Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурный анализ и деконструкция культуры

Герменевтика культурно-исторической традиции

Деятельность человеческого духа в истории не ограничивается только созданием тех или иных форм коллективного мировос­приятия. Объектами культурологического исследования являют­ся символические реальности, смыслы, которые рассматривают­ся как специфические тексты. Проблема подобного понимания истории культуры является задачей исторической герменевтики. Немецкий философ Ф. Э. Шлейермахер (1768—1934) предпринял попытку обобщения и систематизации приемов интерпретации для того, чтобы создать герменевтику как науку о понимании.

Свое дальнейшее развитие герменевтика получила в трудах другого немецкого мыслителя В. Дильтея (1833—1911). Его вклад был связан уже не столько с развитием психологической герме­невтики, сколько со становлением герменевтики истории. Исто­рия культуры — это не простая совокупность фактов, а историко-культурная традиция, которая благодаря своей целостности обладает значением, смыслом, не сводимым к значениям опыта отдельных индивидов.

Немецкий философ Х.-Г. Гадамер следующим образом харак­теризует плодотворный способ отношения к традиции: «Скорее, мы всегда находимся внутри предания и это пребывание изнутри не есть овеществляющее отношение, когда то, что говорит пре­дание, воспринимается как нечто иное и чужое, но, напротив,


оно всегда и сразу является для нас чем-то своим, примером или предостережением, самоузнаванием, которым для наших после­дующих исторических суждений важно не столько познание, сколько непредвзятое слияние с преданием»27.

Культура, таким образом, — это сфера смысловой общитель­ной связи между людьми в процессе свершения предания. Куль­тура — развивающийся в общении смысл человеческой истории.

Герменевтика прежде всего стремится осмыслить тот факт, что человек познает себя через реальное участие в непрерывном процессе становления смысла в истории и культуре.

Структурализм поставил перед собой задачу исследования культуры на строгой научной основе с использованием точных методов естественных наук. В качестве образца для культурологи­ческого исследования была взята лингвистика. Разработанный в лингвистике швейцарским ученым Фердинандом де Соссюром (1857—1913) структурный метод был перенесен на изучение дру­гих сфер духовной жизни человека.

Структурализм делает акцент на исследование форм, в кото­рых протекает человеческая деятельность в целом. Эти всеобщие формы обозначены понятием «структура» — совокупность устой­чивых отношений, которые действуют как бессознательные меха­низмы, регулирующие всю активность человека.

Сторонники классического варианта структурализма сосре­доточили свое внимание на поиске бессознательных структур культуры, которые предопределяют разнообразные проявления жизнедеятельности индивида. Классическим образцом структу­ралистской мысли является творчество французского ученого К. Леви-Стросса. В качестве главной задачи исследований К. Леви-Стросс рассматривал доказательство нескольких основ­ных тезисов:

1) все многообразные явления человеческого общества есть модификации некой исходной единой модели, ее раскрытие;

2) все явления могут быть строгим образом систематизирова­ны и классифицированы;

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С. 335.


3) между этими явлениями можно установить связи и соот­ветствия, показывающие их положение по отношению и друг к другу, и к исходной модели.

Во всех явлениях культуры, считал К. Леви-Стросс, необходи­мо выявить структурные элементы, совокупность которых обра­зует бессознательную структуру человеческого разума: «Сможем ли мы признать, что различные формы социальной жизни пред­ставляют в своей сути нечто общее: все они — системы поведе­ния, каждая из которых является некой проекцией на плоскость сознательного и обобществленного мышления всеобщих зако­нов, управляющих бессознательной жизнью разума?»28

К. Леви-Стросс в первую очередь задается вопросом о том, что представляет окружающий человека внешний мир, ибо для пони­мания сути культуры важно знать, как выглядит окружающий мир в восприятии людей, принадлежащих к разным культурам. По мнению К. Леви-Стросса, человеческие ощущения не столько отражают, сколько кодируют окружающий человека мир, а все явления и процессы выражаются в виде символов.

Итак, в концепции К. Леви-Стросса речь идет о двух струк­турах:

1) о структуре человеческого разума;

2) о структуре окружающей человека физической реальности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ № 19. Историография ментальностей | Постструктурализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.