Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Установки и стереотипы в процессе массовой коммуникации




Установки и стереотипы в процессе массовой коммуникации

Типология аудитории в массовой коммуникации

Типология аудитории весьма сложный вопрос, существуют различные критерии для типологизации. Мы будем использовать типологизацию в основе которой лежит доступ аудитории к конкретным источникам информации, кто является действительной аудиторией данного вида СМИ, кто просто имеет к нему доступ. Выделяют регулярные, нерегулярные, реальные и потенциальные, целевые и нецелевые типы аудитории. Мы понимаем, что даже формально доступная продукция СМИ потребляется по-разному. Это зависит от особенностей аудитории, ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, уровень образования, семейное положение, профессия и т.д.) от уровня подготовленности к восприятию информации (владение словарем, степень понимания логических аргументов конкретного текста и т.д.). Можно выделять более широкие сегменты массовой аудитории (например, аудитория ОРТ, газеты "красноярский рабочий") или более узкие сегменты – аудиторию определенного вида сообщений (рубрик), например: спорт, новости и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие из психических и познавательных процессов изучаются в психологии массовых коммуникаций?

2. Расскажите роль каждого познавательного процесса для коммуникации.

3. Согласны ли Вы с трактовкой массы С. Московичи? Почему?

4. Для чего проводит сегментирование аудитории?

Библиографический список

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза М.: ЭКСМО, 2005.

2. Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит / П.Л.Карабущенко, Н.Б. Карабущенко М.: Памятники исторической мысли, 2006

3. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. – М.: ИНИОН, 1990. – Т. 1.

4. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. М.: ИНИОН, 1991. – Т. 2.

5. Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

6. Шарков Ф. И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков - М.: "РИП-холдинг", 2005.

7. Основы теории коммуникации под ред. Василика М.А. М.:Гардарики, 2003.

8. Науменко Т.В.Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко - Спб.: ПИТЕР, 2005

9. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 448 с. (Проект "Психология-BEST")

 

5.1Понятие стереотипа в психологии и их значение

5.2Закономерности формирования стереотипов. Роль СМИ в формировании стереотипов

 

5.1Понятие стереотипа в психологии и их значение

Поведение человека всегда определяется не столько реалиями окружающего мира, сколько образом мира в голове человека. От того, как он воспринимает окружающий мир как агрессивный, дружелюбный или нейтральный зависит поведение каждого конкретного человека. Именно установки, стереотипы созданные нами на основе контактов с окружающей действительностью зачастую определяют наше отношение к другим людям, на то, как мы переносим трудности, ведем себя в различных ситуациях, на наше восприятие встречающихся нам явлений. Точно также установки и стереотипы влияют на восприятие человеком сообщений СМИ, а также на восприятие отдельных источников СМИ. Если картина изображаемая СМИ в своих сообщения совпадает с нашей установкой, мы испытываем к нему большее доверие и симпатию. С другой стороны существует и процесс обратного влияния – СМИ влияет на наши установки. В какой степени СМИ способны влиять на наши установки, стереотипы, формировать их? Это один из важных вопросов в психологии массовой коммуникации.

Установка – благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям определенной группы. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Любой стереотип – порождение группы и отдельный человек пользуясь им относит себя к данной группе. Стереотипы позволяют быстро ориентироваться в ситуации, и определять людей как представителей разных групп. Когда человек видит кого-то впервые, то сверяет вновь поступившую информацию с социальными эталонами и стереотипами, которые выработаны в обществе и усваиваются с детства, то есть стереотип – это образ человека, которым пользуются как штампом. Пример стереотипов:

деловой мир – (особенно руководители) одеты строго, консервативно, уверенны в себе, это предпочтительно мужчины среднего возраста;

учитель – строгий, одет скромно, в общении серьезен;

фотомодель – ярко одета, не проявляет себя интеллектуально и творчески, перечисление стереотипов можно продолжать до бесконечности. Отклонение от стереотипа привлекает внимание и порождает множество «почему?».

5.2Закономерности формирования стереотипов. Роль СМИ в формировании стереотипов.

Процесс образования стереотипов неизбежен, он направляется как искусством, литературой, группами в которых общается человек, так и СМИ. В особенности если человек обращается к СМИ регулярно, то они могут действовать на его установки и стереотипы гораздо больше чем нам кажется. Хотя это касается всех СМИ – особую тревогу вызывают телевизионные программы и рекламы. Согласно теории культивирования превалирующее изображение какой-то группы людей будут все больше превращаться в воспринимаемую реальность для тех, кто в большом количестве потребляет продукцию СМИ. Естественно, конструируемые нами образы будут на 100% заимствоваться из СМИ только в случае если они станут для нас единственным источником информации, но их влияние может становиться очень значительным. Вполне вероятно, что огромное количество просмотренных телевизионных сообщений (на момент окончания школы подростки успевают просмотреть 100 тысяч и более рекламных роликов) меняют установки в отношении к различным социальным группам, в плане полового поведения. Стереотипы не так легко изменить. Они зависят от интеллекта человека, его самооценки, широты его кругозора и количества контактов с другими людьми.

Также СМИ используют стереотипы для того, чтобы сделать сообщение более понятным и привлекательным для аудитории, сформировать нужное отношение. Чтобы сориентировать аудиторию в сообщении коммуникатор дает подсказку – стереотип. Можно назвать ассоциацию группировкой или группой бизнесменов. Ключ создает мнение, помогает создать нужный образ, понять даже самую запутанную новость, вызывает эмоцию. Следовательно, стереотип нужен аудитории как указание.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию стереотип. Приведите пример стереотипа.

2. Подумайте, совпадают ли ваши некоторые стереотипы, с теми, которые звучат в СМИ.

3. В чем возможности использования стереотипов при создании сообщений?

Библиографический список

1. Науменко Т.В. Учебное пособие – Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко Спб.: ПИТЕР 2005

2. Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит / П.Л.Карабущенко, Н.Б. Карабущенко М.: Памятники исторической мысли, 2006

3. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. – М.: ИНИОН, 1990. – Т. 1.

4. Массовая информация и коммуникация в современном мире / отв. ред. И. А. Федякин. М.: ИНИОН, 1991. – Т. 2.

5. Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

6. Шарков Ф. И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков - М.: "РИП-холдинг", 2005.

7. Основы теории коммуникации под ред. Василика М.А. М.:Гардарики, 2003.

8. Науменко Т.В.Социология массовой коммуникации / Т.В. Науменко - Спб.: ПИТЕР, 2005

9. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 448 с. (Проект "Психология-BEST")

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.