КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Это во многом объясняет причину устойчивости «старого» в семейной психологии и объективную сложность прогнозирования направления развития семьи
Жизни семьи присущи социально-биологические, хозяйственно-экономические, духовно-нравственные и психологические отношения. Каждый этап формирования семьи связан с утратой ею одних функций и формированием других, с изменением масштабов и характера социальной деятельности и ее представлений. Функции семьи по отношению к обществу: 1.физическое воспроизводство населения 2.воспитание личности 3.производственно-хозяйственная 4.организация досуга Функции семьи по отношению к человеку: 1.супружеская 2.родительская 3.организация быта Учитывая функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, выделяют следующие тенденции развития и особенности современной семьи: 1.специфика социального уклада в городской и сельской семье 2.образование родителей напрямую влияет на успешность детей в школе. Однако, в современной семье забота о детях часто лежит на бабушках и дедушках, уровень образования которых может быть ниже, чем у родителей. Не редкостью являются столкновения воспитательных традиций нескольких поколений. Происходящее в обществе расслоение населения по материальному признаку, определяет различия в семейном воспитании детей, характере их взаимоотношений с взрослыми. Как правило, на детей тратится 25 – 50% семейного бюджета. В семье с большим доходом, при педагогической неграмотности родителей нередки случаи пресыщения детей. Пресыщение – это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, которое проявляется в безразличии к предоставляемым благам. Разукрупнение семьи (без бабушек и дедушек) способствует ее развитию как самостоятельного коллектива. На сегодня типичной является семья, воспитывающая 1 – 2 детей. Причины снижения рождаемости сложны: 1.занятость родителей на работе 2.недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями 3.рост материальных затрат на воспитание 4.неблагоприятные социально-экономические и жилищные условия 5.увеличение числа разводов. Развод не всегда плохое событие. До 90% разводов приходится на 1 год семейной жизни из-за неподготовленности к ней супругов, неустроенности быта. 6.увелечение числа однодетных семей. Для установления нормальных взаимоотношений с семьей школьника нужно: 1.в основе работы школы и КР с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление семьи и повышение авторитета родителей. Единственно верная норма – взаимное уважение. Только тогда будет возможен доверительный контакт, обмен опытом, совместное обсуждение. При этом недопустимы нервные обличительные речи в адрес ребенка. 2.доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры, активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать советы, пожелания, требования школы. 3.педагогический такт, недопустимость неоднородного вмешательства в жизнь семьи. КР – лицо официальное, которому вольно или невольно открывается то, что скрывается от других => от профессионализма учителя зависит успешность его контакта с семьей. 4.жизнеутверждающий мажорный настрой в решении проблем воспитания, опоры на «+» качества ребенка, на сильные стороны семьи. Трудности, возникающие при воспитании надо рассматривать как закономерности развития личности (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер в отношении испытуемого к оказываемому на него воздействию). Учет названных правил – важное условие установления контактов с родителями, что является первостепенной задачей каждого учителя, особенно КР. Одной из форм их установления является посещение семьи, которое осуществляется по приглашению. Внезапный приход может вызвать смущение, замешательство, нарушить спланированный порядок жизни семьи. Посещение по приглашению меняет отношение к ним в «+» сторону. К посещению нужно готовиться через определение самого ценного, интересного в ребенке. Установлению хороших отношений помогают педагогические поручения. Виды поручений: 1.предполагающее активную воспитательную позицию, непосредственную работу семьи (руководство кружком) 2.предполагающее организацию помощи учителю 3.предворяющие проведение тех или иных мероприятий 4.связанные с развитием материально-технической базы школы, решением хозяйственных задач. Формы работы с родителями: 1.коллективные: - педагогический лекторий – предназначен для привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает систематическую подготовку родителей по вопросам воспитания. - научно-практическая конференция - родительское собрание - день открытых дверей – проводится в период каникул. 2.индивидуальные: - посещение семьи - педагогические поручения - консультации 35. Государственная образовательная политика РФ. Закон РФ «Об образовании». Роль образования в современном мире неуклонно растет, немало важную роль ему отводят в РФ, где оно рассматривается как: 1.фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого человека в отдельности 2.условие формирования у россиян системы современных социально-значимых ценностей и установок. 3.необходимое звено перехода России к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономики. Для того, чтобы образование могло соответствовать возложенным на него надеждам, необходима государственная общеобразовательная политика (ОП). ОП – это 1.составная часть политики государства; 2.инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития общества, его гуманизация, культура. ОП устанавливает цели и задачи образования, гарантирует их реализацию путем согласования действий государства и общества. Первостепенная задача ОП на современном этапе – необходимость достижения нового качества образования. ОП строится на определенных принципах. Они отражены в законе РФ «Об образовании». Согласно этим принципам образование РФ должно: 1.носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободной развитой личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине, семье. 2.поддерживать единое, культурное и образовательное пространство в стране, что означает не только обучение, но также защиту и развитие национальной культуры, региональной культуры, традиций и особенностей. 3.создавать условия для общедоступности образования, адаптации образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. 4.иметь светский характер и в государственных, и в муниципальных ОУ. 5.поддерживать свободу и плюрализм, внимательно относиться к разным мнениям и подходам. 6.носить демократический и государственно-общественный характер управления и допускать автономность ОУ. Названные принципы являются основными при построении и развитии системы образования (СО) в РФ. СО в современной России. СО формируется государством и является условием подрастающего поколения к жизни, реализации технических целей и задач, которые ставятся обществом перед образованием. Государство как инициатор формирования СО, определяет ее структуру, принципы функционирования и направления развития. Существующая в современной России СО формировалась постепенно. Вначале она включала лишь ОУ, так в Древней Руси они открывались при монастырях, храмах, церквях. Возникали и закрывались самопроизвольно. Содержание обучения и воспитания было творчеством преподавателя, при этом отсутствовала система контроля за качеством образования. С укреплением государственной власти СО пополнилась учреждениями, выполняющими функции управления. В таком виде СО в РФ существовала вплоть до введения в 1992 году закона «Об образовании». С его принятием СО пополнилась еще одним компонентом – Государственным образовательным стандартом (ГОС). Именно ГОС определяет содержание учебных программ, а значит, регламентирует деятельность школ и определяет многие параметры СО. Таким образом, в современной России СО включает: 1.ГОС и построение на его основе образовательной программы 2.сеть ОУ 3.органы управления образованием. 36. ГОС и образовательные учреждения как компоненты системы образования в России. Одной из современных тенденций развития отечественного образования является его стандартизация. Она определяется: 1.необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, способного обеспечить единый уровень образования, получаемого в ОУ разных типов. 2.важностью вхождения России в систему мировой образовательной практики. Стандартизация образования – это деятельность по разработке и внедрению в практику ГОС в целях ее упорядочивания и стабилизации. ГОС – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и систему образования по достижению этого идеала. На ряду с законом «Об образовании» ГОС является основным нормативным документом, дающим развернутое толкование одной из частей этого закона. Он регламентирует: 1.цели и задачи образования на каждом этапе; 2.содержание образования; 3.требования к качеству усвоения этого содержания. Современные ГОС делятся на стандарты общего образования и высшего профессионального образования. Функции стандарта: 1.социальное регулирование (сохранение единого образовательного пространства страны в условиях диверсификации); 2.увеличение качества обучения школьников; 3.гуманизация образования (четкое определение минимального объема требований открывает возможности для дифференциации образования, в соответствии с потребностями и интересами учащихся). 4.управления (дает возможность принимать управленческие решения на основе результатов диагностики качества обучения). Структура ГОС: 1.Федеральный компонент (ведует Министерство образования). 2.Национально-региональный компонент (ведают органы управления на местах). 3.Компонент ОУ. Структура ГОС формирует структуру базисного учебного плана (БУП) школы. БУП – это основной государственный нормативный документ, являющийся частью ГОС для данного уровня образования. На основе ГОС разрабатывается и образовательные программы (ОП), определяющие содержание образования на каждом конкретном уровне в данном ОУ. Все ОП делятся на: общеобразовательные (ОО), профессиональные (П) и программы дополнительного образования (ПДО). ОО программам направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создании основы для осознанного выбора и освоения ОП более высокого уровня. К ОО относятся программы: 1.Дошкольного образования 2.Начального общего образования (1 – 4 классы) 3.Основного общего образования(5 – 9 классы) 4.Среднего (полного) общего образования(10 – 11 классы) Помимо них в ОУ могут реализовываться и ПДО (на факультативах, кружках, секциях). ОП по учебным предметам делятся на: 1.типовые 2.авторские 3.рабочие (адаптированы к условиям конкретных ОУ) 4.индивидуальные Различают следующие способы конструирования программ: 1.линейный (учебный материал распределяется на весь период обучения предмету без дублирования) 2.концентрический (предполагает возможность возврата в одному и тому же материалу в разные периоды обучения) 3.спиральный (предполагает постепенное расширение и углубление материала по теме) ОУ – это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее 1 или несколько ОП и/или обеспечивающее воспитание и содержание обучающихся. По организационно-правовым формам ОУ могут быть: государственными, муниципальными, негосударственными. В зависимости от того, какие ОП реализуются, ОУ подразделяют на следующие типы: 1.дошкольный (главная функция: содержание и воспитание) 2.общеобразовательные 3.профессиональные 4.дополнительного образования детей и взрослых 5.специальные, коррекционные 6.учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ОУ каждого типа могут делиться на отдельные виды. Так общеобразовательные учреждения делятся на: 1.общеобразовательные школы (реализуют программу базового уровня образования) 2.гимназии - общеобразовательные учреждения, ориентированные на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Гимназии функционируют на базе 5 – 11 классов, образование в ней строится на широкой гуманитарной основе и с обязательным изучением нескольких (не менее 2) ИЯ. 3.лицеи – ООУ, открываемое на базе профильного ВУЗ, образуя с ним единый учебный комплекс. Функционируют на базе 8 – 11 классов. Предназначены для: - проведения повышенной подготовки по отдельным предметам; - осуществления ранней профилизации учащихся; - подготовке учеников к осознанному выбору профессии, самостоятельному обучению в ВУЗе. 4. общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов – ООУ, дающие расширенную и углубленную подготовку по отдельным предметам и осуществляющая в силу этого раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для организации образовательного процесса могут привлекаться преподаватели ВУЗов, сотрудники НИИ, учреждений культуры и т.д. Обычно такие школы включают с 1 по 11 классы. 37. Органы управления образованием. Управление – это деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль и регулирование объектов управления в соответствии с заданной целью, на анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть: 1.биологические системы 2.технические системы 3.социальные системы (СС) Одной из СС является система образования, функционирующая в масштабах всей страны, края, области, города, района. В зависимости от того, какие структуры и какого уровня задействованы в практику управления его подразделяют на: 1.государственное 2.общественное 3.внутришкольное Государственное управление (ГУ). Государственный характер системы образования определяет и ГУ в этой сфере. Оно предполагает единую государственную образовательную политику, зафиксированную в законе РФ «Об образовании». ГУ призвано обеспечить соблюдение прав граждан России на получение полноценного качественного образования независимо от: расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. ГУ обеспечивается соответствующими государственными органами: 1.Федеральные органы управления (ФОУ) (федеральный уровень управления). К ним относятся органы управления образования общегосударственного значения (Министерство образования и науки, государственная дума). К их ведению относятся вопросы стратегического характера: 1.формирование и осуществление федеральной политики в области образования; 2.разработка и реализация федеральной и международной программ развития образования; 3.разработка федерального компонента ГОС; 4.разработка и утверждение типовых положений об ОУ; 5.установление порядки их создания, реорганизации и ликвидации; 6.установление перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; 7.установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации ОУ; 8.установление порядка аттестации педагогического работника. 2.Органы управления образования субъектов РФ (уровень субъекта РФ). К сфере их компетентности относится: 1.формирование законодательства субъектов РФ в области образования; 2.разработка республиканских, региональных и иных программ развития образования; 3.разработка национально-регионального компонента ГОС; 4.определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования ОУ; 5.формирование бюджетов субъектов РФ, части расходов на образование и др. 3.Районные, городские и иные местные органы управления образованием ( местный уровень). Для современной практики ГУ в сфере образования характерно усиление его децентрализации. Децентрализация – это передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим. В этом случае ФОУ разрабатывают наиболее общие стратегические вопросы, а региональные и местные решают конкретные финансовые, кадровые, материальные и иные проблемы на местах. Другой отличительной особенностью является переход от государственного к государственно-общественному управлению (ГОУ). Основная идея ГОУ заключается: 1.в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования; 2.предоставление учителям, учащимся и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм, методов обучения, типов ОУ. Общественное управление. Общественный характер управления проявляется в создании соответствующих общественных органов, включающих представителей учительских и ученических коллективов, родителей, общественности. Проявлением общественного характера управления является деятельность коллективного органа – совета школы, функции которого определяются типовым положением об ООУ. Совет школы выбирается высшим руководящим органом школы – конференцией, проводимой не реже 2 раза в год. Конференция: избирает совет школы, его председателя, определяет сроки и полномочия; принимает устав ОУ. Делегатами с правом решающего голоса могут быть: учителя, учащиеся 2 и 3 ступени, родители. Совет школы: 1.Организует выполнение решений конференции. 2.Определяет направление развития и пути повышения качества обучения. 3.Вместе с родителями обеспечивает социальную защиту учащихся. 4.Устанавливает возраст учащихся при приему в 1 класс. 5.Определяет необходимость и вид школьной формы. 6.Рассматривает отчеты о расходовании бюджетных средств. 7.Формируют и расходуют внебюджетный фонд. 8.Заслушивают отчеты по работе директора, его заместителя, отдельных педагогов. 9.Совместно с администрацией создают условия для улучшения педагогической подготовки родителей. Важнейшими показателями повышения общественного характера управления служат: 1.Разгосударствление системы образования (создание не государственного ОУ). 2.Диверсификация ОУ (появление и развитие их различных типов). Общее руководство не государственным ОУ осуществляет его учредитель или по его поручению, попечительский совет. Внутришкольное управление (ВУ). ВУ – это целенаправленное сознательное взаимодействие учащихся и педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. ВУ направлено на управление школы (УШ). УШ – это целенаправленная деятельность, в которой ее субъект по средствам решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала, а также ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы. Субъект управления – это ее учредитель, а также лицо, назначенное им, которое осуществляет стратегическое руководство, определяет целевые установки и конкретные задачи ОУ. Предмет внутришкольного управления – деятельность по проектированию, руководству, обеспечению и контролю за эффективностью выполнения целевых установок и задач, поставленных субъектом управления. Цель ВУ: обеспечение условий для повышения эффективности УВП и выполнения требований к функционированию ОУ, закрепленных в его уставе законодательных и нормативных актов. Задачи ВУ: 1.целепологание и планирование 2.создание условий 3.распределение обязанностей 4.формирование отношений 5.подбор кадров 6.стимулирование деятельности и т.д. Функции ВУ (составляют полный управленческий цикл): 1.планирование 2.ориентация 3.руководство 4.контроль Управление: 1.функционированием школы→направленное использование уже имеющегося образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне→объект: УВП и его материально-техническое, финансовое, кадровое и иное обеспечение→ориентирована на настоящее 2.развитием школы→направлено на наращивание потенциала и повышение уровня его использования→объект: инновационные процессы и их обеспечение→ориентирована на будущее ВУ воздействует на школу как на социально-педагогическую систему, как в ее целостности, так и на ее отдельные составляющие. Составляющие системы: 1.системо-образующие факторы: - цели совместной деятельности учителя и ученика - образовательные результаты 2.условия функционирования системы: - социально – педагогические – это устойчивые обстоятельства, определяющие состояние и развитие системы: общие (социальные, экономические, географические и др.) и специфические (особенности демографического состава, местонахождение школы, материально-техническая база). - временные (формируются особенностями возрастного, индивидуально-психологического развития учащихся). Ступени ООШ: 1.начальная 2.основная 3.средняя 3.структурные компоненты (администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив и т.д.). Структурная иерархия школы как системы определяет разноуровневую систему управления ею: 1 уровень: директор школы, руководители совета школы, ученические комитеты и общественные организации, учредители совета школы. 2 уровень: заместитель директора, школьный психолог, социальный педагог, органы самоуправления. 3 уровень: учителя, воспитатели, классные руководители (выполняют управленческие функции по отношению к ученическим коллективам, родителям). 4 уровень: учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. 4.функциональный компонент: - педагогический анализ - целеполагание - планирование - организация - контроль - регулирование деятельности и т.д. Общие принципы управления: 1.демократизация, гуманизация 2.системность, целостность 3.рациональность сочетания централизации и децентрализации 4.единство и наличие коллегиальности 5.единство объективности и полноты информации. 38. Управление развитием школы. Любое ОУ представляет собой открытую сложно организованную систему, включающую взрослых и детей, их совместную деятельность и общение, среду. Находясь в постоянном активном взаимодействии с окружающей внешней средой школы испытывает на себе ее влияние. Это стимулирует ее к изменениям как к ответным реакциям на внешнее воздействие. При этом школа может вести себя: 1.пассивно приспособительно – пытается уследить за изменением среды, соответствовать ее требованиям, адаптироваться к ней; 2.активно приспособительно – стремится анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым опережающе реагировать на происходящие в ней изменения 3.активно преобразующе – влиять на среду, выступая одновременно, как система адаптированная и как адаптирующая. В любом случае, реагируя на изменение среды, школа развивается, что требует выстраивания определенной стратегии управления этим развитием. Управление развитием школы – это целенаправленный процесс, призванный обеспечить наращивание потенциала школы и повышение уровня его использования за счет освоения новшеств и как следствие этого - получения новых результатов образования. Новшество – это новое средства, метод, методика, технология и т.д. Инновация – это процесс освоения (внедрения) новшеств. Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В процессе управления развитием школы реализуются основные функции управления. Переводу школы из режима функционирования в режим развития способствует инновационная деятельность коллектива. Условия перевода: 1.наличие концепции и программы развития школы 2.проведение в школе инновационной, опытно-экспериментальной работы 3.наличия сплоченного по общности целей коллектива 4.организация системы самоуправления 5.наличие системы эффективной научно-методической деятельности 6.наличие достаточной материально-технической базы 7.набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса 8.комплекс действия руководителя школы по ее подготовке к работе в режиме развития: -изучение образовательных потребностей детей и родителей -изучение возможностей педагогического коллектива к работе в инновационном режиме -определение на перспективу типа школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности -выбор системы обучения, воспитания, развития на каждой ступени -выбор и структурирование режима работы школы -определение приоритетных направлений развития и создание условий для их реализации. Концепция – это система инновационных идей, проектов, реализация которых может способствовать развитию ОУ. Требования к развивающейся школе: 1.возможность реализации учащимися своего права на образование, в соответствии со своими потребностями и способностями 2.эффективный профессионально-личностный рост педагогов 3.обеспечение руководителем ОУ условий для успешной деятельности учителя и ученика 4.работа коллектива в творческом режиме 5.отношение партнерства с внешними организациями 6.отношение сотрудничества, уважения, атмосферы успешности Концепция развития школы должна отражать направленность управления развитием на обеспечение: 1.адекватного понимания потребностей и возможностей развития школы 2.постановки реалистичных идей и выработки перспектив 3.выбора реальных и эффективных способов их достижения 4.заинтересованности коллектива в достижении целей развития 5.надежность и контроль за ходом инновационной деятельности Этапы разработки концепции: 1.Диагностика и анализ исходной ситуации 2.Выбор и формулировка основных идей развития школы. Разработка теоретических подходов ее реализации 3.Разработка моделей, программы развития школы 4.Разработка путей реализации созданной программы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |