Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические особенности труда пожарных

 

Важную роль отводится психофизиологическому фактору, определяющему тяжесть и напряженность труда личного состава служб пожарной охраны.

Первое психофизиологическое обследование труда пожарного, в котором скрупулезно изучались особенности этой профессии, было проведено в 1926 - 1927 гг. Была выделена одна из главных особенностей труда пожарного: он готовится и ждет в течение иногда очень продолжительного времени, когда ему придется реализовать свои знания и умения не деле. Отмечалась некоторая неоформленность профессии пожарного, ее неустойчивость, проявляющаяся в наличии малого числа профессионалов (людей, занимающихся всецело только данной работой), большой текучести рабочего состава, при которой не могло быть стабильной выработки навыков и знаний, и в отсутствии профессионального отбора.

В 1928 г. сотрудники института охраны труда, проводя исследование условий труда пожарных, отметили своеобразность профессии пожарного. В предисловии к книге Г.Н. Левигуровича, Г.О. Нецкого, Д.И. Рейтынбарга «Труд и утомление пожарных» подчеркнуто, что «работник вынужден» много часов кряду быть в постоянной боевой готовности, которая мешает ему заполнить свой досуг каким-либо производительным трудом». Отмечается, что «даже опытный пожарный теряется при тревожном звонке, а внезапный переход от обычного режима службы к выезду на пожар связан каждый раз с большим эмоциональным потрясением. Это боевая готовность, с одной стороны, а с другой, - неорганизованность службы и непредсказуемость, с которой появляются тревоги, означающие начало непосредственной боевой работы и чрезвычайно тяжелые внешние условия, оказывают свое губительное действие на нервную систему пожарного». Так образно охарактеризовал труд пожарного один из основоположников отечественной психологии труда И.М. Шпильрейн.

Один из первых отечественных исследователей этой проблемы Д.И. Рейтынбарг (1928) отмечал, что вся его деятельность тесно связана с общими условиями жизни пожарной части и можно говорить о профессиональном быте пожарного, напоминающем отчасти военный.

Труд пожарных связан со значительным физическим и эмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизни условиях, которые охватывают всю номенклатуру принятой в нашей стране классификации опасных факторов, а именно, физических, биологических и психологических. Для него характерны также высокая степень опасности для здоровья и жизни пожарных, потенциальная возможность аварийных ситуаций, повышенная ответственность пожарных за жизнь людей и сохранение материальных ценностей, принятие решений в условиях дефицита времени.

Оценка психического состояния пожарных после работы по ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий показала, что значительное число пожарных находятся в состоянии психической дезадаптации. Распределение интегральных показателей психического состояния пожарных после 2 — 3 суток непрерывной работы в экстремальных условиях сдвинуто в сторону отрицательных значений. При этом состояние психической дезадаптации обнаружено у 50 — 60 % лиц.

Пожарные с состояниями психической дезадаптации характеризуются выраженными сдвигами функций энергообеспечивающих систем организма, различных психических процессов, а также проявлениями, свойственными состояниям между нормой и заболеванием. Указанные расстройства характеризуются вялостью, ощущением шума, тяжести в голове, апатией пониженным настроением, психическим дискомфортом, чувством внутренней напряженности, усталости, моторной заторможенностью и нуждаются в проведении с ними специальных медико-психологических мероприятий, позволяющих предупредить нежелательные последствия, в том числе и опасность получения травм различной тяжести.

Специфика условий деятельности диспетчеров службы «01» состоит в высокой степени готовности к экстренным безошибочным действиям в условиях дефицита времени, производственного шума и отклонений от оптимальных значений параметров микроклимата (температуры, состава воздуха, влажности и скорости его движения, освещенности).

Можно сделать вывод о том, что любой вид пожара вызывает практически одинаковое состояние психической напряженности, то есть психическая напряженность не зависит от вида пожара. Наблюдается также незначительная связь между видом пожара и наиболее опасными факторами.

Необходимо отметить, что деятельность оперативных работников пожарной охраны сопряжена с большой эмоциональностью, обусловленной особенностями их деятельности:

непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, ограниченной видимости и т.д.), постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения), отрицательными эмоциональными воздействиями (вынос раненых и обожженных людей и т.д.);

большими физическими нагрузками, связанными с демонтажем конструкций и оборудования, прокладкой рукавных линий, работами с пожарным оборудованием различного назначения, выносом материальных ценностей, высоким темпом работы и т.д.;

необходимостью поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки на пожаре, держать в поле зрения состояние многочисленных конструкций, технологических агрегатов и установок в процессе выполнения боевой задачи на горящем объекте;

трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве (в тоннелях, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях), что затрудняет действия, нарушает привычные способы продвижения, рабочие позы (продвижение ползком, работа лежа и т.д.);

высокой ответственностью каждого пожарного при относительной самостоятельности действий и решений по спасению жизни людей, дорогостоящего оборудования и т.д.;

наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи.

Причем эмоциональный фактор подвержен случайным закономерностям. Даже самые опытные пожарные не в состоянии прогнозировать возможность возникновения и характер развития пожара.

