в научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, ему дается большое количество определений. Например: · средство связи любых объектов материального и духовного мира; · общение, передача информации от человека к человеку; · общение и обмен информацией в обществе. Интерес исследователей к данному понятию объясняется огромным значением информативно-системных связей для развития человечества. Они отвечают за создание, сохранение и историческую трансляцию его социально-культурных ценностей и традиций. В качестве иллюстрации значимости вопросов связанных с массовой коммуникацией можно привести суждение Наполеона о роли газет «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия». Массовая коммуникация как явление по-мнению большинства исследователей возникла в XIX веке в связи с урбанизацией и появлением дистанционных средств коммуникации (телеграф, радио, и других). Массовая коммуникация – массовый процесс производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения, Интернета и общение людей как членов массы при помощи технических средств. Средства массовой коммуникации – вся система коммуникационных процессов сегодняшнего дня. В отличие от термина СМИ, который означает лишь традиционный набор средств передачи информации массам – TV, радио, прессу, СМК подразумевают также Интернет, телефон, и др. и могут носить двусторонний характер. В последней четверти ХХ в. в мировом развитии происходили важные процессы, оказавшие существенное влияние на практику мирового информационного обмена. С появлением сначала телевидения, затем интернета значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность. У аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. Коммуникация все более пронизывает различные стороны жизни человека, у информации сегодня нет границ, она меняет общества в кратчайшие сроки, могут стать причиной чрезвычайных последствий. Потому важно изучение процессов коммуникации. Информация, циркулирующая по каналам коммуникации, преобразовывает общество и потому вслед за Беллом многие исследователи называют современное общество информационным. 1.2Роль массовой коммуникации в обществе Противоречивость оценки влияния МК на людей острее всего проявляется в анализе телевидения. Оно «разъединяет людей и одновременно связывает человека с судьбами всего мира», оно «стандартизирует вкусы и потребности» и «бесконечно расширяет знания о человеке, обществе, искусстве», «оно пожирает время» и «экономит его своей службой доставки на дом». (Э.В. Блинова Психологические особенности телевизионного общения часть 1 Томск, 2001 С.10) Выделим два основных направления, в которых значение массовой коммуникации оцениваются с качественно различных позиций. Первое направление, назовем его «критическим» по отношению к роли МК в обществе, определяет значение МК как выражение власти верхов над низами, средство духовного контроля. Второе направление, не согласившись с тезисами о негативных последствиях возросшей роли МК в обществе, определяют ее как новый способ общения, который носит двусторонний характер. Рассмотрим подробнее основные идеи этих двух направлений. Сторонники первой точки зрения, так или иначе, утверждают, что массовая коммуникация зависит от коммуникатора, который ставит своей целью манипулирование массовым сознанием и использует для этого широкий спектр психологических средств. Таким образом, свобода выбора аудитории – иллюзия, поскольку в современном обществе массовая коммуникация основной вид общение, что обеспечивает коммуникатора удобными многочисленными каналами для связи с массами. Р. Харрис в предисловии к книге «Психология массовых коммуникаций» написал: «Mass media не только развлекают и просвещают. Они же взяли на себя манипулятивно-управленческую функцию, влияя на наши культурные и социально-психологические ценности, изменяя наши установки, модели поведения». Р. Броуди приводит в пользу первой точки зрения интересный аргумент. «Но утверждать, что телевидение не оказывает мощного и определяющего воздействия на нашу культуру было бы ошибкой или наивностью. Если бы телевидение не оказывало столь серьезного воздействия на формирование наших потребительских привычек, рекламодатели не выделяли бы для этой цели миллиарды долларов ежегодно. Наше поведение действительно «формируется» - причем не только рекламой, но и самим содержанием телевизионных программ.» (С. 212) В большей степени к первой группе можно отнести следующие теории массовых коммуникаций: Теорию социального научения, Теорию культивирования, Теорию социализации, Теорию навязывания повестки дня, а также Когнитивную теорию. Приняв данную точку зрения, специалисты, работающие в области массовых коммуникаций должны осознавать лежащую на них ответственность и стремиться минимизировать возможные негативные последствия воздействия на аудиторию. Следовательно, важное значение приобретают вопросы, связанные с нравственной стороной сообщений. Например, трансляция российскими медиа лицензионных игровых шоу типа: «Слабое звено», «Алчность», а также программ в формате Reality TV – «Дом 2», «Последний герой» идейный стержень которых составляют социал-дарвинистские посылки о борьбе за существование как необходимом законе жизни общества, в которой неспособные уничтожаются, ориентируют зрителя на определенный вариант жизни, стиль и способ выживания. Каким образом это кажется на психологическом климате общества? Перейдем теперь ко второму направлению, утверждающему, что коммуникатор лишь в незначительной степени может повлиять на индивидов, поскольку масса сама выбирает способ общения, может читать или не читать газеты, выбирает канал для просмотра, передачу. Следовательно, масса свободна в формировании ценностей, установок и поведения. Также упоминается о том, что интерпретация материалов СМК в разных группах аудитории может быть чрезвычайно многозначной. Таким образом, ставится под сомнение тезис об однонаправленном влиянии глобальных медиа. Старается подчеркнуть, что процесс потребления материалов СМК имеет сложный и отнюдь не однонаправленный характер Теория обретения пользы и удовлетворения. Также массы могут опосредованно - путем настроений, резонирующих колебаний, или непосредственно - через участие конкретных лидеров групп и движений в массовых митингах, акциях протеста, печатной или электронной коммуникации - быть субъектом МК. 1.3Функции массовой коммуникации Функции массовой коммуникации по Б.А. Грушину: · Информационная - сообщение новостей, открытий; · Социализации (воспитательная) – формирование ценностей, установок, интересов (в том числе общественного идеала), а также изменение их интенсивности или направленности; · Функция организации поведения – прекращение, изменение или инспирирование какого-либо действия; · Функция создания определенного социально-психологического тонуса аудитории – развлечение, как отвлечение от проблем, эмоциональная разрядка от негатива, кнализирование эмоций на образ врага, нагнетание страха или напряжения; · Коммукникации – укрепление или ослабление связей между коммуникатором и аудиторией, между аудиториями. П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают массовую коммуникацию как поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей): · присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям; · укрепления социальных норм; · наркотизации социума. То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию". (П.Лазарсфельд, Р. Мертон. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие.// М.М.Макаров. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000, с.144-145) Таким образом, мы можем сделать вывод, что изучение психологами процесса массовой коммуникации с целью выявления и предотвращения негативных последствий необходимо. Психологией рассматриваются факторы, способствующие передаче и восприятию информации, сбои в процессе массовой коммуникации, факторы их вызывающие, мотивацию коммуникаторов и многое другое. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятию массовая коммуникация. 2. Будет ли общение людей по телефону являться массовой коммуникацией, если да, то в каком случае? 3. Какая точка зрения на роль массовой коммуникации в обществе ближе Вам? Обоснуйте почему? 4. Исходя из полученной в ходе данной лекции информации сформулируйте Ваши ожидания от курса «Психология массовых коммуникаций». Подумайте, что Вы хотите узнать о предмете данной дисциплины.
Библиографический список 1. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. – М.: ИНИОН, 1990. – Т. 1. 2. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. М.: ИНИОН, 1991. – Т. 2. 3. Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с. 4. Шарков Ф. И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков - М.: "РИП-холдинг", 2005. 5. Основы теории коммуникации под ред. Василика М.А. М.:Гардарики, 2003. 6. Науменко Т.В.Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко - Спб.: ПИТЕР, 2005 7. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 448 с. (Проект "Психология-BEST")
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |