Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения сертификации в РФ 5 страница

• распределение обязанностей, ответственности и

взаимодействия сотрудников;

• составление методических разработок, в которых

содержатся указания по функционированию органа и обоснования

по выбору процедур и схем сертификации; '

Глава 16. Организационно-методические принципы сертификации в РФ

• комплектование и постоянное обновление фонда

нормативных документов, используемых в системе;

• проведение сертификации продукции, выдача сертификатов

и лицензий на пользование знаком соответствия, отмена их

действия или приостановление;

• регистрация сертификатов соответствия и учет зарубежных

сертификатов, протоколов испытаний и иных документов

по соответствию продукции;

• инспекционный контроль за сертифицированной

продукцией (если этого требует схема сертификации);

• обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о

результатах сертификации или выявленных несоответствиях;

• предоставление заявителю беспрепятственного доступа к

информации об услугах, которые он может предложить.

Требования к персоналу органа по сертификации. Персонал

органов по сертификации должен отвечать следующим требованиям:

• руководитель органа по сертификации назначается по

согласованию с аккредитующим органом;

• персонал органа должен быть постоянным. Условия работы

персонала должны полностью исключать возможность

давления как со стороны изготовителя, так и со стороны

потребителя;

• орган по сертификации обязан постоянно обновлять

сведения о квалификации и профессиональном опыте каждого

работника, четко распределить функции каждого специалиста;

• специалист органа по сертификации должен знать свои

функции и степень ответственности, изучать новые методы

работы в своей области, своевременно обновлять процедуры,

инструкции и другую методическую документацию;

• каждый специалист должен быть экспертом системы

сертификации в заявленной области аккредитации.

Требования к фонду нормативных документов и документации.

Фонд нормативных документов должен быть полностью

укомплектован (т.е. содержать нормативные документы, регулирующие

требования к качеству продукции, методам контроля и

испытаний и соответствовать области аккредитации) и регулярно

актуализироваться. При актуализации необходимо: вносить нужные

изменения в нормативные документы; уточнять номенклатуру

требований, содержащихся в них и подтверждаемых при

сертификации; разрабатывать предложения по обновлению методов ис-

II. Основы сертификации

пытаний, обосновывать необходимость принятия новых

стандартов в случае их отсутствия.

Кроме фонда нормативных документов орган по

сертификации должен иметь комплект организационно-методических

документов, на основании которых осуществляется его деятельность.

В комплект входят:

1. «Положение об органе по сертификации», в котором отра!

жаются область аккредитации, юридический статус; функции,

права, обязанности и ответственность; организационная

структура; взаимодействие с Госстандартом РФ и перечень организаций,

которые сотрудничают с самим органом; финансовая деятельность;

сведения о штатном и внештатном персонале;

2. «Порядок сертификации однородной продукции», который

может не разрабатываться, если орган предусматривает использо-?

вание действующего общего порядка;

3. «Руководство по качеству», к главным составляющим которого

относятся заявление о политике в области качества; сведения о

квалификации персонала, в том числе наличие аттестованных

экспертов; подробные сведения о поддержании и повышении уровня

квалификации персонала; сведения о применяемых испытательных

приборах (оборудовании); должностные инструкции персонала и пр.

Кроме названных видов документов в комплект входит

система документов по регистрации и протоколированию, которые

должны храниться в течение установленного срока в условиях

конфиденциальности.

В обязанности органа по сертификации входят контроль за

документацией и поддержание ее в надлежащем порядке.

Процедура аккредитации. Заявитель, претендующий на

аккредитацию в качестве органа по сертификации, подает в

аккредитующий орган заявку, в которой содержатся следующие сведения:

заявленная область аккредитации; осведомленность о способе

действия системы аккредитации; подготовленность к выполнению

своих обязанностей по процедуре аккредитации (принять

комиссию по аттестации и оплатить расходы независимо от результата

аккредитации) и готовность к последующему инспекционному

контролю. К заявке прилагается комплект документов, перечень

которых определяет ГОСТ Р 51000.6-96.

Документы подвергаются экспертизе одним или несколькими

экспертами, результаты экспертизы отражаются в экспертном

заключении.

Глава 16. Организационно-методические принципы сертификации в РФ 307

При положительном заключении разрабатывается программа

аттестации. Проводит аттестацию комиссия экспертов,

назначенная аккредитующим органом.

Аттестация проходит непосредственно в органе по

сертификации, где проверяются фактическое состояние заявителя и его

соответствие представленным документам. Проверяется способность

заявителя выполнять свои функции, что в некоторых случаях

сопряжено с опытной сертификацией. По результатам аттестации

комиссия составляет акт, который передается аккредитующему органу.

Для принятия решения об аккредитации аккредитующий орган

рассматривает не только этот акт, но и заявку, информацию по

экспертизе и аттестации и другие сведения, представленные

ведущим экспертом, возглавляющим комиссию. При положительном

решении аккредитующий орган выдает органу по сертификации

аттестат аккредитации, срок действия которого не более пяти лет.

Аккредитация может быть отменена досрочно, если

аккредитующий орган выявляет несоответствие органа по сертификации

требованиям, обусловленным аккредитацией; если орган по

сертификации сам принимает решение о досрочном прекращении действия

аккредитации; при ликвидации органа по сертификации.

Орган по сертификации имеет право опротестовать решение о

приостановлении его аккредитации и другие неприемлемые им

действия аккредитующего органа путем подачи апелляции в

соответствующую комиссию.

В период действия аттестата аккредитации осуществляется

инспекционный контроль органа по сертификации со стороны

аккредитующего органа. Условия и содержание инспекционного

контроля определяются договором между органом по

сертификации и аккредитующим органом. Как правило, при

инспекционном контроле проверяются: соблюдение обязанностей и

выполнение функций; своевременность актуализации фонда нормативных

документов; квалификация штатных сотрудников, соблюдение

правил приема и рассмотрение заявок и апелляций; правильность

организации и проведения испытаний и др.

Испытательные лаборатории. Требования к испытательным

лабораториям в России регулируются государственными

стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих

руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к

деятельности испытательных лабораторий (EN 45001, EN 45002 и

EN 45003). Эти требования учитываются при создании, аккреди-

<3Qg II. Основы сертификации

тации и функционировании испытательной лаборатории; в

процессе взаимодействия лаборатории с аккредитующим органом и с

органами по сертификации; при заключении соглашений с

зарубежными партнерами о признании протоколов испытаний; их

также принимают во внимание эксперты, осуществляющие

инспекционный контроль за работой аккредитованной лаборатории.

Большинство отечественных лабораторий отличается от

зарубежных признанием их технической компетентности, в то время

как зарубежные аккредитованы как независимые. Ситуация,

когда признается только техническая компетентность, сложилась ц

России вследствие того, что практически все действующие в

настоящее время лаборатории были созданы как структурные

подразделения тех или иных организаций, научно-исследовательски^

институтов и предприятий.

Испытательная лаборатория имеет право на субподряд другой

аккредитованной лаборатории, если она не располагает каким-либо

видом оборудования, необходимым для проведения испытаний

конкретной продукции. Объем работ по субподряду не должен

превышать 25% стоимости всех испытаний, а договор субподряда не

является основанием для расширения области аккредитации.

Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность

которых связана с обязательной сертификацией, организуют и

проводят Госстандарт России и уполномоченные на то федеральные

органы исполнительной власти. Любая лаборатория,

удовлетворяющая требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3-96 и

дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее

заявлению, имеет право на аккредитацию.

Общие требования к испытательным лабораториям и порядок

их аккредитации в РФ соответствуют рассмотренным в гл. 14.

Обязанности аккредитованной испытательной лаборатории.

Аккредитованная испытательная лаборатория обязана поддерживать

свое соответствие требованиям государственного стандарта ГОСТ Р

51000.3-96 и другим критериям, которые применены

аккредитующим органом при ее аккредитации:

• заявлять о проведении только тех испытаний, которые

включаются в область аккредитации;

• оплачивать все расходы, связанные с аккредитацией и

инспекционным контролем;

• прекращать деятельность сразу по истечении срока действия

аттестата аккредитации;

Глава 16. Организационно-методические принципы сертификации в РФ 30*9

• при заключении контрактов (договоров) с заказчиками

испытаний указывать, что ни аккредитация, ни протоколы

испытаний не должны считаться гарантией соответствия

продукции установленным требованиям;

«следить за соблюдением требований аккредитующего

органа в отношении использования заказчиками протокола

испытаний в целях своей рекламы;

» информировать аккредитующий орган об изменениях в

организации, которые могут повлиять на соответствие

лаборатории критериям аккредитации.

В системе сертификации ГОСТ Р аккредитовано около

2 тыс. лабораторий, в том числе около 60 зарубежных. Более 700

аккредитованных лабораторий занимаются испытаниями продуктов

питания и пищевого сырья; более 300 — испытаниями

электротехнических приборов, более 270 — продукции машиностроения.

Среди аккредитованных испытательных лабораторий более

100 представляют собой акционерные общества и около 60 —

общественные объединения. Таким образом реализовано положение

Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» о привлечении к

практике сертификации юридических лиц любой формы собственности.

16.4. Аккредитация органов '¦."".,,' '

по сертификации и испытательных

лабораторий

Взаимное признание результатов испытаний и сертификации

как способ устранения технических барьеров в торговле во

многом зависит от аккредитации: авторитет и независимость

аккредитующего органа определяют доверие к деятельности организации

по сертификации и ее результатам.

В зарубежных странах аккредитация является

самостоятельным видом деятельности, регламентируемым соответствующими

нормативными документами, выполнение требований которых

служит гарантией единства и сопоставимости оценок

компетентности аккредитованной организации. А это обеспечивает доверие

к результатам испытаний и сертификации.

В США системы аккредитации испытательных лабораторий

существуют с 1976 г., во Франции — с 1979 г., в Великобритании —

с 1981 г., в Дании — с 1973 г. По одной национальной системе

аккредитации действует лишь в Дании, Швейцарии, Японии, Ав-

II. Основы сертификации

стралии, Норвегии и Финляндии. В других государствах

существует по несколько систем, особенно многочисленны они в США.

Практика аккредитации в зарубежных странах организуется по-

разному, например в Финляндии, Японии, Австрии, Венгрии

существует единый национальный орган по аккредитации; в

Германии действует несколько аккредитующих организаций при четкой

координации их деятельности; в США допускается аккредитация

по разным системам. Такое многообразие приводит к

определенным затруднениям в международных экономических связях,

влияющих на взаимопонимание в области оценки соответствия. В этой

связи наметились тенденции к согласованию правил аккредитации,

созданию единых национальных систем, что в конечном итоге

послужит базой взаимного признания результатов аккредитации.

В России работы по аккредитации возложены на Госстандарт

РФ постановлением Правительства «Об организации работ по

стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации

продукции и услуг» № 100 от 1994 г. Таким образом, аккредитация и

сертификация оказались в одних руках. Необходимость разделения

этих видов деятельности определилась утвержденной

Правительством РФ в 1995 г. Программой демонополизации в сферах

стандартизации, метрологии и сертификации. Перед Госстандартом РФ

была поставлена задача совместно с другими органами управления

сформировать систему аккредитации органов по сертификации и

испытательных лабораторий. Был сформирован

Межведомственный совет по аккредитации и сертификации, в состав которого

включены представители заинтересованных организаций. Однако

полного разделения аккредитации и сертификации быть не может. Об

этом говорит и практика зарубежных государств. Так, в США в

состав учредителей национального органа по сертификации входят

Национальный институт по стандартизации и несколько

организаций, занимающихся сертификацией. Но это не административная

связь, а именно таковую и следовало устранить в России.

