Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллизионные вопросы гражданства. Иностранцы по законодательству Украины

Вопросы гражданства регулируются целым рядом внутренних и международных источников. В данной области действуют:

• Закон «О гражданстве Укр.» в редакции от 18.01.2001 г. (ВВР, 2001, N 13, Ст.65)

• Конвенция, которая регулирует некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12.04.1930 г. (Украина не участвует);

• Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20.02.1957 г. (ратифицирована Верховным Советом СССР, следовательно, Украина правопреемница);

• Конвенция о сокращении безгражданства от 30.08.1961 г. (Украина не участвует).

• В отношении упрощения порядка приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ от 19.01.1996 г.,

• Европейская конвенция о гражданстве от 06.11.1997 г. (действует в отношении стран-членов Совета Европы).

• Двусторонние международные договоры об устранении двойного гражданства (например, Договор между, Украиной и Республикой Узбекистан о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства от 5.12.1996 г.; Договор между Украиной и Грузией о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства и устранении уже существующего двойного гражданства от 28.10.1997 г.).

Гражданство — это правовая связь физического лица с государством, проявляющаяся во взаимных правах и обязанностях между ними. Гражданином Украины называется лицо, которое приобрело гражданство Украины в порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами Украины. (ЗУ «О гражданстве Украины»). Гражданин полностью подчиняется юрисдикции своего госу­дарства, а государство обеспечивает гражданину реализацию его прав и свобод, а также защиту как на территории данного государства, так и за его пределами.

По признаку гражданства физические лица распределяются в Украине на несколько групп (ст. 1 Закона «О гражданстве Украины»):

1) граждане Украины — лица, которые приобрели гражданство Украины в порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами Украины;

2) иностранные граждане (подданные) — лица, которые не находятся в гражданстве Украины и являются гражданами (подданными) другого государства;

3) особую группу иностранных граждан составляют бипатриды — лица, которые не находятся в гражданстве Украины и являются гражданами (подданными) двух и более иностранных государств;

4) лица без гражданства (апатриды) — лица, которых ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своими гражданами.

Каждое государство в одностороннем порядке определяет своих граждан (ст. 2 Конвенции 1930 г., ст. 3, 4 Закона «О гражданстве Ук­раины»). Основания приобретения физическим лицом гражданства того или иного государства могут быть различны. Лица могут приоб­ретать гражданство по происхождению, по территориальному прин­ципу, вследствие их принятия в гражданство и пр. (в действующем за­коне — 9 различных оснований). При этом разнообразные коллизионные вопросы (гражданство детей, гражданство лиц при изменении их семейного статуса, установлении над ними опеки или попечительства и пр.) решаются национальными законами, как правило, в пользу собственного гражданства. Однако в результате такого подхода у лиц часто возникает двойное гражданство, которое составляет основную коллизионную проблему в МЧП. Таким образом, двойное гражданство возникает вследствие коллизий законодательства разных стран в отношении приобретения и утраты гражданства, миграционных процессов, регистрации браков с иностранцами и т.п.

В Украине действует принцип единого гражданства (ст. 1 Закона «О гражданстве Украины»). Принятие в гражданство Украины допуска­ется только при условии отсутствия гражданства иностранного госу­дарства или выхода из него. Гражданство Украины автоматически утра­чивается при добровольном приобретении совершеннолетним лицом гражданства иного государства (если иное не установлено законом). Однако Закон «О гражданстве Украины» допускает, что двойное гражданство может сохраняться у граждан Украины в следующих случаях:

• если дети при рождении одновременно с гражданством Украины приобретают гражданство другого государства;

• если дети, являющиеся гражданами Украины и усыновленные иностранцем, приобретают гражданство усыновителя;

• если гражданин Украины вследствие вступления в брак с иностранцем автоматически приобрел гражданство иностранного государства;

• если по законодательству иностранного государства его гражданство было дано гражданину Украины автоматически, без его волеизъявления и он не получил добровольно документ, подтверждающий наличие у него гражданства иного государства;

• если ребенок-иностранец усыновляется гражданами Украины или супругами, один из которых — гражданин Украины;

• установление над ребенком-иностранцем опеки или попечительства граждан Украины;

• установление отцовства ребенка-иностранца, если отцом признан гражданин Украины и пр.

При наличии у лица двух и более гражданств, одним из которых является гражданство Украины, в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины (п. 1 ст. 2 Закона «О граж­данстве Украины»). Такой подход к бипатридам применяется в боль­шинстве стран.

Сложным в МЧП является вопрос об участии бипатридов в таких правоотношениях, как напр.: приватизация, реализация права собственности на землю, недвижимое имущество, право на жилье, образование, выполнение воинской обязанности и др. Проблема бипатридов актуализируется, если они находятся на территории государства, гражданством которого не обладают. Если бипатрид находится в третьей стране, то возникает вопрос, гражда­нином какой страны его признавать? Действующее законодательство Украины не решает вопрос о статусе бипатридов, не имеющих украин­ского гражданства. Если гражданин Украины — бипатрид выезжает за рубеж, то также возникает вопрос о его гражданстве.

Статья 5 Конвенции 1930 г. устанавливает, что бипатрид, находясь в третьем государстве, в любом случае считается имеющим гражданство только одного государства. Тре­тье государство на своей территории признает гражданство либо той страны, в которой лицо обычно и преимущественно проживает, либо гражданство страны, с которой оно наиболее тесно связано, с учетом фактических обстоятельств в которых оно находится. Названная Конвенция, однако, не раскрывает понятие «наиболее тесная связь с государством». В каждом конкретном случае правоприменительный орган должен оценивать всю совокупность обстоятельств. Доказательствами тесных связей может быть нахождение семьи на территории государства, постоянная работа и др.

Поскольку Украина не является участницей названной Конвенции, то ее нормы не имеют силу на территории нашей страны, а в случае возникновения описанных ситуаций положения Конвенции могут применяться в Украине или по аналогии, или тогда, когда коллизионная норма, которая содержится в законодательстве Украины, отсылает к иностранному праву, частью которого и является названная Конвенция.

Отдельную категорию граждан составляют вынужденные переселенцы – это граждане, которые имеют постоянное место проживания на территории иностранного государства, но вынуждены его покинуть вследствие обоснованной боязни стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, за определенные политические взгляды, в результате чего вернулись на территорию государства своего гражданства и получили здесь убежище. В Украине статус вынужденных переселенцев законодательно не определен, Украина не является участницей Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24.09.1993 г.

Иностранцы.

Правовой статус иностранцев на территории Украины определя­ется следующими нормативными актами:

• Конституцией Украины (ст. 26);

• Законом «О прав. статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 4.02.1994г.(ВВР, 1994, N 23, ст.161);

• Законом «Об иммиграции» от 7.06.2001 г.(ВВР, 2001, N 41, ст.197);

• Законом «О беженцах» от 21.06.2001 г.(ВВР, 2001, N 47, ст. 250)

Статья 1 Закона «О правовом статусе иностранцев» дает определе­ние понятия «иностранцы»: «Иностранцами признаются иностранные граждане — лица, принадлежащие к гражданству иностранных государств и не являющиеся гражданами Украины, и лица без гражданства — лица, не принадлежащие к гражданству какого-либо государства».

Иногда понятие «иностранцы» используется как синоним термина «иностранные граждане» (пример — ст. 26 Конституции, в которой говорится об иностранцах и лицах без гражданства, Закон «О граж­данстве Украины»).

Нормы украинского законодательства об иностранцах позволяют выделить следующие основные их категории (основной критерий де­ления — цель пребывания иностранца в Украине):

1. Иммигранты.

Иммигрант — это иностранец или лицо без гражданства, который получил разрешение на иммиграцию и прибыл в Украину на постоян­ное место жительства, либо, находясь в Украине на законных основа­ниях, получил разрешение на иммиграцию и остался в Украине на постоянное проживание.

Иммигранты въезжают в Украину на основании разрешения на иммиграцию, которая выдается по заявлению лица в пределах квоты иммиграции, и на основании иммиграционной визы (действующей в течении 1 года). В Украине им выдается удос­товерение на постоянное проживание (вид на жительство), которое иностранец получает по заявлению в уполномоченном центральном органе исполнительной власти по вопросам иммиграции по месту проживания, куда он обязан обратиться в течении 5 рабочих дней с момента прибытия в Украину. (квота иммиграции – это граничное количество иностранцев и лиц без гражданства, которым предусмотрено предоставить разрешение на иммиграцию в течении календарного года. Разрешение на иммиграцию – решение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам иммиграции, который предоставляет право иностранцами и лицам без гражданства на иммиграцию).

Статья 12 Закона «Об иммиграции» предусматривает основания для отмены разрешения на иммиграцию. Удостоверение на постоян­ное проживание изымается, и лицо в течение месяца обязано покинуть Украину.

Иностранцы, постоянно проживающие в Украине не менее 5 лет, могут натурализоваться — приобрести гражданство Украины в уста­новленном законом порядке.

2. Иностранцы, временно пребывающие на территории Украины. К данной категории относятся иностранцы, прибывшие в Украину на ограниченный срок, т.е. без цели постоянного проживания. Цели прибытия в Украину могут быть различны.

Порядок въезда иностранцев на территорию Украины опреде­ляется:

• Правилами въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утверждены постановлением КМУ от 29.12.1995 г. № 1074;

• Правилами оформления визовых документов для въезда в Украину, утверждены постановлением КМУ от 20.02.1999 г. № 227 (Офиц. вестник Укр. – 1999. - № 8 (12 марта).

• Инструкцией о порядке оформления визовых документов иностранцам и лицам без гражданства для въезда в Украину (утв. Приказом МИД от 07.04.1999 № 63, зарегистр. в Минюсте 09.04.1999 за № 223/3516 (Офиц. вестник Укр. – 1999. - № 15 (30 апр.)

Принимать иностранцев в Украине могут зарегистрированные в установленном порядке украинские, совместные или иностранные предприятия, учреждения или организации, а также физ.лица, которые постоянно проживают в Украине или временно пребывают в связи с обучением, стажировкой и т.п.

В соответствии со ст. 26 Закона «О правовом статусе иностран­цев» въезд иностранцев в Украину разрешается по национальным паспортам или документам, их заменяющим. При этом иностранцы дол­жны получить въездную визу, если иное не предусмотрено междуна­родными договорами Украины. Международные договоры могут предусматривать введение упрощенного порядка пересечения границы. Упрощенный порядок означает возможность безвизового пересече­ния границы либо введение упрощенного порядка оформления визы (непосредственно в контрольно-пропускных пунктах). Так, упрощен­ный порядок пересечения границы предусмотрен Соглашением о без­визовых поездках граждан РФ и Украины от 16.01.1997 г.

Визы выда­ются за рубежом дипломатическими представительствами и консульс­кими учреждениями Украины (в большинстве случаев). На территории Украины визы выдаются консульским управлением МИДа (дипломати­ческие и некоторые служебные визы, визы представителям средств мас­совой информации). Основания для отказа в выдаче визы приведены в ст. 25 Закона «О правовом статусе иностранцев», п. 14 Правил офор­мления визовых документов: угроза интересам безопасности государ­ства или охраны общественного порядка, обеспечению охраны здоро­вья, прав и законных интересов украинских граждан, представление заведомо ложных сведений или поддельных документов, неуплата консульского сбора, отсутствие страхового полиса установленного образца, несоответствие паспортного документа установленному об­разцу, отсутствие средств для пребывания в Украине, отсутствие доку­ментов об обследовании на ВИЧ (требуется при въезде сроком более 3 месяцев), некорректное поведение при обращении за визой, выраже­ние неуважения по отношению к Украине и др. Мотивы отказа в вы­даче визы заявителю могут не поясняться, что является общепризнан­ным принципом в международной практике (государство само опре­деляет, какие лица могут допускаться на его территорию). Виза может быть аннулирована при прохождении приграничного контроля или в ходе пребывания на территории Украины на основании ст.ст. 25, 31, 32 Закона «О правовом статусе иностранцев», пунктов 15, 16 Правил.

Указом Президента Украины от 15.06.2001 г. № 435 «О дополни­тельных мерах по реализации прав человека на свободу передвижения (свободный выбор места проживания)» отменена необходимость реги­страции паспортов иностранцев по месту их проживания. Вместо это­го вводится регистрационная карточка иностранца. Подается вместе с паспортом должностным лицам органов охраны государственной гра­ницы во время пересечения границы и сохраняется в течение всего срока пребывания в Украине. Данная карточка может заполняться: 1) в консульстве при получении визы; 2) при фактическом пересечении границы (на контрольно-пропускном пункте); 3) в транспортном сред­стве международного сообщения.

Иностранцы обязаны покинуть Украину в сроки, установленные в их визе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъекты международного частного права | Беженцы и лица, которым предоставлено политическое убежище на территории Украины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.