КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Масштабы и направления регулирования международной торговой политики на современном этапе
После окончания Второй мировой войны многие индустриально развитые страны, стремясь ускорить восстановление, а затем и развитие национальных хозяйств путем использования преимуществ международного разделения труда, проявили заинтересованность в либерализации международной торговли на условиях взаимности. Поэтому первоначально - со второй половины 40-х годов, - основным направлением либерализации торговли была договоренность на многостороннем уровне. Позднее, с конца 50-х, либерализация стала осуществляться в рамках крупномасштабных региональных экономических объединений, которые (особенно Европейское экономическое сообщество) долгое время не без основания воспринимались в мире, как замкнутые группировки, создававшие дискриминацию в торговле стран-участниц объединения и остальными странами. Наконец, третьим направлением либерализации (с начала 70-х) стали системы преференций развитых стран в пользу развивающихся государств и во взаимной торговле развивающихся государств. Либерализация международной торговли на основе многосторонней договоренности проводилась преимущественно в отношении промышленных товаров и охватывала количественные ограничения импорта, широко использовавшиеся в первые послевоенные годы, и сравнительно высокие таможенные тарифы. Последнее обусловлено тем, что тарифы считаются главным «легитимным» инструментом регулирования внешней торговли, применяются почти всеми странами и распространяются на всю национальную номенклатуру товаров. Кроме того, средний уровень пошлин на промышленные товары в экономически развитых странах, унаследованный большинством из них со времени мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., превышал тогда 40 %, т.е. по многим товарным позициям пошлины были фактически запретительными. Первые многосторонние переговоры о встречных тарифных уступках провели 23 страны еще в 1946 г. Переговоры прошли сравнительно успешно и вскоре завершились договоренностью о 45 тысячах таких уступок, общая стоимость которых составляла 1/5 мировой торговли. Одновременно было заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), содержавшее основополагающие правила международного обмена. В частности, было подтверждено, что таможенные пошлины должны быть, как правило, единственным допустимым средством регулирования торговли, и установлено, что страны-участницы Соглашения будут и впредь вести переговоры о дальнейшем снижении таможенных пошлин на условиях предоставления взаимных тарифных уступок. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), подписанное в 1947 г., некоторые дополнительные положения к отдельным его статьям и документы, принятые в последующие годы, и особенно новые многосторонние соглашения, составляющие правовую основу ВТО, свидетельствуют о том, что международное сообщество выступает за либерализацию мировой торговли и против протекционизма. Вместе с тем, указанные документы и соглашения разрешают применение протекционистских мер в определенных случаях, что ограничивает возможности экспортеров в полной мере пользоваться преимуществами поставок конкурентоспособной продукции. Это вытекает как непосредственно из текста ряда статей, так и из расплывчатого характера формулировок в ГАТТ, допускающего разное их толкование. Договоренности о протекционистских мерах стран-членов ГАТТ. Прежде всего, необходимо проанализировать статьи ГАТТ, которые прямо допускают или, наоборот, ограничивают применение протекционистских мер. К наиболее важным таким статьям относятся следующие: Статья XII «Ограничения в целях обеспечения равновесия платежного баланса» предусматривает возможность для страны-члена ГАТТ ограничивать импорт товара по количеству или стоимости «в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса» с постепенным ослаблением ограничений по мере улучшения положения и отмены, когда условия уже больше не будут оправдывать их установление или сохранение. Таким образом, формулировки этой статьи имеют двойственный характер. С одной стороны, стране-члену ГАТТ разрешается ограничивать импорт товара для обеспечения равновесия своего платежного баланса. Однако, с другой стороны, требуется постепенное ослабление введенных ограничений по мере улучшения финансового положения страны и их последующая отмена. Следует отметить, что положения статьи XII широко применялись на практике странами-членами, особенно развивающимися государствами в периоды ухудшения их финансового положения. Статья XIX «Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров» представляет особый интерес для целей настоящего исследования. Она разрешает странам ГАТТ применять защитные меры на временной основе в тех случаях, когда импорт того или иного товара возрастает в такой степени, что это наносит или будет наносить ущерб национальному производству. В пункте 1 статьи XIX эта ситуация формулируется следующим образом: «если в результате непредвиденных обстоятельств и выполнения взятых на себя какой-либо договаривающейся стороной обязательств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется в таких увеличенных количествах и при таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров, договаривающаяся сторона должна иметь право по отношению к подобному товару и в такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для предотвращения или устранения подобного ущерба, приостановить обязательство полностью или частично или аннулировать уступку, или внести в нее изменения». Таким образом, положения статьи XIX позволяли странам ГАТТ применять протекционистские меры в определенных случаях, но одновременно предусматривали процедуру поиска компромиссных решений с другими заинтересованными странами путем соответствующих консультаций, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Применение чрезвычайных мер на основе статьи XIX разрешалось только в отношении всех стран ГАТТ (не разрешалось избирательное применение). Недостатком положений этой статьи, дававшим основание для разного их толкования, было отсутствие единой методики и механизма определения количественных оценок «серьезного ущерба», которые позволяют прибегать к защитным мерам, а также неопределенность в отношении национальных процедур применения защитных мер. Статья XVI «Субсидии» устанавливает определенные ограничения на использование дотаций, но не в категоричной форме и с некоторыми оговорками. Если дотация отечественному предприятию ведет к увеличению его экспорта или сокращению поставок иностранных товаров на внутренний рынок, то есть причиняет или угрожает причинить ущерб интересам кого-либо из членов ГАТТ, то стороны должны обсудить возможность уменьшения субсидирования. Кроме того, в пунктах 3 и 4 этой статьи сформулировано требование прекратить субсидирование экспорта, ведущее к снижению цен, за исключением, однако, субсидирования экспорта сырьевых товаров; в отношении последних, к которым относится и сельскохозяйственная продукция, содержится лишь призыв избегать применения субсидий. Статья VI «Антидемпинговая и компенсационная пошлины» признает, что демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны ниже нормальной цены, подлежит пресечению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб отечественной промышленности (пункт 1). Статья предусматривает, что в целях устранения действия демпинга или воспрепятствования ему страна-член ГАТТ может налагать на поступающий в порядке демпинга товар высокую антидемпинговую пошлину. В отношении компенсационных пошлин предусматривается, что они должны нейтрализовать дотацию в стране происхождения или экспорта товара. Однако многие развитые страны и, прежде всего США, ЕС и Канада, часто злоупотребляли правами на применение антидемпинговых и компенсационных пошлин и по инициативе отечественных предпринимателей проводили антидемпинговые и антикомпенсационные расследования без достаточных оснований. В этом случае указанные выше меры, как и сам факт расследования, приобретали протекционистскую направленность. Статья XI «Общая отмена количественных ограничений» предусматривает, что страны-члены ГАТТ не должны устанавливать или сохранять на ввоз любого товара никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов. Вместе с тем требования статьи XI не распространяются на запрещение или ограничение импорта, необходимые в связи с применением стандартов и правил классификации, сортировки или реализации товаров в международной торговле, а также ограничения ввоза сельскохозяйственных товаров и продуктов рыболовства в связи с некоторыми мероприятиями правительства. Практика показывает, однако, что такие запреты и ограничения используются в протекционистских целях. По той же причине в ГАТТ включена статья XX «Общие исключения», которая разрешает странам-членам применение целого ряда запретов и ограничений по соображениям защиты общественной морали, охраны жизни и здоровья населения, животных и растений, а также охраны национальных художественных, исторических или археологических ценностей. Причем в первом абзаце этой статьи, видимо, не без оснований, предусматривается, что применение таких мер не должно быть скрытым ограничением международной торговли и применяться путем, который явился бы произвольной и неоправданной мерой дискриминации. На протяжении последующих десятилетий к отдельным статьям ГАТТ делались пояснения и дополнения, в том числе о протекционистских мерах (к статьям VI, VII, XI. XII и др.). Однако со временем становилось все более очевидным, что согласованные «поверхностные» уточнения являются недостаточными для совершенствования регулирования ограничений импорта, используемых в протекционистских интересах. Поэтому в итоге шестого раунда многосторонних переговоров группой крупных стран с развитой экономикой был согласован первый обособленный документ, получивший неофициальное название Антидемпинговый кодекс, который уточнял некоторые положения статьи VI ГАТТ. В этом документе, например, от импортирующей страны требовалось предоставление доказательств ущерба от демпинга. Во время седьмого раунда многосторонних переговоров была предпринята попытка заключения серии специальных соглашений по наиболее актуальным аспектам регулирования международной торговли, включая несколько соглашений для тех случаев, когда непротекционистские по своему назначению меры могут служить протекционистским ограничениям импорта. Были подготовлены, в частности, соглашения по вопросам применения антидемпинговых мер, по техническим барьерам и оценке товаров в таможенных целях. Подводя итоги деятельности на многосторонней основе по проблеме протекционизма, можно сделать следующие выводы: Во-первых, международное противодействие протекционизму, позволяющее существенно уменьшить его отрицательные последствия для всех стран-участниц мировой торговли, – сложный процесс, продолжающийся уже в течение десятилетий и еще не завершенный. Это, в частности, связано с тем что, наряду с явно протекционистскими мерами, широко используются многие другие ограничения импорта, имеющие протекционистский характер. Во-вторых, задача составителей ГАТТ заключалась в сокращении и упорядочении применения, прежде всего, открыто протекционистских мер, тогда как основное внимание составителей последующих многосторонних соглашений его членов и документов ВТО сосредоточено, кроме того, на ограничении возможностей использования легальных инструментов регулирования внешней торговли в протекционистских целях. Второе направление, видимо, будет приоритетным и для деятельности ВТО в перспективе. В-третьих, компромиссные многосторонние договоренности, противодействующие протекционистским тенденциям, достигались чаще всего двумя путями: установлением общего запрета при одновременном разрешении не соблюдать его в определенных случаях или, наоборот, установлением общего разрешения с оговорками о ряде ограничений. Тем самым удавалось достичь договоренности между сторонниками и противниками протекционистских мер при разном их составе. В-четвертых, с заключением Соглашения по защитным мерам и Генерального соглашения по торговле услугами проблему сокращения открыто протекционистских мер до разумных пределов в правовом отношении можно считать в основном решенной. Вместе с тем проблема недопущения использования других ограничений импорта в протекционистских целях еще находится в стадии обсуждения. Одним из факторов, затрудняющих ее решение, является постоянное расширение ассортимента товаров, поступающих на мировой рынок, и увеличение торговли продукцией с недостаточно изученными свойствами, опасными для населения и окружающей среды. Проведенные раунды многосторонних тарифных переговоров позволили существенно снизить уровень таможенного обложения пошлинами промышленных товаров. При этом сфера переговоров, их процедура и результативность отдельных раундов, как свидетельствуют данные таблицы 7.2, были разными. В силу ряда обстоятельств особенно успешными были последние четыре раунда тарифных переговоров. Таблица 7.2
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |