КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Раунды и результаты многосторонних тарифных переговоров стран-участниц ГАТТ
*. По оценке американских экспертов. 2700 млрд. долл. США приходилось на тарифные уступки в торговле товарами и 1000 млрд. долл. США - на уступки в торговле услугами. Во-первых, в 60-х годах ускорился научно-технический прогресс, результаты которого широко использовались в производстве и сфере услуг, особенно на транспорте и в области международной связи. Все это создавало благоприятные предпосылки для быстрого развития мировой торговли. Во-вторых, в условиях сосуществования с «соперничающей» многосторонней торговой организацией - Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданной в середине 1964 г., в рамках ГАТТ активизировалась деятельность по приему новых членов. Таким образом, все большее число стран принимало и выполняло взятые обязательства в отношении снижения и отмены пошлин. В-третьих, накопленный опыт переговоров в рамках ГАТТ, позволил его участникам использовать более эффективную процедуру либерализации: страны договаривались о размере линейного, т.е. сплошного, снижения пошлин (вместо согласования тарифных уступок по отдельным товарам). Такая процедура в сочетании с применением формулы, когда высокие пошлины сокращаются в наибольшей степени, дала возможность увеличить масштабы снижения таможенных тарифов. В частности, в итоге шестого раунда переговоров (май 1964 г. - июнь 1967 г.) пошлины были снижены в течение последующих пяти лет в среднем на 35%-37%. Необходимо также отметить, что в рамках ГАТТ в ноябре 1967 г. был учрежден новый орган - Комитет по торговым переговорам между развивающимися странами. Результатом его деятельности явилась договоренность 16 развивающихся стран в октябре 1971 г. о взаимных тарифных уступках по 300 товарным позициям, суммарная стоимость международной торговли которыми составляла примерно 500 млн. долл. [49 с.76]. Тем самым был создан прецедент сотрудничества развивающихся стран в области либерализации торговли. Итогом седьмого раунда переговоров в рамках ГАТТ (сентябрь 1973 г. - ноябрь 1979 г.) явилась договоренность о снижении пошлин в течение последующих восьми лет в целом примерно на 34 %. Участники переговоров также договорились о снижении пошлин и отмене других барьеров в торговле тропическими товарами, экспортируемыми развивающимися странами, в частности, на чай, кофе, какао и специи. Особенностью седьмого раунда переговоров является использование новой формы либерализации торговли: заключение отраслевого соглашения о полной отмене тарифных барьеров между группой заинтересованных, преимущественно индустриально развитых стран, на продукцию самолетостроения. Таможенные пошлины в данном секторе торговли утратили регулирующие функции и стали обременять непосредственных поставщиков дополнительными сборами. Общая стоимость тарифных уступок в результате седьмого раунда переговоров увеличилась более чем в три раза по сравнению с предыдущим раундом. Это связано с увеличением вдвое числа стран-участниц переговоров, использованием нового метода снижения пошлин и их отмены в секторе самолетостроения, а также, видимо, с повышением мировых цен. Восьмой раунд переговоров (сентябрь 1986 г. - декабрь 1993 г.) завершился договоренностью о снижении пошлин в течение последующих пяти лет в среднем более чем на треть. Кроме того, страны-участницы переговоров согласились отменить тарифы на бумагу и бумажные изделия, фармацевтические товары, строительное и сельскохозяйственное оборудование, мебель для офисов, игрушки, пиво и ряд алкогольных напитков. Большая стоимость уступок в итоге последнего раунда связана, помимо упомянутых выше факторов, с распространением уступок впервые на торговлю услугами. В итоге доля беспошлинных позиций в таможенных тарифах удвоилась - с 22 % до 44 %. Таким образом, после восьми раундов многосторонних переговоров средний уровень пошлин на промышленные товары, составлявший в странах-участницах ГАТТ в 1948 г., как отмечалось, 40-45 %, снизился к концу века примерно до 4 %. Нельзя не упомянуть и о том, что уменьшилось фискальное значение таможенных пошлин, являвшихся в прошлом одним из основных источников поступлений в государственный бюджет. Средством удовлетворения финансовых потребностей правительств все больше становились внутренние налоги, а прежняя тесная связь между ресурсами казны и уровнем таможенных тарифов утратилась. Все это говорит о том, что снижение таможенного обложения импорта приобрело необратимый характер. Снижение таможенных пошлин на многосторонней основе не означает также отказ стран от протекционистской торговой политики. Регулирование импорта правительствами по-прежнему осуществляется, но преимущественно с помощью различных нетарифных средств, используемых в отношении сравнительно узкого круга определенных товаров. Достигнутые в итоге седьмого и восьмого раунда переговоров договоренности предусматривают правила применения нетарифных мер, ограничивающие произвол в этой области. Либерализация международной торговли в рамках региональных экономических объединений с ее дискриминационной особенностью развивается параллельно с либерализацией на основе многосторонних договоренностей, и оба процесса, как представляется, стимулируют друг друга. Региональная либерализация охватывает не только тарифные, но и нетарифные ограничения импорта. Общее число региональных экономических соглашений, по данным секретариата ВТО, на конец 1996 г., достигает 144, из которых 80 считаются действующими. В результате почти каждая страна стала участницей того или иного регионального экономического объединения. В рамках объединений, на долю которых приходится примерно 2/3 мировой торговли, уровень либерализации взаимной торговли участников значительно выше, чем это достигнуто многосторонними договоренностями. Однако последнее не значит, что региональная торговля уже стала полностью свободной от протекционистских ограничений. Системы преференций в пользу развивающихся стран можно рассматривать как продолжение политики либерализации международной торговли, ориентированной на определенные ее сегменты. Речь идет о двух таких системах: об Общей системе преференций и Глобальной системе торговых преференций. В первой системе развитые страны участвуют в качестве доноров, а развивающиеся - в качестве получателей тарифных льгот, т.е. либерализация осуществляется в одностороннем порядке, на невзаимной основе, а во второй -донорами и получателями тарифных и нетарифных льгот выступают развивающиеся государства. В создании обеих этих систем важную роль сыграла ЮНКТАД. Послевоенная либерализация международной торговли благоприятствовала ее сравнительно быстрому развитию, опережающему, по темпам роста производство. С 1950 г. по 1998 г. мировой экспорт, по данным ВТО, увеличился в 18 раз, тогда как производство - в 6,5 раза. Поскольку либерализация охватила преимущественно торговлю промышленными товарами, это также сказалось на динамике торговли. Мировой экспорт указанных товаров увеличился за 1950-1998 гг. в 34 раза, тогда как промышленное производство – всего лишь в 9 раз – [49, с. 79]. Анализ процесса либерализации международной торговли, который сопровождался созданием наднациональной системы регулирования международных отношений, свидетельствует о значительных изменениях в протекционистской политике, повлиявших на соотношение между основными средствами регулирования импорта. Во-первых, следует отметить сравнительно большие масштабы либерализации, которая существенно уменьшила объем традиционных протекционистских средств. В основе процесса либерализации лежат глубинные долговременные тенденции в развитии производительных сил преимущественно в странах, являющихся основными участниками международной торговли: научно-технический прогресс и усиление позиций ТНК на мировом рынке. Во-вторых, таможенные тарифы, охватывавшие ранее большую часть товарной номенклатуры, в течение нескольких последних десятилетий были отменены или снижены в такой степени, что утратили прежнюю роль основного средства протекционистской политики. В рамках многих региональных экономических объединений таможенные пошлины ликвидированы полностью. В-третьих, защита отечественной промышленности сконцентрировалась главным образом на нетарифных средствах, в значительной степени сравнительно новых и завуалированных под различные технические и другие необходимые требования, а также под таможенные процедуры.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |