Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Спрос и предложение на рынке труда. Регулирование рынка труда. Политика на рынке труда

Читайте также:
  1. II этап. Проведение сегментирования рынка.
  2. II. Равновесие на рынке труда.
  3. III. Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка.
  4. Алгоритм обратного распространения ошибки.
  5. Анализ показателей производительности труда.
  6. Анализ положения товаров на рынках сбыта.
  7. Анализ спроса на продукцию и формирования портфеля заказов
  8. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
  9. Аристотель. Политика. М., 1911. С. 180.
  10. Б2] Распространение возбуждения как волновой процесс
  11. Банковское регулирование и банковский надзор. Продолжение.
  12. Банникова Настя и Устинова Светлана-Сегментирование рынка.

Спрос и предложение на рынке труда.

Рынок труда является тем механизмом, с помощью которого регулируется соотношение между численностью работников и числом рабочих мест, поэтому исследование рынка труда начинается и заканчивается анализом спроса и предложения труда. Спрос на труд представлен на рынке труда работодателями, которые располагают рабочими местами и принимают решение о найме рабочей силы. Предложение труда представлено работниками (занятыми и будущими), которые принимают решение, где и когда им работать.

Главными составными частями рыночного механизма (взаимодействие интересов представителей спроса на труд и представителей предложения труда или иначе наемной рабочей силы) являются: а) совокупное предложение "П", охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения; б) совокупный спрос "С" как синоним потребности экономики в наемной рабочей силе, охватывающий всю систему рабочих мест; в) цена труда и конкуренция.

 

 

 
 

 

 


совокупный спрос на труд совокупное предложение труда

 

удовлетворенный спрос на труд

 

Множества совокупного спроса и совокупного предложения образуют совокупный рынок труда – "СР". Пересечение множеств С и П на рынке труда соответствует удовлетворенному спросу на рынке труда "УС" (УС = С ∩ П). Непересекающиеся части этих множеств определяют текущий рынок труда: ТР = СР – УС. Отличие совокупного рынка труда от текущего состоит в том, что первый охватывает всю систему рабочих мест и все предложение труда, а второй – вакантные рабочие места и незанятую часть экономически активного населения.

Результаты функционирования рынка труда зависят от следующих факторов:

¾ условия занятости (заработная плата, материальное стимулирование, организация и условия труда);

¾ уровень занятости (доля занятых в численности экономически активного населения);

¾ соотношение (дисбаланс) спроса и предложения труда.

Экономический результат функционирования рынка труда можно определить только на основе анализ соотношения спроса и предложения труда (дисбаланса), поэтому экономика труда изучает это соотношение, анализирует факторы, влияющие на спрос и предложение труда.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда возникает тогда, когда имеет место одно из двух соотношений: П>С; С>П, где С- спрос на труд, а П- предложение труда. В первом случае дисбаланс сопровождается открытой безработицей, во втором случае – скрытой, если реальная потребность меньше спроса. Следовательно, занятость и безработица – взаимообусловленные категории. Нарушение равновесия на рынке труда – основная причина возникновения безработицы. Размер безработицы определяется соотношением спроса и предложения или иначе их дисбалансом. Этот дисбаланс особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т. п.



Полностью сбалансировать спрос и предложение труда в рыночной экономике невозможно. В отличие от рынка товаров и услуг неравновесие спроса и предложения на рынке труда – это норма. Важно уметь прогнозировать конкретные размеры дисбаланса спроса и предложения и факторы, их вызывающие.

Факторы спроса на труд.основой спроса на труд является существующая в экономике система рабочих мест и ее развитие. Формирование спроса на рабочую силу в условиях России находится под влиянием:

Ø сложившейся совокупности рабочих мест;

Ø инвестиционной активности и ее динамики;

Ø структурных преобразований в экономике;

Ø несостоятельности и банкротства предприятий;

Ø динамики объемов производства и сферы услуг;

Ø динамики цены рабочей силы;

Ø институциональных преобразований и др.

Создание мелких и средних предприятий увеличивает спрос на рабочую силу со стороны работодателей. Увеличение самозанятости, потребность в образовании уменьшают размер спроса на рабочие места со стороны населения. Наиболее сложно прогнозировать такие факторы спроса как высвобождение работников в связи с падением объемов производства, сокращением инвестиционной активности.

Факторы предложения рабочей силы подразделяются на производственные и социально-экономические. Определенное влияние оказывают также психологические факторы – потребность в труде как средство самовыражения и др.

Предложение рабочей силы определяется:

Ø исходной численностью экономически активного населения;

Ø пополнением экономически активного населения за счет естественного и миграционного его прироста;

Ø мотивацией занятости как наемного работника или как предпринимателя;

Ø величиной прожиточного минимума, минимального размера пенсий, влияющих на мотивацию занятости женщин, ведущих домашнее хозяйство, и пенсионеров;

Ø политикой в сфере профессионального образования и военной сфере – продолжительностью профессиональной подготовки, службы в Вооруженных силах.

Рост численности трудоспособного населения, а значит, численности трудовых ресурсов оказывает двойственное воздействие на рынок труда. С одной стороны, смягчается демографическая нагрузка на работающее население (число лиц младше и старше трудоспособного возраста, приходящиеся на каждые 100 человек в трудоспособном возрасте). С другой стороны, увеличивается предложение рабочей силы и усиливает давление на рынок труда при неизменном спросе.

В условиях демографического кризиса, важным фактором, частично компенсирующим потери российского трудоспособного населения, становится миграция, прежде всего, из стран СНГ. Однако вместе с ней возникает необходимость продуманной государственной политики в отношении нелегальной миграции.

Важный фактор, влияющий на спрос и предложение рабочей силы – это цена труда. Этот фактор может резко снизить престиж тех или иных видов труда, повлиять на профессионально-квалификационную структуру кадров, вызвать отток квалифицированных кадров за рубеж и т. д.

В отечественной и зарубежной практике спрос и предложение на рынке труда оценивается по-разному:

¾ за рубежом как соотношение между численностью экономически активного населения и общим числом рабочих мест (совокупный рынок труда);

¾ в нашей стране как соотношение между числом безработных и вакантных рабочих мест (текущий рынок труда).

Разница в подходах не содержит в себе принципиального противоречия, что вытекает из следующего соотношения: ЭАН – РМ = (З + Б) – (РМз + РМв) = Б – РМв при допущении, что З соответствует РМз. Здесь ЭАН обозначает численность экономически активного населения, РМ – общее число рабочих мест; З – численность занятых; РМв – число вакантных рабочих мест.

Таким образом, в зарубежной практике спрос на труд определяется как сумма занятых и вакантных рабочих мест, а предложение труда – как численность занятых и безработных, активно ищущих работу.

В нашей стране спрос на труд определяется, в основном, по числу вакантных рабочих мест, заявленных работодателями в государственную службу занятости населения с целью содействия им в найме работников, а предложение труда – по численности безработных на регулируемом службой занятости сегменте текущего рынка труда, т. е. по числу безработных, официально зарегистрированных в государственной службе занятости населения. Поэтому дисбаланс спроса и предложения на отечественном рынке труда оценивают по количеству заявленных вакантных рабочих мест и числу официальных безработных.

Так же с разных позиций оценивается ситуация на рынке труда. В зарубежной литературе напряженность на рынке труда оценивается с позиции работодателя и работника, в зависимости от того трудно или легко заполнить рабочие места. При низком уровне безработицы, который свидетельствует о достаточно большом числе рабочих мест, положение на рынке труда оказывается для работодателя напряженным и не является таковым для реальных и потенциальных работников. Высокий уровень безработицы указывает на недостаточное число рабочих мест, которые подходят лицам, ищущим работу. Ситуация на рынке труда в этом случае является напряженной для работника и того, кто ищет работу, и не является напряженной для работодателя.

В нашей стране оценка ситуации на рынке труда проводится только с позиции безработного – трудно ему или легко подыскать подходящую работу. Показателями напряженности ситуации на регулируемом рынке труда являются уровень регистрируемой (официальной) безработицы, а также число безработных, приходящихся на одно вакантное рабочее место, зафиксированное в базе данных службы занятости населения, т. е.

,

где Кн – коэффициент напряженности на рынке труда, Чб – число зарегистрированных безработных, Чврм – число вакантных рабочих мест.

 

 

Политика на рынке труда.

 

Рынок труда рассматривают как регулятор занятости и безработицы. Но рыночный механизм может успешно функционировать лишь при допустимом уровне безработицы. При повышении уровня безработицы выше допустимого предела, необходимо вмешательство в рыночные механизмы со стороны государства путем разработки и реализации экономических и организационных мер, направленных, как правило, на увеличение спроса на труд. Регулируюшие функции государства состоят в том, чтобы сблизить спрос на наемную рабочую силу со стороны работодателей с ее предложением.

Рынок труда регулируется государством по следующим направлениям:

- контроль социального партнерства между работниками и работодателями, соблюдение трудового законодательства;

- увеличение числа рабочих мест, включая сферу малого бизнеса;

- осуществление программ по подготовке и переподготовке кадров;

- выделение средств на программы по социальному страхованию от безработицы и другие меры социальной защиты населения.

Следовательно, государство выступает на рынке труда в различной роли: с одной стороны – это работодатель по отношению к работникам государственных предприятий и учреждений, с другой – посредник в лице службы занятости населения, в-третьих, координатор отношений на рынке труда через законодательные акты и социальное партнерство.

В тех случаях, когда наемные работники представлены своим профсоюзом, то могут действовать определенные правила, которые хотя бы частично определяют порядок сделок (купли – продажи рабочей силы).

В развитых государствах действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия в данном направлении:

○ сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;

○ рекомендуют проводить на предприятиях разделение рабочих мест между работниками (для увеличения занятости);

○ досрочно отправляют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;

○ создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры), особенно для хронических безработных и молодежи;

○ сокращают предложение рабочей силы на рынке труда путем ограничения иммиграции желающих работать и стимулирования репатриации (возвращения на родину) иностранцев.

Для регулирования соотношения между спросом и предложением в зарубежной практике используются гибкие формы занятости, основанные на использовании различных способов введения частичной безработицы, которая, например, во Франции, является законной в отличие от скрытой. Широко используются 3 формы – гибкое рабочее время, гибкая занятость, гибкое вознаграждение за труд.

Согласно конвенции МОТ о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991 году, к числу средств по содействию занятости относятся профессиональная переподготовка, профориентация, социальное обеспечение. В периоды экономических кризисов в политику содействия занятости рекомендуется включать меры, направленные на широкомасштабное использование рабочей силы (профессиональная мобильность, защита безработных и предоставление им подходящей работы и др.).

Второй элемент системы социальных амортизаторов – биржи труда. Значительная часть безработных нуждается в определенной помощи при поиске работы, переподготовке, материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка. Биржи труда, созданные в первой половине Х1Х века в странах Европы и Северной Америки - это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и работниками при трудовом найме (в России – с конца Х1Х века). Как правило, такие учреждения являются государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и т. д. Во многих странах приняты законы о занятости населения, в которых предусматривается оказание такой помощи, включая компенсации при увольнении, выплаты пособий по безработице, оказание материальной помощи. Отказ от предложения фирмы обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Международные биржи труда объединяют в своем составе 128 национальных бирж государств с развитой рыночной экономикой для обеспечения баланса между избытком и дефицитом трудовых ресурсов путем их перераспределения по странам и континентам.

Третий элемент системы социальных амортизаторов – фонды страхования от безработицы, оказывающие материальную помощь лицам, потерявшим работу. Эти фонды образуют в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. Фондами страхования от безработицы может пользоваться меньше половины безработных в связи со многими ограничениями.

При законодательном определении пособий по безработице возникают две серьезные проблемы: размер пособия; продолжительность выплаты пособия. Срок и размер материальной помощи должны быть достаточными для выхода безработного из критического состояния и поддержания стимула к поиску нового места работы, избавляя его при этом от жестокой экономической нужды.

В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их в зависимости от местных условий. Так, в 80-е годы размер пособий по безработице и продолжительность их выплаты составили: в США – 36% заработка в течение 14 недель; в Японии – от 60% до 80% заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий; во Франции – 40 франков в день в дополнение к 42% заработка в течение 1 – 2,5 лет, а особые пособия – в течение 3-х лет; в Великобритании – 28,5 фунтов стерлингов в течение 52 недель.

С середины 90-х годов в высокоразвитых странах приоритетным стало улучшение системы трудоустройства, показателями которого являются: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости; б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы. Усилен контроль над активностью безработных, ведется более строгий учет их обращений к предпринимателям по поводу трудоустройства. Возросла доля расходов государства на финансирование системы трудоустройства безработных (около 20% всех средств на проведение государственной политики занятости).

В нашей стране политика на рынке труда реализуется через проведение государственной политики занятости населения. Для реализации государственной политики в области занятости населения в 1991 году были приняты "Основы законодательства СССР о занятости населения", а затем - закон "О занятости населения в Российской Федерации". На базе отделов по труду и центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения была создана государственная служба занятости населения, которая выстраивает свою деятельность в соответствии с принятым законом.

Для решения проблемы организации учета вынужденно незанятого населения закон предусматривает обязанность гражданина заявить об этом в службу занятости населения. Это – один из принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда, согласно которому не государство выявляет неработающих, а сами граждане обращаются за помощью к государству. При этом граждане имеют право на свободный выбор способа поиска работы, а не только через службу занятости.

Обратившихся в службу занятости граждан регистрируют как лиц, ищущих работу, и с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней подыскать для них подходящую работу. Если в течение этого периода таких предложений не поступило либо они отклонены, то гражданин приобретает официальный статус безработного и право на получение государственного пособия по безработице на срок до 12 месяцев, но не более 1,5 лет при определенных условиях. Пособие по безработице устанавливается по регрессионной шкале: первые 3 месяца – 75% средней заработной платы за последние 2 месяца по последнему месту работы; следующие 4 месяца – 60%;, в дальнейшем – 45%. Лицам, ищущим работу впервые, пособие выплачивается в размере минимальной месячной оплаты труда. По желанию безработный может быть направлен на профессиональную переподготовку с выплатой стипендии.

Для получения статуса безработного и социальной поддержки со стороны государства необходимо выполнение двух условий:

Ø гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии;

Ø гражданин готов трудиться, т. е. желает и обязан принять предложение о подходящей работе.

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места.

Государственная служба занятости населения призвана обеспечить координацию и решение конкретных вопросов по содействию неработающим гражданам в трудоустройстве, профессиональной переподготовке, оказанию социальной поддержки безработным. Функции службы занятости многообразны и включают анализ и прогнозирование спроса и предложения на рынке труда, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда, учет свободных рабочих мест и незанятых граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, консультирование, оказание услуг по профессиональной ориентации и др. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Для решения поставленных задач в первые годы деятельности службы занятости был создан специальный внебюджетный фонд занятости населения, который формировался за счет отчислений работодателей в размере 1,5% (первоначально – 2%) от начисленной заработной платы. В 2000 году фонд был ликвидирован и с этого времени решение всех вопросов по содействию занятости начало осуществляться за счет средств федеральногобюджета с привлечением для решения отдельных вопросов средств региональных бюджетов. В 2006 году проведена реорганизация государственной службы занятости и, начиная с 2007 года, ее региональные управления стали структурными подразделениями региональных органов исполнительной власти с финансированием ее деятельности из региональных бюджетов. Государство сохранило за собой методическое обеспечение и финансирование пособий по безработице.

Политика на рынке труда по повышению занятости и снижению безработицы в регионе предполагает воздействие, как на спрос, так и предложение рабочей силы по следующим основным направлениям:

Политику, проводимую на региональном рынке труда, характеризует комплекс мер, включаемых в региональные программы содействия занятости населения, которые ежегодно утверждаются региональными органами законодательной власти. В зависимости от реализуемых на практике мер выделяют активную и пассивную политику занятости. Пассивная политика занятости предусматривает меры, сводящиеся в основном к содействию в трудоустройстве на вакантные рабочие места и выплате пособий по безработице в установленных пределах. Активная политика применяет весь комплекс мер по расширению спроса на рабочие места, повышению конкурентоспособности безработных (профориентация и переподготовка кадров, развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса и др.) с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной и налоговой политики. Она направлена на предотвращение массовой безработицы.

 

 

 


Критерием эффективности проводимой политики на рынке труда является степень дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, снижение безработицы до ее естественного уровня.

Закон "О занятости населения в Российской Федерации" - первый опыт оформления государственной политики занятости в рыночных условиях. В его положениях регулируется не столько занятость, сколько социальная защита безработных граждан. При этом мало внимания обращается на устранение причин безработицы в стране.

Данный документ является результатом упрощенного понимания проблем занятости при проведении рыночных преобразований. Все проблемы сводились к масштабам, формам проявления, региональным особенностям безработицы. Главные усилия в политике занятости сосредоточились на создании механизма согласования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В то же время занятость не сводится к проблеме безработицы. Она включает формирование эффективной занятости, отраслевое перераспределение рабочей силы, ее профессионально-квалификационную структуру, трудовую мотивацию и другие проблемы. Поэтому смысл закона – регулирование именно занятости, а не только безработицы.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства, поскольку все основные макроэкономические пропорции связаны с трудовыми ресурсами, занятостью и ее структурой. Уровень жизни, темпы развития и структура экономики, НТП, территориальное размещение производства тесно связаны и взаимообусловлены количеством и качеством трудовых ресурсов, структурой занятости по отраслям, профессионально-квалификационной структурой кадров. Существует тесная взаимосвязь показателей ВНП, ВВП с показателями занятости и безработицы, спроса и предложения рабочей силы. Имеется определенная связь занятости с кредитными вложениями, с государственным бюджетом, другими финансовыми показателями. Важна тесная взаимосвязь занятости с реальной заработной платой, так как от величины реального дохода зависит решение взрослых членов семьи о занятости. Особое место среди макроэкономических финансовых показателей отводится взаимосвязи занятости и инфляции.

Все это означает, что разработку государственной политики занятости следует рассматривать как сложный многоуровневый процесс, при котором необходимо учитывать многие макроэкономические показатели, включая иностранные инвестиции.

Из большого спектра проблем государственного регулирования занятости и рынка труда на перспективу можно выделить такие основные направления:

- регулирование системы рабочих мест на основе государственного и частного инвестирования;

- регулирование спроса на рабочие места через развитие самозанятости, рост потребности населения в домашнем воспитании детей, увеличение численности добровольно незанятых граждан благодаря разнообразию источников дохода, гибкую занятость и др.;

- образование, подготовка и переподготовка кадров как средство улучшения качества рабочей силы, повышения ее гибкости и мобильности.

 

 

Система образования и рынок труда.

Регулирующее воздействие государства на рынок труда проявляется также через государственную систему общего и профессионального образования, в первую очередь – профессионального. Потребность в услугах образования проявляется через общественный выбор, который состоит в принятии решения о поступлении в конкретное учебное заведение по конкретному направлению подготовки. Эта потребность зависит от мнения третьих лиц, правил приема в учебное заведение, стандарта требований к объему и качеству знаний студентов, политики государственной поддержки студенчества.

Потребность в высшем образовании имеет социальную окраску, т.е. во многих странах высшее образование есть символ потребительского стандарта и образа жизни среднего класса.

Возникает «внутренний образовательный рынок», где качество обучения есть предложение.

Эффект от услуг образования для человека и общества трудно оценить количественно, т. к. трудности испытывают студенты, преподаватели, работодатели. Попытки оценить эффект предпринимаются в теориях человеческого капитала. Так, при сравнительной оценке эффективности обучения в различных типах учебных заведений учитывается фактор «потерянных доходов», т.е. доходов, которые могли быть получены при работе в период учебы.

Рынок услуг системы профессиональной подготовки связан с рынком труда, рынком научно-технической продукции и рынком инвестиций. Дисбаланс между профессионально-квалификационной структурой подготовки и потребности в кадрах затрудняет трудоустройство выпускников профессиональной школы. Смягчает дисбаланс мобильность образовательной системы, поэтому политика государства в сфере образования должна быть направлена на то, чтобы рынок профессиональных образовательных услуг опережал рынок труда.

 

Контрольные вопросы.

 

1. В чем состоит различие между спросом и предложением на рынке труда и когда нарушается равновесие между ними?

2. Назовите факторы, влияющие на формирование спроса и предложения труда?

3. Охарактеризуйте элементы системы социальных амортизаторов.

4. Как регулируется рынок труда в нашей стране? Что является критерием эффективности проводимой политики на рынке труда?

5. По каким направлениям регулируется предложение труда?

6. По каким предложениям регулируется спрос на труд?

7. Политика на рынке труда и политика занятости, различаются ли эти понятия? Если "да", то в чем состоит их отличие?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема 8. Спрос и предложение на рынке труда. Регулирование рынка труда. Политика на рынке труда

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1872; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.154.91
Генерация страницы за: 0.017 сек.