Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика Центрального банка в моделях инфляционного целеполагания и ограничения кредитной эмиссии




Поскольку денежно-кредитная политика воздействует на реальный сектор эконо­мики посредством регулирования конъюнктуры денежного рынка, то для достижения конечных целей стабилизационной политики — по­строение «золотого четырехугольника» — центральному банку прихо­дится реализовывать промежуточные цели в виде поддержания на оп­ределенном уровне количества денег, ставки процента или обменного курса национальной валюты. Как и конечные, промежуточные цели денежной политики часто находятся в отношении субституции; отсю­да возникает дилемма промежуточных целей. В закрытой экономике она сводится к вопросу, что следует выбирать центральному банку в ка­честве объекта регулирования — ставку процента или денежную мас­су? Если при изменении спроса на деньги не изменять их предложение, то будет колебаться ставка процента, а для поддержания ставки процен­та на неизменном уровне необходимо менять предложение денег вслед за изменением спроса на них.

До 70-х гг. ХХ в. в развитых странах рыночной экономики преоб­ладала практика поддержания стабильной ставки процента для пре­дотвращения колебаний инвестиционного спроса, приводящих, как было показано в гл. 9, к возникновению конъюнктурных циклов. В 1970-х гг. ФРС США и центральные банки западноевропейских стран переориентировались на стабилизацию денежной массы. Этому со­действовали две причины: ускоренное развитие инфляции, перерос­шей в стагфляцию, и широкое распространение учения монетаристов о роли денег.

Кроме того, в 1980-х гг. в связи с существенным обогащением ассор­тимента финансовых инструментов (финансовых инноваций) и глоба­лизацией валютных операций обнаружилась нестабильность спроса на деньги. Поэтому с 1980-х гг. стала проводиться более свободная денеж­ная политика, в ходе которой выбор промежуточной цели определяет­ся текущей экономической конъюнктурой. Так, благодаря оперативно­му удовлетворению резко возросшего спроса населения на деньги после крупнейшего обвала цен на Нью-Йоркской фондовой бирже 19 октяб­ря 1987 г. удалось избежать серьезных потрясений финансовой систе­мы США1. Примечательно, что ФРС пошла на увеличение предложе­ния денег, несмотря на то что экономика страны в то время находилась в состоянии полной занятости.

В 1990-х гг. во многих странах основной целью денежно-кредитной политики стало удержание темпов инфляции в заранее провозглашен­ных пределах (таргетирование инфляции).

При проведении денежно-кредитной политики необходимо учитывать различие между краткосрочной и долгосрочной ставками процента. Мероприятия де­нежной политики непосредственно определяют величину краткосроч­ной ставки, которая устанавливается на денежном рынке. В то же вре­мя на конъюнктуру рынка благ влияет долгосрочная ставка процента, определяющая спрос на инвестиции в реальный капитал. Поэтому де­нежно-кредитная политика лишь в том случае отразится на реальном секторе экономики, если приведет к изменению величины долгосроч­ной ставки процента.

Для регулирования экономической конъюнктуры государство мо­жет одновременно применять инструменты и фискальной, и денежной политики.

Версия «новых классиков». Для комплексного представления по­следствий стабилизационной политики государства в концепции новых классиков используется макроэкономическая модель, состоящая из двух дифференциальных уравнений — динамических функций сово­купного спроса и совокупного предложения

УD = At + h(Mt-nt)

уг = уг + g(nt) + ut,

где At — независимый от реальной кассы спрос на блага, включая госу­дарственные расходы; h и g — коэффициенты согласования размерно­сти; rot и ut — стохастические переменные с нулевым ожиданием, пред­ставляющие все неучтенные в модели случайные факторы формирова­ния совокупного спроса и предложения.

Благодаря гибкости цен правые части равенств все­гда равны друг другу.

В соответствии с концепцией рациональных ожиданий

yDe = At + h(M-п e);

Таким образом, из модели новых классиков следует, что текущая величина национального дохода отклоняется от своего значения при полной занятости по двум причинам: из-за случайных экзогенных шоков и вследствие непредвиденных мероприятий стабилизационной политики. Но каков бы ни был объем производства, благодаря гибкос­ти цен совокупный спрос всегда равен совокупному предложению. Экономика всегда находится в равновесном состоянии, хотя величина национального дохода подвержена конъюнктурным колебаниям.

Пусть возник непредвиденный отрицательный шок предложения (ut < 0; резкое повышение цен на энергоносители). Тогда в соответ­ствии с равенствами (11.8) и (11.9) темп инфляции возрастет, а реаль­ный национальный доход уменьшится. Если правительство для устра­нения возникшей стагфляции объявит о проведении экспансионист­ской стабилизационной политики (At > At-1 и/или Mt > Mt-1) то, как следует из равенств (11.8) и (11.9), эффекта от нее не будет.

При антиципированной денежной политике (Mt = Mf) не только уве­личение предложения денег, но и постоянное повышение темпа его роста не влияет на значения реальных экономических величин. В этом суть про­возглашенной «новыми классиками» супернейтральности денег.

В соответствии с концепцией новых классиков только не антиципированные мероприятия экономической политики оказывают воздей­ствие на реальный сектор. Но такая политика по определению долго продолжаться не может. Если правительство строит свою экономиче­скую политику на «сюрпризах» (неожиданные денежные реформы, не­предсказуемые изменения системы налогообложения, непредусмотрен­ные переносы выплат по государственному долгу и пр.), то равновесие в конечном счете устанавливается при менее благоприятных условиях вследствие возникновения дополнительных общественных издержек (недоверие к отечественной валюте, уклонение от уплаты налогов, су­жение кредитной сферы и пр.). При непредсказуемой денежной поли­тике даже изменение относительных цен экономические субъекты при­нимают за изменение уровня цен и в результате парализуется аллокационная функция рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.