Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельные показатели ПИИ и международного производства, 1990-2009 годы




Показатель Стоимостной объем в текущих ценах (в млрд.долл) Годовой прирост (в процентах)
1990 2005 2008 2009 1991-1995 1996-2000 2001-2005 2008 2009
Приток ПИИ         22.5 40.0 5.2 -15.7 -37.1
Вывоз ПИИ         16.8 36.1 9.2 -14.9 -42.9
Объем ввезенных ПИИ         9.8 18.7 13.3 -13.9 14.5
Объем вывезенных ПИИ         11.9 18.4 14.6 -16.1 17.1
Доходы от ввезенных ПИИ         35.1 13.4 31.9 -7,3 -15,5
Доходы ль ввезенных ПИИ     1 182 1 008 20,2 10,3 31,3 -7,7 -14,8
Трансграничные СиП         49,1 64,0 0,6 -30,9 -64,7
Объем продаж зарубежных филиалов 6 026 21 721 31 069 29 298 8,8 8,2 18,1 -4,5 -5,7
Валовое производство зарубежных филиалов 1 477 4 327 6 163 5 812 6,8 7,0 13,9 -4,3 -5,7
Совокупные активы зарубежных филиалов 5 938 49 252   71 694 77 057 13,7 19,0 20,9 -4,9 7,5
Экспорт зарубежных филиалов 1 498 4 319 6 663 5 186 8,6 3,6 14,8 15,4 -22,2
Занятость в зарубежных филиалах (тыс. чел.) 24 476 57 799 78 957 79 825 5,5 9,8 6,7 -3,7 1,1
Для справки
ВВП (в текущих ценах) 22 121 45 273 60 766 55 005 5,9 1,3 10,0 10,3 -9,5
Валовое накопление основного капитала 5 099 9 833 13 822 12 404 5,4 1,1 11,0 11,5 -10,3
Поступления в виде роялти и лицензированных платежей       14,6 8,1 14,6 8,6
Экспорт товаров и услуг 4 414 12 954 19 986 15 716 7,9 3,7 14,8 15,4 - -21,4

 

Согласно последним оценкам, в мире сегодня насчитывается порядка 88 000 ТНК, которые имеют около 850 000 филиалов за рубежом.

Их воздействие на экономику может быть оценено разными способами. В 2010 году в зарубежных филиалах ТНК было задействовано около 54 млн. работников по сравнению с 24 млн. в 1990 году; объем их продаж, составлявший почти 19 трлн. долл., в 2010 году более чем вдвое превышал объем мирового экспорта, тогда как в 1990 году эти два показателя были примерно одинаковыми; за этот же период суммарный объем вывезенных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вырос с 1,7 трлн. долл. до 6,6 трлн. долл.

Обычно, среднегодовой объем продаж ТНК составляет не менее нескольких сотен миллионов долларов. Более чем 500 ТНК имеет годовой объем сбыта более 1 млрд. долларов. Крупнейшие 70 ТНКимеют годовой объем продаж от 10 млрд. до 125 млрд. долларов США.

Из 500 самых мощных ТНК 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей производственной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

Как любая компания, ТНК имеет своё особое организационное строение. Это зависит от размера компании, её роли а международной экономике и стратегии бизнеса. Но во всех транснациональных компаниях существует иерархичность отношений между материнской компанией (главная холдинг-компания) и подчинёнными предприятиями. Главные составляющее строения ТНК:

· Материнская компания (parent company) или холдинг-компания – это компания, которая контролирует зарубежные активы других фирм в разных странах, которые принимают. Естественно, такая компания владеет определённой долей акционерного капитала (10% или более простых акции инкорпорированных предприятий или эквивалент этого для неинкорпорированных предприятий).

· Зарубежный филиал – это зарубежная компания, инкорпорированное (статус предприятия как самостоятельного юридического лица) или неинкорпорированное предприятие (отображают свой баланс только на счетах материнской компании), в котором инвестор, который является резидентом другой страны, владеет капиталом, который даёт ему возможность иметь долгосрочный экономический интерес в управлении предприятием.

· Зарубежные филиалы охватывают ещё несколько юридических форм организации согласно ЮНКТАД:

· Отделение (branch) не является самостоятельной юридическим лицом и подчиняется материнской компании. Имеют такое же название, как и холдинг-компания, на балансе которой отображают свои активы. Существует ряд форм этих структурных единиц:

· Постоянное представительство и офис иностранного инвестора:

· Неинкорпорированные партнерства или общие предприятия иностранного партнёра и др. субъектов;

· Земельные участки, приватизированные сооружения или недвижимое имущество и объекты, которые находятся в прямой собственности у иностранного резидента;

· Недвижимое имущество (самолёты, корабли и т.д.), которое функционирует минимум 1 год за пределами страны, где находится материнская компания.

· Дочерняя компания (subsidiary) – это самостоятельное юридическое лицо, которое имеет свой баланс. 50% её акционерного капитала принадлежит материнской компании и это обеспечивает значительный (иногда полный) контроль над деятельностью таких компаний. Иностранный инвестор имеет право увольнять или нанимать персонал в административных, управленческих и надзорных органов дочерней компании.

· Ассоциированная компания (associate company) – это самостоятельное юридическое лицо, акционерный капитал которого в размере от 10% до 50% находится в распоряжении материнской компании. Таким образом, холдинг-компания имеет меньшое влияние на такую структурную единицу.

Этапы эволюции транснациональной деятельности:

На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировали прежде всего в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственные распределительные и сбытовые подразделения.

Второй этап эволюции стратегии ТНК связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений фирм и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения фирмы специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях продуктового цикла производилась материнскими фирмами.

Третий этап стратегии ТНК характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которого интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. В частности, проявляется тенденция к распространению инновационной активности ТНК, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в страны –реципиенты, причем не только посредством создания в других странах научно-исследовательских лабораторий и технологических парков, но и поглощением местных фирм с высоким инновационным потенциалом.

Современный этап – создание креативных компаний.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.