Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг




Основную часть прибыли предприятии получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию (см. рис. 6.2) зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

• объема реализации продукции (VРП);

• структуры продаж (Уд,);

• себестоимости единицы продукции или услуг (Сi);

• уровня среднереализационных цен (Цi).

Ее факторная модель выглядит следующим образом:

П = ∑ [VPПi • (Цi – Сi)] = ∑ [VРПобщ • Удi • (Цi – Сi)].

Объем реализации продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличе­нии объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реа­лизации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции об­щая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина при­были находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки.

Сначала нужно найти сумму прибыли при объеме продаж отчет­ного периода и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Если продукция однородна по своему составу, индекс объема реализации продукции исчисляют путем отношения фактического объема продаж отчетного периода к объему продаж базового перио­да в натуральном или условно-натуральном измерении:

1рп = VPП1 / VPП0

Когда продукция неоднородна по своему составу, индекс про­даж рассчитывают отношением объема продаж отчетного периода в оценке по себестоимости базового периода к объему продаж базо­вого периода в той же оценке:

∑ (VВПi1 • Сi0)

1рп = ----------------------

∑ (VВПi1 • Сi0)

На анализируемом предприятии продукция однородна по сво­ему составу, поэтому индекс продаж рассчитан по физическому объему продаж:

VРП1 18405

1рп = ------- = ----------- = 0,9

VРП0 20500

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сум­ма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15 477 • 0,9).

Затем следует определить сумму прибыли при объеме и струк­туре реализованной продукции отчетного периода, но при базовой себестоимости и отпускных ценах. Для этого необходимо из услов­ной выручки вычесть условную сумму затрат:

∑ (VРПi1 • Цi0) - ∑ (VРПi1 • Сi0) =

= 81 032 – 65534 = 15 498 тыс. руб.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и це­нах отчетного периода, но при базовой себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки отчетного периода сле­дует вычесть условную сумму затрат:

∑ (VРПi1 • Цi1) - ∑ (VРПi1 • Сi0) =

= 97 120 - 65 534 = 31 586 тыс. руб.

По данным табл. 6.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:

• объема реализации продукции

∆П VРП = П усл 1 – По = 13 930 - 15 477 = - 1547 тыс. руб.

• структуры реализованной продукции

∆П СТР = Пусл2 - Пусл1 = 15 498 - 13 930 = +1568 тыс. руб.

• отпускных цен

∆П Ц = Пусл3 - Пусл2 = 31 586 - 15 498 = +16 088 тыс. руб.

• себестоимости реализованной продукции

∆П С = П1 - Пусл3 = 18597 - 31 586 = - 12 989 тыс. руб.

Итого +3120 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли обусловлено в основном ростом среднереализационных цен. Росту сум­мы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина кото­рой зависит от трех факторов первого порядка:

• объема реализации продукции;

• себестоимости продукции;

• среднереализационных цен.

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П = VРПi • (Цi - Сi)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных раз­ниц:

∆П VРП = (VРП1 - VРП0) • (Ц0 – С0)

∆П Ц = (Ц1 - Ц0) • VРП1

∆П С = - (С1 - С0) • VРП1

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции, что позволяет установить, как изменилась сумма прибыли по каж­дому виду продукции и из-за чего: какие факторы оказали положи­тельное влияние, а какие - отрицательное и в какой степени.

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.