Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Схема массовой коммуникации




Схема массовой коммуникации

2.1Схема массовой коммуникации

2.2Понятие коммуникатора, аудитории, их роль в цепи МК

2.3Сообщение, обратная связь. Какие требования к ним предъявляются

2.4Средства СМК, их особенности, плюсы, минусы вытекающие из использования различных выразительных средств.

 

2.1Схема массовой коммуникации

Схему описывающую процесс коммуникации дал еще Аристотель. У него она состоит из трех звеньев: источник→сообщение→получатель.

S→M→R

На сегодняшний день различными авторами предложено несколько моделей массовой коммуникации, в целом, похожих на приведенную Аристотелем. Предлагаем разобрать следующую схему.

 

сообщение

через СМК

К → → → → → А

обратная связь

В данной модели представляющей цепь массовой коммуникации шесть составляющих, рассмотрим каждый из них подробнее.

2.2Понятие коммуникатора, аудитории, их роль в цепи МК

Коммуникатор – тот, кто формирует сообщение, контролирует чтобы оно доходило до масс. Это и заказчик и исполнитель, коммуникатором может быть правительство, партия. Редакция газеты, ведущий программы и т.д. Основные функции коммуникатора:

· Определение политики и контроль за ее осуществлением;

· Сбор информации, обработка;

· Создание сообщения, кодирование информации;

· Принятие на себя ответственности за сообщение;

· Передача сообщения.

Именно коммуникатор отвечает за эффективность сообщения.

Следующее звено – аудитория, которая с одной стороны представляет собой массу, с другой – сообщение адресовано индивидам, входящим в массу. Массу исследователи характеризуют как множество самодовольно-ограниченных, непоколебимо-уверенных субъектов, на самом деле легко манипулируемых. Они ждут оценки, и большинство этим оценкам верит.

В том, что на аудиторию можно воздействовать вызываю некритичное подражание, заражение частично виноваты индивиды, получающие сообщение. Аудитория не желает осмысливать сообщения, верит даже фантастическим сведениям, довольствуется отрывочной информацией. Для того чтобы стать активным участником коммуникационного процесса аудитория может повышать уровень собственной осознанности, разборчивости, повышать требования к СМК. Например, отказываясь смотреть определенные передачи, каналы, читать определенные газеты, выбирая свой источник информации, аудитория проявляет своеобразную активность, с чем создатели сообщений вынуждены будут считаться. Также аудитория может, декодируя сообщение осмысливать его. Сделанный ею вывод и полученная в результате информация может сильно отличаться оттого, что хотел передать коммуникатор. Наконец, аудитория может достаточно часто передавать сообщения друг другу, влияя тем самым на процесс распространения информации обществе.

2.3Сообщение, обратная связь. Какие требования к ним предъявляются

Сообщение – следующий компонент коммуникационной цепи. Каждый изучающий ход массовой коммуникации должен понимать, что не бывает нейтральной информации или информации в «чистом виде». На сообщение влияет отношение коммуникатора к событию, к себе и т.д. СМК не могут давать абсолютно объективную информацию, и даже часто формируют мифы. Вот исторический пример не объективности прессы. Наполеон возвращается в Париж после ссылки на острове Эльба. Заголовки газет:

Корсиканское чудовище вырвалось на свободу

Бонапарт находит поддержку в провинции

Наполеон с поддержавшей его армией направляется к столице

Париж приветствует его величество императора!

Вот как Р. Броуди доказывает невозможность существования объективного сообщения. «Сами СМИ принимают решение, какие события достаточно важны для того, чтобы их следовало освещать. Это решение будет пристрастным сразу в нескольких отношениях. Во-первых, профессиональный журналист является носителем предубеждения против какого-либо статус-кво. Потому что человеку незачем выходить из дому и покупать газету, в которой изо дня в день пишут: «все в порядке и нет никаких поводов для беспокойства». Уклон средств массовой информации нельзя назвать ни либеральным, ни консервативным. У СМИ есть только одно стойкое пристрастие – любовь к сюжетам и историям, которые «нажимают» на наши чувствительные точки, которые, иными словами, вынуждают нас покупать газеты, смотреть шоу и тем самым поддерживать их бизнес.» Психологическое заключение по поводу потока информации, который обрушивается на аудиторию ежедневно неутешительно. Сообщения массовой коммуникации наслаиваются одно на другое, в итоге, клиповый характер непрерывных сообщений перестраивает сознание аудитории, диктует скорость психических процессов. Сокращение времени на комментарии и анализ, отсутствие времени на осмысление ведут к деградации мышления и формированию искаженной картины реальности. Сообщения могут также воздействовать на инстинкты, формировать зависимость. Они обладают способностью внушения благодаря огромному арсеналу средств психологического воздействия. Это тембр голоса, цветовая гамма, повторение, и многие другие.

