Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группа. Характеризуемые св-ва




Она предназначена для выбора и обоснования номенклатуры показателей кач-ва соответствующих конкретной потребности.

В эту группу входят:

· показатели назначения (характеризует св-ва продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена и обуславливают область применения продукции, т.е. эти показатели характеризуют важнейшие св-ва продукции. в эту группу входят подгруппы:

1. классификационные показатели (они характеризуют принадлежность продукции к определенной классификационной группе

2. функциональные показатели и технической эффективности (они характеризуют полезный эффект от использования продукции, а также прогрессивность технических решений, заложенных в констукцию – точность прибора, калорийность пищи ит.д.)

3. конструктивные (они характеризуют основные проектно-конструкторские решения, удобства монтажа и установки продукции, возможность ее агрегатирования и взаимозаменяемости)

агрегативность (камский автомобильный завод выпускает тягочи – для грузовиков, рефрижираторов ит.д.

взаимозаменяемость – пригодность одного изделия использоваться вместо другого с выполнением одних и тех же требований.

Совместимость – это пригодность продукции к совместному не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию для выполнения установленных требований.

4. показатели состава и структуры (они хар-ют содержание в продукции различных химических элементов или структурных групп (напр. соль в сахаре…)

 

показатели экономного использования ресурсов – сырья, материалов, топлива, энергии. Они характеризуют св-ва изделий, отражающих их техническое совершенство по уровню или степени потребляемых им (изделием) ресурсов при эксплуатации.

 

· показатели надежности. Определение надежности связаны с понятием работоспособность и отказ.

Работоспособное состояние – это при котором продукция способна выполнять заданные функции (швейная машинка шьет) или сохранять значения параметров в заданных пределах (холодильник, кондиционер).

Параметр/показатель (более общее)

Компьютер. Параметры монитора: диагональ экрана

Отказ – нарушение работоспособности.

Надежность характеризуется безотказностью, сохраняемостью, ремонтопригодностью и долговечностью.

Безотказность характеризуется временем наработки на отказ, т.е. до первого отказа.

Сохраняемость – характеризуется условиями хранения и транспортирования, а также мерами защиты от вредных воздействий.

Долговечность

· эргономические показатели (характеризуют систему человекоизделий и учитывают комплекс гигиенических, физиологических, антропометрических и психологических св-в человека, проявляющихся в производстве и в быту)

антроп – прямохождение

к ним, в частности, относятся антропометрические показатели, соответствие конструкции изделия в форме тела человека и отдельных его частей (тела), входящих в контакт с изделием.

Психологические показатели – соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации человеком и соответствие изделия навыкам человека.

· эстетические показатели(они характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида)

инф.выразительность – показатель знаковости, т.е. художественно-образное выражение социально-значимой информации (часы роликс), показатели оригинальности, т.е. своеобразие признаков формы, выделяющих данное изделие среды других аналогичных, показатель соответствия моде, т.е. общность временно господствующих эстетических вкусов

рациональность формы – показатель функционально-конструктивной обусловленности, т.е. соответствие формы изделия его назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам

целостность композиции – показатель тектоничности, т.е. художественное осмысление реальной работы конструкции и материалов, показатель пластичности, т.е. логическая обусловленность взаимопереходов и связей объемов, плоскостей и очертаний форм

совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида - чистота выполняемых конутров и сопряжений, устойчивость к повреждениям

· технологические показатели (они характеризуют системно- структурные св-ва продукции, определяющие возможности снижения затрат материальных, трудовых и энергетических ресурсов на создание и использование продукции при достижении заданного эффекта от его использования) – трудоемкость, материалоемкость.

Для оценки отдельных св-в продукции, характеризующих техническую рациональность и преемственность ее компонентов наряду с основными показателями (технологичность) используются и дополнительные, например коэффициент унификации

Унификация – это выбор оптимального числа разновидностей продукции, а также значение ее параметров и размеров

Чем меньше число операций на производстве, тем больше массовость.

· Транспортабельности (они характеризуют приспособленность продукции к перемещению, которая не сопровождается использованием, а также подготовительными и заключительными операциями, связанными с транспортированием)

Средняя трудоемкость подготовки единицы продукции к транспортированию определенным видом транспорта

Средняя стоимость перевозки единицы продукции определенным транспортным средством.

· стандартизации и унификации (они характеризуют насыщенность изделий стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями)

стандартными являются составные части, изготовляемые по национальному стандарту.

Унифицированными являются составные части, которые используются хотя бы в двух различных изделиях.

Оригинальные, которые используются только в 1 изделии.

· патентно-правовые (они характеризуют патентную защиту и патентную частоту продукции)

показатель патентной защиты (ППЗ) показывает степень защиты изделия авторскими свидетельствами РФ и патентами стран предполагаемого экспорта, т.е. он позволяет судить о воплощении в изделии отечественных технических решений, признанными изобретениями как в России, так и за рубежом.

Показатель ППЧ (показатель патентной частоты). Он выражает степень воплощения в изделии, предназначенного только для реализации внутри страны (России) технических решений, не подпадающих под действие выданных в России патентов исключительного права, а для изделий, предназначенных для реализации за рубежом, не подпадающих также под действие патентов стран предполагаемого экспорта, т.е. он позволяет судить о возможности беспрепятственной реализации продукции как в России, таки за рубежом.

· Экологические показатели (они характеризуют особенности продукции, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую среду при её использовании (не при производстве, а при использовании)

· Показатели безопасности (они характеризуют особенности продукции, обуславливающие при ее использовании безопасность человека)

- Вероятность безопасной работы человека в течение определенного периода времени.

- Сопротивление изоляции токоведущих частей

- ПДК (предельно допустимая концентрация) вредных веществ в продуктах питания

 

 

2-я группировка -Классификационная группировка

Признак –способ выражения.

Она служит для технико-экономического анализа качества продукции при котором необходимо знать полезный эффект от каждого свойства

 

 

Основным научным инструментом для проведения работ по выявлению эффекта является ФунциональноСтоимостнойАнализ, т.е. метод системного исследования объектов, направленный на оптимизацию соотношения между полезным эффектом и совокупными затратами ресурсов в течение жизненного цикла объектов

.

 

Она служит для применения показателей качества в различных методах оценки уровня качества продукции. Выделяются единичный и комплексный показатели кач-ва.

Единичный характеризует только одно из св-в продукции(мощность, …), а комплексный характеризует сразу несколько св-в продукции.

Среди комплексных показателей выделяется интегральных показатель качества, который представляет собой соотношение полезного эффекта от использования продукции к затратам на ее (продукции) создание и использование.

 

И = * (Е)

 

З=С(использование продукции)+EК(создание продукции)

Рубли/год рубли/год

4-я классификационная группировка, где классификационный признак – применяемость для оценок. Она служит для определения уровня качества и технического уровня продукции.

Под уровнем качества понимается оценка, полученная при сравнении показателей кач-ва данной продукции с аналогичными показателями базовой, принятой в качестве эталона для сравнения.

Под техническим уровнем понимается относительная характеристика кач-ва продукции, основанная на сопоставлении показателей, характеризующих техническое совершенство сравниваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.

В отличие от уровня качества, технический уровень включает только показатели технического совершенства, характеризующие полезный эффект продукции на основе достижений НТП (научно-технический прогресс)

(безопасность, экологичность, эргономичность ит.п.)

(Например, Компьютер и морковка. Технический и качественный уровень к компьютеру, качественный – к морковке)

Компьютер начинается с разработки, технические кач-ва закладываются в разработке.

При разработке компьютера мы активно закладываем то, что хотим получить, у моркови мы пассивно выбираем то, что подходит).

Для оценки уровня продукции применяется дифференциальный метод, комплексный и интегральный.

Дифференциальный заключается на сопоставлении совокупности единичных показателей данной продукции с соответствующей совокупностью показателей базовой продукции. При сопоставлении возникает три ситуации:

1) Все относительные значения показателей больше или равны 1.Это означает, что уровень данной продукции выше или равен базовому.

2) Все относительные значения показателей меньше единицы. Это означает, что уровень данной продукции ниже базового.

3) Часть показателей больше или равна единицы, часть меньше. В этом случае необходимо применить комплексный метод оценки.

При дифференциальном методе значение показателей качества не должны выходить за допустимые пределы. Нижний предел диктуется технико-экономическими требованиями (ножка стула должна выдерживать наш вес), верхний – экономическими показателями (унитазы не надо делать из золота)

 


 

Лекция 2

Для того, чтобы правильно

Необходимо

 

Продукции более высокого кач-ва должно соответствовать большее значение комплексного показателя, а наибольшее значение комплексного показателя соответствует наилучшей продукции. Показатель, отвечающий этому условию называется состоятельным.

Комплексные показатели могут быть получены 2-мы способами:

1. Средневзвешенные показатели качества продукции

2. Функциональной зависимостью главного показателя (параметра) от основных показателей кач-ва.

3. Интегральный метод – применяют для такой продукции, для которой можно оценить суммарный полезный эффект за весь срок службы, выраженный в натуральных единицах.

 

 

5 –я классификационная группировка. Стадии жизненного цикла продукции.

1. Проектирование (разработка) продукции.

2. Производство

3. Обращение (хранение, транспортирование)

4. Использование

5. Утилизация (относится к изделиям)

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧ-ВА

Результат оценки в знач. Степени зависит от выбранного метода определения показателей кач-ва.

С целью исключения ошибок методы определения показателей кач-ва устанавливаются в стандартах (нормативных документах по стандартизации). Для упорядочения большого числа методов их делят на 2 группы:

1) По способу получения информации:

· Измерительный метод

Наибольшее распространение получил измерительный метод, при котором значение показателей кач-ва устанавливаются на основе технических СИ (средств измерений).

В связи с этим большое значение имеет точность СИ. Оптимальные параметры точности СИ определяются таким образом, чтобы затраты на повышение точности компенсировались снижением убытков в следствие ошибок, обусловленных применением СИ, характеризуемых недостаточной точностью.

(например, точность часов на Спасской башне и на телеге – можно определять электронным микроскопом, можно - школьной линейкой, для башни целесообразен электронный микроскоп, для телеги – достаточно линейки)

 

· Регистрационный метод

Он основывается на наблюдениях и подсчете числа определенных событий, предметов или затрат. Р.М. лежит в основе статистического контроля кач-ва по альтернативному признаку.

(Выборка идет только в изделиях (в дискретном производстве), где штуки, и т.д.)

(Напр., взяли 10 деталей. 2 решения – годится/не годится.)

 

· Органолептический

Он заключается (основывается) на анализе восприятия органов чувств человека и применяется к таким показателям кач-ва и применяется к таким показателям кач-ва, к которым невозможно применить СИ.

 

· Расчетный

Он основывается на теоретических или эмпирических зависимостях и применяется на стадиях разработки продукции.

2) По ист очнику

o Традиционный

При традиционном методе источником информации являются производственные подразделения и специализированные службы предприятия.

 

o Экспертный

При экспертном методе информация поступает от специально подобранных групп специалистов (экспертов)

 

o Социологический

Источником информации является широкий круг потребителей, среди которых проводится опрос.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.251 сек.