У пожарных стрессовое состояние может возникнуть и на боевом дежурстве, то есть в период ожидания выезда на пожар. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается стресс-реакцией, возникающей в период боевых действий.

Стресс реакция каждого конкретного человека в период ожидания боевого выезда зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей, но и от эмоционального состояния товарищей по боевому расчету, караулу.

Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде, длительное время не исчезает и наблюдается даже после возвращения с пожара. Отмечается также появление у пожарных во время тушения провалов в памяти – потом пожарный не в состоянии описать последовательность своих действий.

При проведении разведки активизируется ряд психических функций – внимание (в частности распределение внимания, то есть способность к одновременному слежению за несколькими независимыми процессами), память (воспоминания о прошлом подобном опыте и запоминание важных моментов обстановки), мышление (мысленное моделирование событий и ситуаций) и такое качество, как интуиция. Познание окружающей действительности представляет собой единый процесс, невозможно провести четкую грань между восприятием, вниманием, памятью, мышлением и интуицией. Все способствует основной цели разведки – сбору информации и принятию решения по организации боевых действий. Как уже отмечалось ранее, время принятия решения ограничено, а степень сложности задач и мера ответственности в некоторых случаях огромны.

Психическая напряженность у пожарных может выть вызвана также несоответствием уровня развития профессиональных качеств требованиям, предъявляемым данной деятельностью к личности пожарного: психологической неподготовленностью к выполнению различных боевых задач в период тушения пожара, чрезмерной эмоциональной возбудимостью и т.д.

Таким образом, наличие стресс-факторов создает трудности в работе пожарных, ухудшает их физическое и психическое состояние, что влияет на эффективность тушения пожаров. Отрицательное воздействие стресс-факторов значительно снижается, если пожарные своевременно психологически подготовлены к работе в сложных условиях пожара и организм их адаптирован к этим условиям. Более того, постоянная работа в условиях стресса образует у некоторых пожарных особое свойство личности - склонность к травматизму. Немецкий психолог К. Марбе (Вюрцбургская школа) выдвинул теорию травматизма – систему взглядов на причины несчастных случаев, травм, суть которой заключается в том, что ранее полученные травмы порождают предрасположенность организма к последующим в силу образования соответствующей установки.

Психологической особенностью труда пожарного является то, что он целенаправленно входит в экстремальную ситуацию. Необходимым условием такого намеренного включения в ситуацию пожара и успешного выполнения необходимых действий по ликвидации очага пожар является не только отличная профессиональная подготовка, но и выработанная у пожарного эмоциональная устойчивость по отношению к опасным факторам, то есть способность нормально функционировать в экстремальных условиях.

Распространено мнение, что психическая напряженность – это функциональное и психофизиологическое состояние, при котором повышается уровень активности организма. В определенно допустимых или оптимальных пределах напряженность содействует успешности деятельности наряду с трудовой мотивацией и способностями к ее осуществлению. Однако повышенная психическая напряженность сопряжена с появлением стресса или дистресса, при которых снижается качество и надежность деятельности, увеличивается ее физиологическая цена, а работоспособность поддерживается за счет перенапряжения ресурсов организма, зачастую некомпенсируемого.

Субъективно состояние психической напряженности переживается как раздражительность, усталость, вялость, усилие и т.д. Негативный эмоциональный фон усиливает состояние напряженности, поскольку он приводит к более высокой степени активации, что особенно заметно при большей интеллектуальной нагрузке. Снижение эмоционального тонуса в результате невыраженной потребности или полноты информированности субъекта (например, при монотонных стереотипных действиях) ведет к утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедлению реакции. Чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, провоцирует преждевременные реакции (ложные тревоги) на посторонние, незначимые сигналы, примитивные действия типа слепого поиска методом проб и ошибок.

Воздействие напряженной ситуации может влиять на исполнительские функции работника следующим образом:

1. Вызывать резкое понижение организованности поведения (импульсивные, преждевременные и несвоевременные действия), в этом случае дезорганизация поведения может выражаться в утрате сформированных навыков, повторе ответной двигательной реакции, снижении надежности из-за повышения общей чувствительности;

2. Вызывать торможение действий и движений, их замедление вплоть до ступора;

3. В случае наличия необходимого уровня готовности обусловливать повышение эффективности деятельности (целесообразная активность, четкое восприятие и осмысление осложнений, повышение самоконтроля, совершение адекватных действий). Напряженная ситуация может поражать процессы восприятия и мышления, и, тем самым, обусловливать нарушение приема и переработки информации (пропуск значимых сигналов), а также принятия решения.

Самое заметное влияние напряженная ситуация оказывает на эмоции человека: осознание опасности, страх, тревожное состояние, эмоциональная неустойчивость.

Исследования и учет психофизиологических и психологических параметров при определении напряженности труда пожарного, несомненно, помогут правильно учесть эти факторы при профессиональном отборе, при разработке нормативов режимов труда и отдыха, продолжительности рабочего дня, что, в конечном счете, будет способствовать снижению уровня травматизма и повышению безопасности труда сотрудников ГПС

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы, формирующие условия труда пожарных | Тяжесть труда пожарных. Оценка условий труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.