Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды протекционизма и формы его реализации

 

Одни учёные-экономисты считают необходимым жёсткое государственное регулирование всех отношений в сфере внешней торговли, другие же отбрасывают необходимость такого регулирования вообще. Тяжело отыскать верное решение, если вопрос будет ставиться категорически. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования государством, так и полного невмешательства его в сферу международных торговых отношений. А поскольку в Украине рынок ещё недостаточно развит, то государство должно взять на себя функции по его стимулированию. Здесь очень важно сделать разумный выбор между разными вариантами государственного вмешательства.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультации с её торговыми партнёрами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнёрами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнёрами. Например, по взаимной договорённости каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой страны, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется с многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральные соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС).

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли, хотя в реальной жизни ни тот, ни другой тип в чистом виде не выступает. Остановимся на каждом из указанных типов подробнее.

Свободная торговля - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных спроса и предложений. Она представляет собой систему рычагов, направленных на отмену или снижение барьеров на пути международных товаропотоков.

Основным аргументом в пользу свободной торговли является следующее. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками их использования) на неэффективное производство в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путём использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма (рис. 7.1)

Селективный протекционизм направлен против отдельных стран или отдельных товаров. Отраслевой протекционизм защищает определённые отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма. Коллективный протекционизм проводится объединениями стран в отношении стран в них не входящих. Скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли (рис. 7.2) по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа и нетарифные - все прочие методы.

 

 


Рисунок 7.1. Формы протекционизма

 

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортёрам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

 

 


 

Торгово-политическое пограничное регулирование импорта   Импортные барьеры, повышающие цену иностранного товара ------------ Таможенный тариф
     
* * * * * * ------------ Пограничне налоги и сборы
     
  ------------ Антидемпинговая пошлина
       
* * * * * * Средства скритого протекционизма ------------ Таможенные и другие формальности
       
  Прямое административное регулирование импорта ------------ Квотирование
     
  ------------ Лицензирование
* * * * * *    
  ------------ Добровольные ограничения экспорта
     
  ------------ Бойкоты, эмбарго
       
  Валютно-кредитные меры на границе ------------ Механизм валютных курсов
     
* * * * * * ------------ Импортные депозиты
     
  ------------ Валютне ограниченя
         
Внутренние меры, ограничивающие продажи импортных товаров   Внутренние финансовые и денежно-кредитные меры ------------ Внутренние налоги и сборы
     
  ------------ Субсидии национальным производителям
* * * * * *    
  ------------ Кредитне льготы национальным производителям
     
  ------------ Государственные заказы
       
* * * * * * Рыночные барьеры    
       
  Технические барьеры ------------ Стандарты, правила безопасности
     
* * * * * * ------------ Санитарно-ветеринарные нормы
     
  ------------ Нормы по охране окружающей среды

 

 

Рисунок 7.2. Система средств современного протекционизма

 

 


 

Различные страны мира используют разные инструменты для осуществления своей торговой политики. Если средний уровень таможенной защиты государства поддаётся весьма точной количественной оценке, то уровень использования нетарифных методов в среде большого разнообразия и различного экономического содержания может быть оценён количественно лишь весьма приблизительно.

Тариф – это налог, вводимый государством на товары при пересечении последними государственных границ. Тариф – это первая историческая форма регулирования международной торговли. Тарифы формируются на основе разницы между внутренними и мировыми ценами и используются либо для увеличения поступлений в государственный бюджет, либо для уменьшения притока импортных товаров, либо служат обеим целям. Иными словами, тариф призван выполнять следующие три основные функции: защитную (или протекционистскую), фискальную и регулирующую. Определенное соотношение импортного тарифа ТИ и скорректированной на стоимость международных перевозок разницы между мировыми и внутренними ценами РЦ позволяет судить о выбранной правительством доктрине внешнеэкономической политики (см. рис. 7.3).

 

  З ащита отечественного производителя ТИ > РЦ
  Фискальный эффект ТИ < РЦ  
Регулирование объемов импорта ТИ ≈ РЦ  
               

 

Рисунок 7.3. Таможенный тариф в зависимости от выбранной внешнеэкономической политики.

Общее воздействие, оказываемое тарифами на национальную экономику, можно представить в виде следующей схемы (Рис. 7.4.). Помимо этого, тарифы являются арбитражным инструментом и требуют постоянного контроля со стороны администрации. Очень часто они используются в качестве инструмента против протекционистских мер стран - торговых партнеров.

Более поздними формами ограничения импорта являются нетарифные барьеры, которые постоянно совершенствуются (маскируются) странами-участницами международных торговых процессов. Под нетарифными протекционистскими средствами обычно понимаются «...все те правила регулирования и государственной практики, - как подчеркивали эксперты ЮНКТАД в специальном исследовании о протекционизме, - в силу которых устанавливается неравный режим по отношению к отечественным и иностранным товарам одного и того же или подобного типа» [44].

Нетарифные средства торговой политики менее прозрачны, чем тарифы, а потому их выявление и прослеживание тен­денций развития является более трудным.

 

    У В Е Л И Ч И В А Ю Т: инфляционное воздействие
специальные интересы и привилегии
правительственный контроль
политические дискуссии по экономическим вопросам
количество встречных ограничений
 
      У Р А В Н О В Е Ш И В А Ю Т: позиции платежного баланса  
  соотношение между внутренним спросом и совокупным предложением  
  национальные интересы и интересы международного бизнеса  
     
    СОКРАЩАЮТ: ресурсы производителей  
  широту потребительского выбора  
  конкуренцию во всех сферах  
     
           

 

Рисунок 7.4. Влияние импортного таможенного тарифа на параметры национальной экономики

 

Нетарифные средства регулирования внешней торговли можно условно разделить на две группы: экономические и административные. Первые из них подобно таможенным пошлинам, действуют через механизм рынка, удорожат импортные товары, а вторые - непосредственным образом ограничивают доступ импортных товаров на внутренний рынок. В таблице 7.1. представлена более подробная классификация нетарифных барьеров.

Охарактеризуем названные нетарифные формы протекционистской политики государства.

Антидемпинговые пошлины. Среди нетарифных средств экономического характера, наиболее часто применяемых в современных условиях в протекционистских целях и чаще других порождающих конфликты на мировом рынке, следует отметить антидемпинговые пошлины. Уровень антидемпинговых пошлин значительно превышает ставки обычных таможенных пошлин, но конфликты связаны не только с этим. Установлению антидемпинговых пошлин предшествуют расследования, проводимые уполномоченным на то официальным органом страны-импортера которые сами по себе (независимо от результата) используются в качестве ин­струмента противодействия нежелательному импорту.

Таблица 7.1

Классификация нетарифных барьеров

 

Типы нетарифных барьеров Виды нетарифных барьеров
Специфические ограничения в торговле Квотирование
Требования внешнеторгового лицензирования
Установление пропорциональных зависимостей объемов импорта от объемов внутреннего производства
Установление минимальных импортных цен
Эмбарго
Административные процедуры Системы цен
Антидемпинговая пошлина
Применение различных таможенных классификаторов
Требования к документации
Штрафы
Стандарты Специфические национальные стандарты
Участие в международных соглашениях по вопросам стандартизации
Упаковка, маркировка, нормативы
Правительственное участие в торговле Поддержка экономической политики национальных монополий со стороны правительства
Экспортные субсидии
Добровольные ограничения экспорта
Программы помощи местной промышленности
Финансовый контроль за импортом Требования к импортным депозитам
Административные штрафы
Режимы валютных курсов
Ограничения на импортные кредиты
Внутренняя налоговая политика

 

Компенсационные пошлины. Близкими по сути с антидемпинговыми ограничениями импорта являются компенсационные ограничения, предусматривающие, как отмечалось, введение странами-импортерами дополнительных пошлин с целью снижения эффекта искусственно завышенной конкурентоспособности товара за счет его субсидирования государством в странах-экспортерах.

Денежные барьеры. Правительства могут эффективно регулировать свои позиции в международной торговле путем различных форм валютных ограничений и валютного контроля. При помощи подобных ограничений правительства могут сохранить свои позиции платежного баланса либо предоставить определенные преимущества для развития конкретной отрасли промышленности. Наиболее эффективными являются следующие типы барьеров: блокировка валюты, различные обменные курсы, согласно которым одна валюта обменивается на другую и одобренные правительством требования по обеспечению международных валютных сделок. Блокировка валюты используется как политическое оружие, либо как мера против увеличения дефицита платежного баланса. Как результат, блокада сокращает объемы импорта, превышающие определенный уровень. Различные обменные курсы являются специфическими методами по контролю над импортом. Они поощряют импорт из тех товаров, которые являются необходимыми и сокращают ввоз нежелательных с точки зрения правительства товаров. В настоящее время увеличивается значение правительственных требований по обеспечению безопасности валютных операций.

К числу нетарифных средств экономического характера, имеющих протекционистское значение и прямо или косвенно сдерживающих импорт, относятся валютные и финансовые меры. Среди последних следует отметить импортные депозиты, которые удорожают закупки товаров за рубежом.

Добровольные ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта – это соглашения между экспортирующей и импортирующей странами об ограничении объемов экспорта. Эта практика является относительно новым административным протекционистским средством, широко используется странами ЕС и США и по существу является не добровольной, а принудительной, поскольку экспортерам, не согласившимся ограничить поставки, угрожают жесткие протекционистские санкции в стране импортера. Эта форма во многом схожа с квотированием, однако в данном случае функцию контроля за соблюдением ограничений выполняет не страна-импортер, а страна-экспортер. Добровольные ограничения экспорта чаще свойственны менее развитым странам, когда их правительства идут на подобные меры либо под давлением правительства более сильной страны-партнера, либо в обмен на какие-либо уступки.

Технические и другие специальные требования к товарам приобретают все большее значение среди современных административных средств протекционизма по мере увеличения торговли новыми видами продукции. Формально эти требования касаются как отечественных, так и импортируемых товаров, однако на практике довольно широко используются, прежде всего, промышленно развитыми странами, для ограничения импорта в интересах отечественных производителей.

Характеризуя современные административные протекционистские средства, необходимо упомянуть о таких традиционных средствах, как эмбарго, количественные ограничения и лицензирование. Однако, в настоящее время, в условиях сравнительно оживленной общехозяйственной конъюнктуры и усиления регулирования импорта на многосторонней основе, страны с развитой экономикой эти средства используют сравнительно редко. Вместе с тем в национальных законодательствах они не запрещены и в любой момент могут быть задействованы.

Квота – это специфическое количественное или денежное ограничение на импорт (экспорт), применяемое к определенному типу товаров. Квоты предназначены для сокращения объемов определенного товара, импортируемого в страну, и могут быть объединены с тарифами. Подобные ограничения существуют на импортируемые в Великобританию телевизоры, ввозимые в Италию японские мотоциклы, импортируемые в Японию цитрусовые, американские квоты на текстиль. Так же как и тарифы, квоты приводят к повышению цен.

Бойкот – это полное ограничение или запрещение на ввоз и продажу определенных товаров, произведенных некоторыми странами. Бойкот может быть формальным и неформальным, его может поддержать правительство или какая-либо отрасль. Нет ничего необычного для граждан стран в бойкоте товаров, произведенных в других странах, если это происходит с согласия и поощрения правительства или общественных групп. Иногда руководители крупнейших фирм в определенных отраслях влияют на повышение симпатий к продукции данной отрасли и побуждают к добровольному бойкоту против аналогичных импортных товаров.

Примером неформального ограничения является акт «Покупай американское», принятый в 1933 году в качестве меры против промышленного спада. Интересно отметить, что и по сей день этот акт подвергается нападкам, поскольку другие страны пытаются ввести подобные законодательные акты, а администрация США подчеркивает незаконность данной политики. В Великобритании, например, ведется кампания по предотвращению покупки импортных товаров длительного пользования, и даже оказывается давление против покупки товаров, изготовленных на территории самой Великобритании иностранными компаниями, если имеется возможность приобрести товар, произведенный отечественной фирмой.

Административные препятствия. К нетарифным средствам административного характера, сравнительно часто используемым в настоящее время, главным образом, для преднамеренного ограничения импорта, относятся периодически повышаемые требования к таможенным документам и процедурам, связанным с пропуском иностранных товаров через границу. Речь идет о требованиях разного рода подтверждающих сертификатов, свидетельств и справок, неоправданно большого числа копий, перевода многих второстепенных, сопровождающих груз документов на иностранный язык, а также об организации таможенного досмотра в неприспособленных помеще­ниях и ограниченным персоналом служащих. Все это усложняет, задерживает и удорожает доставку груза к потребителю.

Инвестиционные барьеры. Импорт не является единственной целью для дискриминации в международной торговле. Многие страны сталкиваются с трудностями или невозможностью основания зарубежных филиалов, которые могли бы успешно конкурировать с национальными компаниями. Многие страны требуют обязательного участия национального капитала в филиалах или подразделениях. Требования на отчисления из прибыли имеют аналогичный эффект. Популярным видом нетарифного регулирования является требование о том, чтобы продукт обязательно имел в своем составе национальный компонент до того, как он будет продан на территории импортирующей его страны.

Рыночные барьеры. Размер, месторасположение и структура рынка могут определять те товары, которые допускаются и доступ которых ограничен на данный рынок. Рыночные барьеры могут образовываться в результате формирования привычек и традиций в поведении партнеров и покупателей. Естественные рыночные преграды могут быть выстроены благодаря существованию неадекватных каналов распределения товаров. Они могут стать хорошей базой для проведения государственной протекционистской политики с использованием косвенных методов стимулирования порождающих эти барьеры причин.

Поддержка предпринимателей в промышленном секторе, осуществлявшаяся с прошлого века преимущественно путем прямого субсидирования их производственной деятельности в дальнейшем пополнилась другими, более завуалированными и менее дорогостоящими средствами, способными, тем не менее, активизировать предпринимательскую деятельность в приоритетных областях экономики. В частности, практиковались следующие способы протежирования национальной экономики:

· выдача государственных заказов, гарантирующих сбыт предпринимателями продукции на выгодных условиях;

· передача отечественным предпринимателям сначала в управление, а затем и в собственность построенных за государственный счет предприятий;

· предоставление монопольных прав на производство и реализацию определенной продукции, дававшее существенные преимущества перед конкурентами;

· совместное с частным капиталом финансирование строительных объектов;

· списание долгов;

· освобождение от налогов или отсрочка их уплаты.

Наиболее крупной статьей финансовой поддержки предпринимателей в развитых странах является так называемая инвестиционная помощь, оказываемая государ­ством на цели структурной перестройки производства, но эта статья имеет тен­денцию к снижению. На втором месте по ассигнованиям для поддержки предпринимателей стоит содействие региональному развитию, т.е. финансовая помощь предпри­ятиям в экономически отсталых районах, причем эта статья помощи имеет тенденцию к увеличению. Формами такой помощи обычно являются налого­вые льготы функционирующим или инвестирующим капитал предприятиям и в отдельных случаях субсидии, а также создание свободных (специальных) экономических зон. На третьем месте в финансовой поддержке относительно стабильно на­ходится содействие научно-исследовательским и конструкторским разработ­кам (НИОКР).

Торговая политика государства бывает протекционистской, умеренной или открытой (свобода торговли). Разумеется, каждое из этих понятий весьма относительно, они располагаются на одной оси в пределах двух экстремальных случаев, когда ограничительная политика принимает характер запретительный, направленный на прекращение торговли с внешним миром, и когда происходит полный отказ от использования государством каких бы то ни было инструментов торговой политики. В реальном мире экстремальных случаев не встречается, хотя в разные периоды развития отдельные государства в своей торговой политике подходили очень близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром, либо к полной либерализации торгового режима (Исландия).

Дилемма, что лучше протекционизм, который даёт возможность развиваться национальной промышленности, или свободная торговля, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными - предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных сторон. В 50-е - 60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга всё более изощрёнными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, производства одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися -это экспорт промышленных товаров. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифа как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками протекционизма, используется в тех или иных вариантах практически во всех странах, включая Украину, и поэтому заслуживает самостоятельного рассмотрения.

Противники политики протекционизма обычно строят свою аргументацию на следующем:

- Протекционизм замедляет экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны улучшится только за счёт ухудшения условий торговли, а следовательно и уровня благосостояния в странах, являющихся её торговыми партнёрами. Следовательно, в любом случае действие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объёма международной торговли.

- Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнёры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешёвых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие-противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится, и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

- Использование тарифа в протекционистской политике приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

- Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платёжного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведёт к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортёрами, которые страдают от его введения.

- Протекционизм ведёт к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ними секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных секторах. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность! производимых ими товаров и, следовательно, зарплату в целом.

Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства протекционистской торговой политики государства весьма широко, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к её местным условиям.

Политика протекционизма необходима для защиты молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые ещё только зарождаются в одних странах, и уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешёвых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. На стадии становления новая отрасль промышленности не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями аналогичных товаров, поскольку ещё не обладает необходимым опытом организации производства, чтобы обеспечить выпуск товара соответствующего качества по конкурентным ценам. Находясь под защитой импортного тарифа, новая отрасль промышленности совершенствует производство, растёт эффективность, снижается себестоимость продукции. Таможенный тариф отменяется, открывшись международной конкуренции, страна продолжает увеличивать эффективность своего производства, внутренняя цена снижается до уровня ниже мировой, что позволяет стране начать самой экспортировать товары новых отраслей за рубеж. Данный аргумент защиты импортного тарифа имеет явные недостатки. Во-первых, очень трудно точно определить, когда новая промышленность достигла уровня стабильности, достаточной для того, чтобы снять защитный тариф. Наверняка найдутся лоббирующие группы, заинтересованные в продолжении существования тарифа, которые будут убеждать в обратном, в результате чего устранение однажды введённого тарифа может оказаться практически очень непростым делом. Во-вторых, очень сложно определить те отрасли, которые в течении разумного промежутка времени смогут под защитой тарифа развиваться на столько, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке. Специальные исследования на применение отдельных стран не подтверждают, что в защищаемых отраслях издержки сокращаются более чем в тех, которые не находятся под защитой. В-третьих, данный аргумент не применим к развитым индустриальным странам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых отраслей, но используют тарифы как средства таможенной политики. Наконец, существуют иные методы стимулирования национального производства, неискажающие относительные цены и не влияющие на внутренние потребление, такие, как например, субсидии новым отраслям. Но их недостаток заключается в том, что, в отличии от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагают дополнительные бюджетные расходы.

Протекционизм использует тариф, как средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько подхвачен и в России, и в Украине. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с дешёвыми товарами, производимые за рубежом с помощью более совершенной технологии, поскольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате - сокращение производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадёт жизненный уровень, возникнут социальные требования. Сторонники этого аргумента пренебрегают функцией перераспределения любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счёт другой. Страны сокращают с помощью тарифа импорт и сохраняют занятость в отраслях конкурирующих с импортом и существенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнёры получают за свой импорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товара, экспортируемого данной страной.

Тариф - важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятия и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальной выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и прочие. Но импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается на много дешевле, чем создание разветвлённой, множественной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни. Однако использовать импортный тариф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начала производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджета сокращаются. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутренний налог на продукцию аналогичную импортной, со ставкой, равной импортной пошлине. В идеале со временем вообще отказаться от импортной пошлины и превратить её во внутреннюю налоговую продажу или на потребление. Таким образом, тариф, как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета.

Протекционизм - защита национальной безопасности, международного престижа страны, её культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов периодически возникающих в защиту тарифов у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентоспособны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла. Очень часто подобные моменты выдвигаются политическими весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифов. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение нового тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959-1973 годах. Однако, во время нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство.

Итак, государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие.

Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма. В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли - помочь экспортёрам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить экспорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Противники протекционизма подчёркивают, что он в большинстве случаев снижает уровень экономического благосостояния страны и в случаях мира в целом, ведёт к торговым войнам, увеличивает налоговое бремя, подрывает экспорт и сокращает занятость. Сторонники протекционизма обосновывают его введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и зашиты национальной безопасности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История научной мысли по проблемам государственного регулирования международной торговли | Масштабы и направления регулирования международной торговой политики на современном этапе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 15136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.