КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллизионные вопросы гражданства. Иностранцы по законодательству Украины
Вопросы гражданства регулируются целым рядом внутренних и международных источников. В данной области действуют: • Закон «О гражданстве Укр.» в редакции от 18.01.2001 г. (ВВР, 2001, N 13, Ст.65) • Конвенция, которая регулирует некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12.04.1930 г. (Украина не участвует); • Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20.02.1957 г. (ратифицирована Верховным Советом СССР, следовательно, Украина правопреемница); • Конвенция о сокращении безгражданства от 30.08.1961 г. (Украина не участвует). • В отношении упрощения порядка приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ от 19.01.1996 г., • Европейская конвенция о гражданстве от 06.11.1997 г. (действует в отношении стран-членов Совета Европы). • Двусторонние международные договоры об устранении двойного гражданства (например, Договор между, Украиной и Республикой Узбекистан о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства от 5.12.1996 г.; Договор между Украиной и Грузией о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства и устранении уже существующего двойного гражданства от 28.10.1997 г.). Гражданство — это правовая связь физического лица с государством, проявляющаяся во взаимных правах и обязанностях между ними. Гражданином Украины называется лицо, которое приобрело гражданство Украины в порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами Украины. (ЗУ «О гражданстве Украины»). Гражданин полностью подчиняется юрисдикции своего государства, а государство обеспечивает гражданину реализацию его прав и свобод, а также защиту как на территории данного государства, так и за его пределами. По признаку гражданства физические лица распределяются в Украине на несколько групп (ст. 1 Закона «О гражданстве Украины»): 1) граждане Украины — лица, которые приобрели гражданство Украины в порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами Украины; 2) иностранные граждане (подданные) — лица, которые не находятся в гражданстве Украины и являются гражданами (подданными) другого государства; 3) особую группу иностранных граждан составляют бипатриды — лица, которые не находятся в гражданстве Украины и являются гражданами (подданными) двух и более иностранных государств; 4) лица без гражданства (апатриды) — лица, которых ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своими гражданами. Каждое государство в одностороннем порядке определяет своих граждан (ст. 2 Конвенции 1930 г., ст. 3, 4 Закона «О гражданстве Украины»). Основания приобретения физическим лицом гражданства того или иного государства могут быть различны. Лица могут приобретать гражданство по происхождению, по территориальному принципу, вследствие их принятия в гражданство и пр. (в действующем законе — 9 различных оснований). При этом разнообразные коллизионные вопросы (гражданство детей, гражданство лиц при изменении их семейного статуса, установлении над ними опеки или попечительства и пр.) решаются национальными законами, как правило, в пользу собственного гражданства. Однако в результате такого подхода у лиц часто возникает двойное гражданство, которое составляет основную коллизионную проблему в МЧП. Таким образом, двойное гражданство возникает вследствие коллизий законодательства разных стран в отношении приобретения и утраты гражданства, миграционных процессов, регистрации браков с иностранцами и т.п. В Украине действует принцип единого гражданства (ст. 1 Закона «О гражданстве Украины»). Принятие в гражданство Украины допускается только при условии отсутствия гражданства иностранного государства или выхода из него. Гражданство Украины автоматически утрачивается при добровольном приобретении совершеннолетним лицом гражданства иного государства (если иное не установлено законом). Однако Закон «О гражданстве Украины» допускает, что двойное гражданство может сохраняться у граждан Украины в следующих случаях: • если дети при рождении одновременно с гражданством Украины приобретают гражданство другого государства; • если дети, являющиеся гражданами Украины и усыновленные иностранцем, приобретают гражданство усыновителя; • если гражданин Украины вследствие вступления в брак с иностранцем автоматически приобрел гражданство иностранного государства; • если по законодательству иностранного государства его гражданство было дано гражданину Украины автоматически, без его волеизъявления и он не получил добровольно документ, подтверждающий наличие у него гражданства иного государства; • если ребенок-иностранец усыновляется гражданами Украины или супругами, один из которых — гражданин Украины; • установление над ребенком-иностранцем опеки или попечительства граждан Украины; • установление отцовства ребенка-иностранца, если отцом признан гражданин Украины и пр. При наличии у лица двух и более гражданств, одним из которых является гражданство Украины, в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины (п. 1 ст. 2 Закона «О гражданстве Украины»). Такой подход к бипатридам применяется в большинстве стран. Сложным в МЧП является вопрос об участии бипатридов в таких правоотношениях, как напр.: приватизация, реализация права собственности на землю, недвижимое имущество, право на жилье, образование, выполнение воинской обязанности и др. Проблема бипатридов актуализируется, если они находятся на территории государства, гражданством которого не обладают. Если бипатрид находится в третьей стране, то возникает вопрос, гражданином какой страны его признавать? Действующее законодательство Украины не решает вопрос о статусе бипатридов, не имеющих украинского гражданства. Если гражданин Украины — бипатрид выезжает за рубеж, то также возникает вопрос о его гражданстве. Статья 5 Конвенции 1930 г. устанавливает, что бипатрид, находясь в третьем государстве, в любом случае считается имеющим гражданство только одного государства. Третье государство на своей территории признает гражданство либо той страны, в которой лицо обычно и преимущественно проживает, либо гражданство страны, с которой оно наиболее тесно связано, с учетом фактических обстоятельств в которых оно находится. Названная Конвенция, однако, не раскрывает понятие «наиболее тесная связь с государством». В каждом конкретном случае правоприменительный орган должен оценивать всю совокупность обстоятельств. Доказательствами тесных связей может быть нахождение семьи на территории государства, постоянная работа и др. Поскольку Украина не является участницей названной Конвенции, то ее нормы не имеют силу на территории нашей страны, а в случае возникновения описанных ситуаций положения Конвенции могут применяться в Украине или по аналогии, или тогда, когда коллизионная норма, которая содержится в законодательстве Украины, отсылает к иностранному праву, частью которого и является названная Конвенция. Отдельную категорию граждан составляют вынужденные переселенцы – это граждане, которые имеют постоянное место проживания на территории иностранного государства, но вынуждены его покинуть вследствие обоснованной боязни стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, за определенные политические взгляды, в результате чего вернулись на территорию государства своего гражданства и получили здесь убежище. В Украине статус вынужденных переселенцев законодательно не определен, Украина не является участницей Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24.09.1993 г. Иностранцы. Правовой статус иностранцев на территории Украины определяется следующими нормативными актами: • Конституцией Украины (ст. 26); • Законом «О прав. статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 4.02.1994г.(ВВР, 1994, N 23, ст.161); • Законом «Об иммиграции» от 7.06.2001 г.(ВВР, 2001, N 41, ст.197); • Законом «О беженцах» от 21.06.2001 г.(ВВР, 2001, N 47, ст. 250) Статья 1 Закона «О правовом статусе иностранцев» дает определение понятия «иностранцы»: «Иностранцами признаются иностранные граждане — лица, принадлежащие к гражданству иностранных государств и не являющиеся гражданами Украины, и лица без гражданства — лица, не принадлежащие к гражданству какого-либо государства». Иногда понятие «иностранцы» используется как синоним термина «иностранные граждане» (пример — ст. 26 Конституции, в которой говорится об иностранцах и лицах без гражданства, Закон «О гражданстве Украины»). Нормы украинского законодательства об иностранцах позволяют выделить следующие основные их категории (основной критерий деления — цель пребывания иностранца в Украине): 1. Иммигранты. Иммигрант — это иностранец или лицо без гражданства, который получил разрешение на иммиграцию и прибыл в Украину на постоянное место жительства, либо, находясь в Украине на законных основаниях, получил разрешение на иммиграцию и остался в Украине на постоянное проживание. Иммигранты въезжают в Украину на основании разрешения на иммиграцию, которая выдается по заявлению лица в пределах квоты иммиграции, и на основании иммиграционной визы (действующей в течении 1 года). В Украине им выдается удостоверение на постоянное проживание (вид на жительство), которое иностранец получает по заявлению в уполномоченном центральном органе исполнительной власти по вопросам иммиграции по месту проживания, куда он обязан обратиться в течении 5 рабочих дней с момента прибытия в Украину. (квота иммиграции – это граничное количество иностранцев и лиц без гражданства, которым предусмотрено предоставить разрешение на иммиграцию в течении календарного года. Разрешение на иммиграцию – решение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам иммиграции, который предоставляет право иностранцами и лицам без гражданства на иммиграцию). Статья 12 Закона «Об иммиграции» предусматривает основания для отмены разрешения на иммиграцию. Удостоверение на постоянное проживание изымается, и лицо в течение месяца обязано покинуть Украину. Иностранцы, постоянно проживающие в Украине не менее 5 лет, могут натурализоваться — приобрести гражданство Украины в установленном законом порядке. 2. Иностранцы, временно пребывающие на территории Украины. К данной категории относятся иностранцы, прибывшие в Украину на ограниченный срок, т.е. без цели постоянного проживания. Цели прибытия в Украину могут быть различны. Порядок въезда иностранцев на территорию Украины определяется: • Правилами въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утверждены постановлением КМУ от 29.12.1995 г. № 1074; • Правилами оформления визовых документов для въезда в Украину, утверждены постановлением КМУ от 20.02.1999 г. № 227 (Офиц. вестник Укр. – 1999. - № 8 (12 марта). • Инструкцией о порядке оформления визовых документов иностранцам и лицам без гражданства для въезда в Украину (утв. Приказом МИД от 07.04.1999 № 63, зарегистр. в Минюсте 09.04.1999 за № 223/3516 (Офиц. вестник Укр. – 1999. - № 15 (30 апр.) Принимать иностранцев в Украине могут зарегистрированные в установленном порядке украинские, совместные или иностранные предприятия, учреждения или организации, а также физ.лица, которые постоянно проживают в Украине или временно пребывают в связи с обучением, стажировкой и т.п. В соответствии со ст. 26 Закона «О правовом статусе иностранцев» въезд иностранцев в Украину разрешается по национальным паспортам или документам, их заменяющим. При этом иностранцы должны получить въездную визу, если иное не предусмотрено международными договорами Украины. Международные договоры могут предусматривать введение упрощенного порядка пересечения границы. Упрощенный порядок означает возможность безвизового пересечения границы либо введение упрощенного порядка оформления визы (непосредственно в контрольно-пропускных пунктах). Так, упрощенный порядок пересечения границы предусмотрен Соглашением о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16.01.1997 г. Визы выдаются за рубежом дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины (в большинстве случаев). На территории Украины визы выдаются консульским управлением МИДа (дипломатические и некоторые служебные визы, визы представителям средств массовой информации). Основания для отказа в выдаче визы приведены в ст. 25 Закона «О правовом статусе иностранцев», п. 14 Правил оформления визовых документов: угроза интересам безопасности государства или охраны общественного порядка, обеспечению охраны здоровья, прав и законных интересов украинских граждан, представление заведомо ложных сведений или поддельных документов, неуплата консульского сбора, отсутствие страхового полиса установленного образца, несоответствие паспортного документа установленному образцу, отсутствие средств для пребывания в Украине, отсутствие документов об обследовании на ВИЧ (требуется при въезде сроком более 3 месяцев), некорректное поведение при обращении за визой, выражение неуважения по отношению к Украине и др. Мотивы отказа в выдаче визы заявителю могут не поясняться, что является общепризнанным принципом в международной практике (государство само определяет, какие лица могут допускаться на его территорию). Виза может быть аннулирована при прохождении приграничного контроля или в ходе пребывания на территории Украины на основании ст.ст. 25, 31, 32 Закона «О правовом статусе иностранцев», пунктов 15, 16 Правил. Указом Президента Украины от 15.06.2001 г. № 435 «О дополнительных мерах по реализации прав человека на свободу передвижения (свободный выбор места проживания)» отменена необходимость регистрации паспортов иностранцев по месту их проживания. Вместо этого вводится регистрационная карточка иностранца. Подается вместе с паспортом должностным лицам органов охраны государственной границы во время пересечения границы и сохраняется в течение всего срока пребывания в Украине. Данная карточка может заполняться: 1) в консульстве при получении визы; 2) при фактическом пересечении границы (на контрольно-пропускном пункте); 3) в транспортном средстве международного сообщения. Иностранцы обязаны покинуть Украину в сроки, установленные в их визе.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |