Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционных проектов

Лекция 21. Методы обработки экспертной информации для отбора

Смысл обработки экспертной информации (ЭИ) заключается в нахождении согласованной результирующей оценки инноваций по оценкам, данным экспертами.

 

 
 

 

 



Статистические методы основаны на предположении о том, что отклонение предположений экспертов от истинных оценок происходит в силу случайных причин. Задача состоит в том, чтобы восстановить это истинное значение с наименьшей погрешностью. В этих методах результаты оценок каждого из экспертов можно рассматривать как реализацию некоторой случайной величины, принимающей значения из некоторого множества. Имеется возможность применять к множеству допустимых оценок (МДО) методы математической статистики. Статистические методы позволяют:

1) определять согласованность мнений экспертов;

2) определять значимость полученных оценок;

3) определять степень согласованности (указывает на качество результирующей оценки);

 

Примечание. Во всех рассматриваемых методах предполагается:

А) изолированность экспертов;

Б) отсутствие обратной связи;

В) различия в МДО (и его наличие);

Г) наличие истинной оценки (желаемое значение оценок);

 

(21.1)
Численные оценки. В этом методе отыскивается результирующая оценка как средневзвешенная

 

 

с учётом «весов» экспертов. Степень согласованности мнений экспертов определяется дисперсией, имеющей вид:

 

 
 


(21.2)
Ранжирование (строгое и нестрогое) – в этих методах задача состоит в сопоставлении параметров оцениваемого проекта (или одного показателя), одной перестановки из альтернативных вариантов, предлагаемых экспертами. В этом методе составляется таблица: по строкам откладываются N экспертов, а по столбцам – n вариантов проекта. Далее выбирается ранг оценки. Степень согласованности мнения экспертов определяется с помощью коэффициента конкордации, который характеризует степень связности комбинаторных перестановок:

 
 
(21.2)

 
 


Примечание. Выражение 21.2 характерно для строгого ранжирования. Для нестрогого ранжирования коэффициент конкордации Кк определяется по более сложной формуле (слишком сложной, чтобы её здесь писать).

 

Алгебраический метод заключается в том, что на множестве допустимых оценок (МДО) W задаётся расстояние, и результирующая оценка определяется как та оценка, сумма расстояний от которой до оценок экспертов минимальна. Результирующая оценка А0 имеет вид:

Причём, АєW, D- расстояние между ранжировками А и Аi.

Методы шкалирования. Заключаются в том, что по экспертной информации о степени различия проектов устанавливается минимальный или близкий к минимальному набор критериев и оценок проектов по ним, обуславливающих указанное экспертами различие. Используется в экспертизах, где требуется сопоставление попарных различий между одноимёнными параметрами проектов, из которых (различий) составляется векторный многоугольник шкал; задача состоит в том, чтобы найти результирующий вектор многоугольника, который и будет результирующей оценкой в данной шкале. В векторном многоугольнике шкал критерии задаются так, чтобы расстояния в многоугольнике были максимально близки к исходным попарным различиям.

Примечание. Если критерий обращается в нуль, то задача имеет точное решение (полное согласование мнений экспертов).

Метод простой ординации -графический метод представления многоугольника шкал, спроецированного на ось ординат, на которую проецируется попарное различие между параметрами проекта.

Метод троек заключается в разбиении многоугольника шкал, в которых сопоставляются расстояния между по парными различиями параметров проектов.

В отличие от выше рассмотренных линейные методы используются, когда не удаётся построить на МДО линейное отображение многоугольника шкал. В нелинейных методах применяют итерационные процедуры линеаризации. В каждой из итераций приближают расстояние между попарными различиями параметров проекта к различиям, заданным критериями.

Метод одномерного шкалирования содержит следующие методики:

1) вычисление матрицы ранжировок, данных экспертами, в которой элемент матрицы интерпретируют как вероятность предпочтения Рi;

2) вычисление результирующей оценки Аi,j, исходя из таблиц нормального распределения с учётом известных вероятностей предпочтения;

3) подсчёт суммы результирующих оценок для различных вероятностей предпочтения, пронормированной в показателях относительной важности проекта;

4) проверка на непротиворечивость.

Многомерное шкалирование сводится к построению ранжировки, её нормированию и размещению результатов в вершинах правильного (n-1)-мерного многоугольника шкал, центр которого находится в начале координат (многоугольник - симплекс). Далее производится расчёт расстояний между попарными различиями параметров по известным формулам геометрии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 20. Подготовка экспертизы проектов | Методы отбора инновационных проектов для реализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.