Обратная связь – важное звено в цепи массовой коммуникации. Поскольку эффективность МК возрастает, если общение становится двусторонним. Она позволяет определить численность аудитории и ее социально-психологический портрет, степень доверия к каналу сообщения, отношение к работе СМК и многое другое. Также обратная связь дает аудитории почувствовать себя субъектом процесса коммуникации, что положительно сказывается на отношении к тому источнику информации который не пренебрегает обратной связью. Обратная связь бывает

· Эпистолярная (почта);

· Мгновенная (горячая линия, интерактивный опрос по телефону или компьютерной линии, смс-голосование и т.д.);

· В виде конференций, консультаций, публичных мероприятий;

· Рейтинги, анкетирование, опросы в устной форме.

2.4Средства СМК, их особенности, плюсы, минусы вытекающие из использования различных выразительных средств.

Из средств массовой коммуникации мы разберем основные: радио, телевидение, печать, интернет. Между ними существует своеобразное разделение труда. Радио отвечает на вопрос: ЧТО? Что случилось?

Телевидение показывает КАК? Как это произошло?

Газеты раскрывают причины: ПОЧЕМУ? Почему это случилось?

Радио – его главные плюсы оперативность, дешевизна, доступность. Радио сопровождает в дороге, на природе, становится единственным источником информации для тех, кому недоступны телевидение, печать.

Главные недостатки:

На слух воспринимается около 20% информации.

Аудитория постоянно меняется, нет серийных программ, длительных передач.

Печать – ее главные преимущества:

· Регулярность выпуска;

· Адресность аудитории благодаря подписке;

· Аналитичность прессы, хоть и меньше возможностей для эмоционального воздействия, но ее воздействие на аудиторию будет более долговременным из-зи наличия логической аргументации;

· Наличие печатного сообщения позволяет дать его почитать друзьям, вернуться к нему в удобное время, перечитать дважды и т.д.

На сегодняшний день в России, пережив кризис и значительно сократившись, рынок прессы остается стабильным. Самые популярные – бесплатные газеты, затем информационные и развлекательные и только затем деловые. Наибольшее количество читающих прессу приходится на возрастной уровень 30-59 лет. Более разнообразны журналы, их аудитория имеет «женский уклон».

Телевидение – его главное достоинство – эмоциональность, а также:

· Достаточно постоянная аудитория;

· Вызывает наибольшее доверие (я видел – значит это правда);

· Наиболее заразительно благодаря идентификации с героями передач, влияет на настроение, убеждения, поведение в большей степени, поскольку благодаря «эффекту присутствия», человек как бы пережил эту ситуацию;

· Зрительно-слуховое восприятие увеличивает процент запоминаемой информации;

· Дает массу переживаний, затягивает, число тех кто не смотрит телевизор всего 3% населения.

Основные потребители домохозяйки и пенсионеры, самое большое количество зрителей собираются перед экраном 19-22 часа.

Интернет – соединяет в себе достоинства всех трех вышеперечисленных видов СМК. М.Хейг выделил следующие возможности интернет – технологий:

· Позволяют поддерживать круглосуточную связь с целевыми аудиториями;

· Служат дешевым каналом глобальной коммуникации;

· Предоставляют возможность аудитории общаться с коммуникатором, осуществляя двустороннюю связь;

· Прекрасная оперативность, практически нет границ.

Вместе с тем, имеются у данного ресурса и существенные недостатки:

· Особенно в нашей стране узкая и специфичная аудитория, практически не охватывает людей старшего возраста;

· Нерешенность правовых вопросов, организации и регулирования деятельности, что выражается в распространении грязных интернет - технологий спама, подставных сайтов, слухов и т.д. Нет контроля за достоверностью;

Е.Н. Пашенцев делает следующий вывод: «использование интернета не заменяет традиционные PR, а лишь дополняет их».

При выборе канала для сообщения учитываются многочисленные факторы, например особенности целевой аудитории, финансовые возможности коммуникатора, требуемая частота сообщений и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Нарисуйте схему массовой коммуникации, объясняя на конкретном примере процесс МК

2. Можно ли считать коммуникатором ведущего новостей, читающего текст, составленный другими людьми? Почему?

3. От чего будет зависеть выбор средства массовой коммуникации для передачи сообщения?

4. Почему важна обратная связь в процессе МК?

Библиографический список

1. Ричард Броуди Психические вирусы. Как программируют ваше сознание / Броуди Р. М.: ПОКОЛЕНИЕ, 2006

2. Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит / П.Л.Карабущенко, Н.Б. Карабущенко М.: Памятники исторической мысли, 2006

3. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. – М.: ИНИОН, 1990. – Т. 1.

4. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. М.: ИНИОН, 1991. – Т. 2.

5. Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001.

6. Шарков Ф. И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков - М.: "РИП-холдинг", 2005.

7. Основы теории коммуникации под ред. Василика М.А. М.:Гардарики, 2003.

8. Науменко Т.В.Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко - Спб.: ПИТЕР, 2005

9. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. (Проект "Психология-BEST")

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.