Были выработаны принципы организации системы

аккредитации в РФ, которые нашли отражение в основополагающих

стандартах ГОСТ Р серии 51000, гармонизованных с руководствами

ИСО/МЭК, европейскими стандартами серии EN 45000,

положениями Международной конференции по аккредитации

испытательных лабораторий (ИЛАК). Общее руководство и

координацию деятельности по аккредитации осуществляет специально

созданное самостоятельное подразделение Госстандарта — Отдел по

аккредитации, который сертификацией не занимается.

Глава 16. Организационно-методические принципы сертификации в РФ

Российская система аккредитации (РОСА) представляет собой

совокупность организаций, участвующих в деятельности по

аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных

лабораторий, других субъектов, а также установленных норм, правил,

процедур, которые определяют действие этой системы (рис. 16.1).

Объектами аккредитации являются организации,

осуществляющие деятельность в области оценки соответствия:

испытательные лаборатории, органы по сертификации, контролирующие

организации; метрологические службы юридических лиц;

организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.

Главные цели аккредитации — обеспечение доверия к

организациям путем подтверждения их компетентности; создание

условий для взаимного признания результатов деятельности разных

организаций в одной и той же области.

Система аккредитации устанавливает требования к объектам

аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры

системы, причем аккредитующий орган в каждом конкретном

случае имеет право устанавливать дополнительные критерии в

соответствии с особенностями объекта аккредитации.

Участниками российской системы аккредитации являются:

Сонет по аккредитации в РФ (Совет), аккредитующие органы и

технические центры по видам деятельности, объекты аккредитации

и аккредитованные организации, эксперты по аккредитации.

Рассмотрим их функции:

• Совет решает вопросы, относящиеся к принципам

проведения единой технической политики в области аккредитации;

исследованиям по аккредитации; координации деятельности

аккредитованных органов, экономическим аспектам

аккредитации; международному сотрудничеству в области

аккредитации; анализу итогов деятельности по аккредитации;

ведению объединенного реестра аккредитованных объектов и

экспертов по аккредитации. Рабочие органы Совета —

технический секретариат, рабочие группы (из числа членов

Совета) и комиссия по апелляциям.

• Аккредитующий орган: аккредитацию организаций,

осуществляющих деятельность в законодательно регулируемой

(обязательной) сфере1, организуют и проводят Госстандарт

России и другие федеральные органы исполнительной власти в

соответствии с законодательными актами РФ. Аккредитацию

в добровольной сфере имеет право осуществлять юридическое

лицо, отвечающее требованиям к аккредитующим органам.

' Например, в области обязательной сертификации..¦¦¦-¦: ¦.

Аккредитующий

орган

Совет по аккредитации

в Российской Федерации

Секретариат

Аккредитующие органы

и их технические центры

по видам деятельности

Объекты аккредитации

и аккредитованные;

организации

Испытательные

лаборатории

Органы

по сертификации

продукции

Контролирующие

организации

Измерительные

(калибровочные) лаборатории

Органы

по сертификации

услуг

Организации,

подготавливающие

специалистов по видам

испытаний

Испытательные лаборатории

предприятий-изготовителей

Органы

по сертификации

систем качества,

производства

Организации,

подготавливающие

экспертов по аккредитации

Органы

по сертификации

персонала

Организации,

подготавливающие

экспертов по сертификации

Пользователи услуг

аккредитованных

организаций

Организации-

заявители

Организации,

получившие сертификат

или протоколы

испытаний

Лица-заявители,

получившие

сертификат или протоколы

испытаний

Предприятия-

изготовители

и другие

заинтересованные стороны

АККРЕДИТУЮЩИЕ ОРГАНЫ

В обязательной (законодательно В добровольной (законодательно

регулируемой) сфере

нерегулируемой) сфере

Госстандарт

России

Другие федеральные

органы

исполнительной власти

Юридические

лица, отвечающие

установленным

требованиям

ОБЪЕКТЫ АККРЕДИТАЦИИ

Испытательные лаборатории

Измерительные лаборатории

Метрологические службы

юридических лиц

Органы по сертификации

Контролирующие организации

Организации подготовки

экспертов

Испытательные

лаборатории

Органы по сертификации

Организации подготовки

экспертов

Контролирующие

организации

Испытательные

лаборатории

Органы по сертификации

Организации подготовки

экспертов

Рис. 16.1. Российская система аккредитации {РОСА)

(ГОСТ Р 51000. 1-95)

314 ' II. Основы сертификации

Госстандарт, помимо вьшолнения им функций аккредитующего

органа, разрабатывает общие процедуры аккредитации, требования

к аккредитующим органам, объектам аккредитации и экспертам, к

документам по аккредитации и взаимодействует с международными,

региональными и зарубежными организациями по аккредитации.

Основные функции аккредитующего органа связаны с его

главной задачей — реализацией единой политики по аккредитации в

России. Для этого аккредитующий орган устанавливает

специальные правила процедуры и управления, по которым действует

аккредитация; устанавливает специальные требования к объек-,

там аккредитации, аккредитует их и выдает им аттестат аккреди-<|

тации, проводит регистрацию аккредитованных объектов и экс-!

пертов, а также публикует информацию о них и рассматривает

апелляции. Важнейшей функцией аккредитующего органа явдя-1

ется разработка правил по признанию других систем

аккредитации, в том числе зарубежных.

В свою очередь аккредитующий орган должен отвечать ряду!

требований. Они касаются персонала, общей политики и принятия

решений; системы качества, действующей в аккредитующем

органе, порядка проведения аккредитации и документации по

аккредитации. Эти требования регламентируются ГОСТ Р 51000.2-95

«Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования

к аккредитующему органу». Стандарт предназначен для

применения аккредитующим органом в процессе создания и обеспечения

системы аккредитации, а также теми организациями, которые

претендуют на аккредитацию и готовятся к ней;

• Технический центр выполняет работу, которую поручает ему;

аккредитующий орган. Это может быть: предварительное

рассмотрение заявок на аккредитацию, проведение экспертизы

документов, подготовка программ аттестации заявителей и инспекцион-*

ного контроля аккредитованных организаций, рассмотрение

результатов аттестации и инспекционного контроля и подготовка

по ним проекта решения и др.

Организации, которые планируют получить аккредитацию,

обязаны быть готовыми к выполнению конкретных видов

деятельности, соответствующих заявленной области аккредитации.

После подачи заявки на аккредитацию необходимы

взаимодействие со всеми участниками процедуры аккредитации, а затем,

независимо от результатов — оплата работ по аккредитации в

соответствии с установленным порядком;

I лава 16. Организационно-методические принципы сертификации в РФ 315

• аккредитованные организации обязаны выполнять работу

четко в соответствии с областью аккредитации и поддерживать

соответствие организации установленным требованиям. В про-

i i,ecce своей деятельности аккредитованные организации

взаимодействуют с аккредитующим органом и другими участниками

аккредитации, представляя информацию обо всех изменениях,

которые могут затрагивать критерии аккредитации;

• эксперты по аккредитации проводят экспертизу

документе, представляемых на аккредитацию, аттестуют заявителей и го-

твят решения о выдаче аттестата аккредитации, а также

осуществляют инспекционный контроль за аккредитованными органи-

;ациями. В качестве экспертов не могут быть привлечены лица,

участвовавшие в подготовке организации к аккредитации.

К экспертам по аккредитации предъявляются определенные

требования, в первую очередь к их квалификации и компетент-

1 юсти. Оценку квалификации экспертов проводит аккредитующий

орган в соответствии с разработанной им квалификационной

процедурой. Показателями компетентности эксперта считаются

осведомленность о критериях, процедуре и документах аккредитации,

обладание техническими навыками по аккредитуемым работам

(например, испытаниям, которые должна проводить

аккредитуемая организация); умение пользоваться эффективной системой

связи; независимость от каких-либо интересов, влияющих на обя-

мнность соблюдения конфиденциальности и отсутствие

дискриминации; обладание личными качествами, обеспечивающими

способность выполнить функции эксперта.

Аккредитующий орган определяет процедуру и порядок на-

'.пачения эксперта, которые, в частности, включают согласие

самого эксперта, согласие заявителя на личность эксперта и

предоставление экспертам методических указаний, рабочих документов

и инструкций по проведению аккредитации.

Процедура аккредитации состоит из следующих

последовательно выполняемых действий:

• представления заявителем заявки на аккредитацию;

• экспертизы документов по аккредитации;

• аттестации заявителя;

• анализа всех материалов и принятия решений об аккредитации;

• выдачи аттестата об аккредитации;

«проведения инспекционного контроля аккредитованной

организации.

II. Основы сертификации

Регламентация всех составляющих процедуры аккредитации

установлена в ГОСТ Р 51000.1-95, который предназначен для

применения аккредитующими органами и организациями,

подлежащими аккредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную

аккредитацию и доаккредитацию. Ц

Повторная аккредитация проводится не реже чем раз в пяй

лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без

повторной аккредитации. Решение об этом принимает

аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация — это аккредитация в дополнительной

области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная

организация, претендующая на расширение своей области

деятельности. Программа и процедура доаккредитации определяются

аккредитующим органом.

Практика аккредитации в России показала, что необходимо

устранить ряд недостатков: наличие неоправданно большого

числа аккредитующих органов и отсутствие должной координации их

работы; использование различных и несогласованных процедур и

критериев признания компетентности аккредитуемых объектов;

несоответствие в ряде случаев процедур аккредитации

международным требованиям и др. Намечены пути совершенствования

российской системы аккредитации по следующим направлениям:

• разделение самого процесса аккредитации на две ступени —

аккредитация на компетентность и предоставление

полномочий;

• усиление роли государства в области аккредитации;

• придание процессу оценки компетентности добровольного

характера, т.е. осуществлять аккредитацию тех организаций,

которые заявили о добровольной оценке своей

компетентности в определенной области и готовности признать

правила системы аккредитации.

Аккредитация на компетентность, или универсальная

аккредитация, проводится аккредитующим органом, деятельность

которого полностью соответствует международным требованиям,

изложенным в Руководстве 61 ИСО/МЭК. Предполагается, что

аккредитация на компетентность обеспечит доверие к

аккредитованному органу (или лаборатории) со стороны заявителей.

Аккредитация с целью предоставления полномочий на право

проведения работ по сертификации в системе сертификации проводится

Глава 16. Организационно-методические принципы сертификации в РФ 317

организацией, получившей свои полномочия соответствующим

законодательным актом. Предоставление полномочий необходимо для

создания уверенности в том, что испытания, проводимые данной

лабораторией, и решения, принимаемые органом по

сертификации, достоверны, будут признаваемы заинтересованными

сторонами и не вызовут сомнений по отношению к системе сертификации.

16.5. Знаки соответствия

На основании Закона «О защите прав потребителей»,

постановлений Правительства РФ «О маркировании товаров и продук-

11,ии на территории Российской Федерации знаками соответствия,

тщищенными от подделок» и о внесении изменений в это

постановление' на территории РФ введены знаки соответствия для

маркировки товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Положения этих документов относятся как к производимой в

России, так и импортируемой продукции.

Ответственность за соблюдение правил маркировки возложена на

предприятия-изготовители, организации-импортеры, торговые орга-

i гизации, а также на индивидуальных предпринимателей. Все

вопросы организационно-методического характера, относящиеся к знакам

соответствия, находятся в ведении Госстандарта и Министерства РФ

но антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

До 1998 г. действовал один знак соответствия системы

обязательной сертификации ГОСТ Р (рис. 16.2).

оооо

Рис. 16.2. Знак соответствия системы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок проведения сертификации в РФ 4 страница | Порядок проведения сертификации в РФ 6 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.242 сек.