КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление социальным конфликтом
Факторы, влияющие на образование, протекание и разрешение конфликтов. Теория обмена по П.Блау. Теории социального взаимодействия. Социальное взаимодействие. Социальное действие как основа социальной связи. 4.Социальный конфликт: структура, типы, источники.
Положения ГОСТ: Социальное взаимодействие и социальные отношения.
Основные понятия: М.Вебер (понимающая социология), Т.Парсонс (теория социального действия), А.Маслоу («иерархия потребностей»). Взаимодействие, обязательные условия социального взаимодействия, взаимодействие на микро- и макроуровнях, типы социального взаимодействия. Теория обмена Дж.Хоманса, теория социального взаимодействия. Подходы к определению социального конфликта, конфликт, структура конфликта, функции конфликта, типы и источники конфликта.
Темы рефератов:
Основная литература по теме: 1. Абудлова Е.А. Социология для студентов. Р н/Д.: 2007. 2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Гардарики, 2007. 3. Зборовский Г.Е. Социология управления. М.: Гардарики, 2007. 4. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007.. 5. Радугин А.А. Социология. М.: Центр, 2000. 6. Социология. Учебное пособие. Пятигорск, 2000. ВОПРОС 1: «СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ»
Основные понятия: М.Вебер (понимающая социология), Т.Парсонс (теория социального действия), А.Маслоу («иерархия потребностей»).
М.Вебер (понимающая социология): Социология означает науку, которая хочет истолковывающим образом понять социальное действие и благодаря этому причинно, объяснить его в его протекании и в его последствиях. Предметом социологии должно стать не столько непосредственное социальное действие (поведение), сколько его смысловой результат. Социальное действие: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении». Социальное действие характеризуется двумя основными признаками: 1) оно имеет субъективный смысл, то есть связано с субъективным, личностным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения; 2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, то есть имеет место ожидание этой реакции. Возможные виды социального действия: · целерациональное – характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны; · ценностно-рациональное – подчинённое сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность; · аффективное – обусловленное чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта; · традиционное – диктуется привычками, обычаями, верованиями; осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.
Т.Парсонс (теория социального действия): Признаки социального действия: социальное действие нормативно, т.е. зависит от общепринятых ценностей и норм; оно волюнтаристично, т.е. связано с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость (автономность) от окружающей среды; оно подчиняется знаковым (символическим) механизмам регуляции (язык). Подходы к анализу социального действия: 1. Социальное действие как единичный акт – связано с выделением актора (деятеля) и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов; 2. Социальное действие как самоорганизующаяся система – рассматривается как отрытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций: - адаптивная функция, которой соответствует биологический организм; - личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм; - социальная, т.е. совокупность социальных ролей (образцов поведения); - культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы. Компоненты социального действия: 1) Субъект – индивидуальный (человек) или коллективный (группа, организация) деятель; 2) Объект – другой человек, предмет или совокупность людей или предметов, на которые направлено действие; 3) Мотив – осознанное побуждение к действию возникающее при осознании потребностей; 4) Потребности – источник активности субъекта; 5) Ценностные ориентации – отношение к действительности; 6) Интерес – что-либо значимое, нужное для индивидуального или коллективного деятеля.
Концепция «иерархии потребностей» Абрахама Маслоу. Фундаментальные допущения: 1) люди суть нуждающиеся животные, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены; 2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждения человека к действию; 3) существует иерархия потребностей, в которой есть потребности низшего уровня и высшего уровня. Иерархия групп потребностей: 1. Физиологические потребности – удовлетворение которых обеспечивает людям элементарное выживание – вода, пища, жильё, сон и т.д. 2. Потребности безопасности и защищённости – необходим более высокий уровень оплаты труда, гарантия трудоустройства, комфортность рабочего места и т.д. 3. Потребность принадлежность, причастности, поддержки – социальные, для которых необходимо участие человека в социальном взаимодействии, в групповой работе, поддержки товарищей и т.д. 4. Потребности в уважении, признании, самоутверждении – публичное и личное признание, почёт, приобретение известности и т.д. 5. Потребности самореализации – рост человека как личности, независимо от внешнего признания, зависят от максимальной свободы и условий для творчества, выбора средств решения задач, оригинальности заданий и т.д. Потребности более высокого уровня начинают действовать в качестве «мотиваторов» в основном тогда, когда удовлетворены потребности более низкого порядка. Исключением является высшая потребность – в реализации, которая может не ослабевать и даже усиливать своё действие на мотивацию по мере её удовлетворения. ВОПРОС 2: «СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»
Основные понятия: Взаимодействие, обязательные условия социального взаимодействия, взаимодействие на микро- и макроуровнях, типы социального взаимодействия. Из социальных действий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие.
Взаимодействие (интеракция): – это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое социальное взаимодействие предполагает, по меньшей мере, двух участников и представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека. Социальное действие характеризуется наличием обратной связи.
Обязательные условия социального взаимодействия (по П.Сорокину): 1) участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д.; 2) участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы для самовыражения.
Взаимодействие на микроуровне: – это взаимодействие в повседневной жизни (в семье, в рабочем коллективе). Взаимодействие на макроуровне: – разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
Типы социального взаимодействия: 1. Вербальное взаимодействие – словесное; 2. Физическое взаимодействие – передача того или иного предмета, рукопожатие, похлопывание по плечу, поцелуй; 3. Невербальное взаимодействие – включает использование жестов и мимики; 4. Непосредственное взаимодействие – индивиды взаимодействуют лицом к лицу, находясь в непосредственном контакте, что предполагает возможность очень тесных связей и использования сразу нескольких каналов коммуникации (вербальных, невербальных, физических взаимодействий); 5. Опосредованное взаимодействие – всегда происходит при помощи какого-то особого, искусственного канала коммуникации (печатного текста, телевидения), при этом возможность обратной связи ограничена; 6. В зависимости от сферы жизни общества – политическое, экономическое, религиозное, семейное, трудовое и т.д. ВОПРОС 3 «ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Основные понятия: Теория обмена Дж.Хоманса, теория социального взаимодействия.
Теория обмена Джорджа Хоманса: - создана на основе психологической концепции бихевиоризма; - утверждает, что функционирование человека в обществе базируется на обмене широко понимаемыми различными социальными благами и формами деятельности; - взаимодействие между людьми рассматривается как обмен «выгодами», приносящий пользу обеим сторонам, а обменные акты понимаются как элементарные социальные действия, на которых покоятся все уровни общественной и индивидуальной жизни; - в рамках парадигмы обмена на первый план выходит положение о том, что человеческие поступки можно объяснить при помощи схемы «стимул – реакция»; Шесть аксиоматических постулатов теории обмена: 1) Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получат вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определённой частотой и дальше; 2) Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие; 3) Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем; 4) Аксиома депривации – пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определённую награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды; 5) Аксиома агрессии – одобрения: а) если действие индивида не вызовёт ожидаемого вознаграждения или неожиданного наказания, он испытает состояние гнева, и возрастёт вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида получит ожидаемое (либо даже большее) одобрение или не приведёт к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастёт вероятность того, что он воспроизведёт одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным; 6) Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберёт то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.
Теория социального взаимодействия (предложенная символическими интеракционистами Дж.Г.Мида, Г.Блумера и др.):
- действие не может быть сведено к цепочке «стимул – реакция», т.к. человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него, поэтому, для объяснения человеческой деятельности стимула недостаточно, так как человек в большинстве случаев более или менее сознательно принимает решение о том, как ему реагировать на стимул;
- между стимулом и реакцией должен располагаться символ, под которым понимаются языковые знаки, вещи и явления (например, выражение лица) и посредством которого люди взаимодействуют друг с другом;
- но взаимодействия, как правило, носят случайный, одноразовый характер, поэтому лишь некоторые взаимодействия со временем перерастают в социальные отношения. Социальные отношения – это взаимодействия, которые в той или иной степени осознаются индивидами как повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые. Два основных (не исключающих друг друга) понимания социальных отношений:
1.Содержательно определённые и в большей или меньшей мере регламентированные (постоянные или временные) связи между людьми (любовь, ненависть, обман и др.);
2. Связи, которые возникают между индивидами в процессе взаимодействия социальных групп, общностей и институтов. ВОПРОС 4 «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: СТРУКТУРА, ТИПЫ, ИСТОЧНИКИ»
Основные понятия: Подходы к определению социального конфликта, конфликт, структура конфликта, функции конфликта, типы и источники конфликта.
Подходы к определению социального конфликта: 1. Марксистский – конфликт рассматривается как явление, причины которого кроются в самом обществе, прежде всего – в противостоянии классов и их идеологий, в этом смысле он является выражением данного противостояния, которое, в конечном счёте, приводит к трансформации общества. 2. Немарксистский (Л.Козер, Р.Дарендорф и др.) – конфликт является частью жизни общества, которой необходимо управлять и рассматриваются как социальный процесс, не обязательно ведущий к изменению социальной структуры общества.
Конфликт: – это особая форма проявления социальных противоречий, выражающая различия и противоборство взаимозависимых интересов, функций, статусов, силовых полей, ценностных ориентаций, эмоциональных состояний социальных субъектов и характеризуемая высокой степенью обострения противоречий, столкновением противоположных векторов в сознании и поведении отдельных людей и групп.
Структура конфликта: Статическая структура конфликта: - участники конфликта (оппоненты, вовлечённые и заинтересованные группы); - объект конфликта – ресурс, на который распространяются интересы сторон; Динамическая структура конфликта – выражается в сменяющих друг друга стадиях: 1) Скрытая стадия – противоречия ещё не осознаются. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в конфликт: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ждёт своего часа, затаив обиду; 2) Стадия формирования – формируются противоречия, чётко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположной стороне в виде требований. Оформляются группы, принимающие участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Происходит демонстрация аргументов и критика аргументов противника. Используется также провокация, то есть действия, которые направлены на формирование выгодной одной стороне общественного мнения, т.е. благоприятного об одной стороне и неблагоприятного о другой; 3) Инцидент – происходит событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, т.е. стороны решают вступить в открытую борьбу; 4) Стадия активных действий – конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий – критической точки, а затем быстро идёт на убыль; 5) Завершение конфликта – конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш» Функции конфликта: 1) коммуникативная функция – происходит лучшее понимание как своих стремлений, желаний и целей, так и противоположной стороны; 2) функция разрядки напряжённости; 3) консолидирующая функция; 4) функция образования групп и поддержание их целостности и границ; 5) функция поддержания относительной стабильности внутригрупповых и межгрупповых отношений; 6) функция создания и поддержания баланса между противоборствующими сторонами; 7) функция стимула для создания новых форм социального контроля и новых социальных институтов; 8) функция получения информации об окружающей среде, о социальной реальности; 9) функция социализации и адаптации конкретных индивидов.
Типы конфликтов: По их последствиям: 1.Функциональный (конструктивный) конфликт – ведёт к повышению эффективности организации; 2.Дисфункциональный (деструктивный) конфликт – приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации; По уровню социальных субъектов: 1.Внутриличностный конфликт: - ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; - внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями; 2.Межличностный конфликт – может проявляться в столкновении личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями, является самым распространённым; 3.Конфликт между личностью и группой: - если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности; - если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы; 4.Межгрупповой конфликт (между функциональными группами в организации). По степени проявления:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |