Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государства




Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности

В юридической и политологической литературе существуют различные теории и

концепции, объясняющие природу и сущность государства. В Древнем мире расцвет

философских учений о государстве связан с именами таких древнегреческих мыслителей,

как Сократ, Платон и Аристотель. Государство рассматривалось с точки зрения

политической добродетели (справедливости), а идеальным считалось такое государство,

которое воплощает этический принцип добродетели. Например, Аристотель, исходя из

этического принципа «меры», разделял формы правления на «правильные» (монархия,

аристократия) и «неправильные» (тирания, олигархия, «крайняя» демократия),

предпочитая в качестве идеального образца «среднюю», «смешанную» форму правления

(«политию», или умеренную демократию). Государство образуется, по Аристотелю, ради

«общего блага», «благой жизни». Вместе с тем, подчеркивал он, существование

государства возможно и мыслимо лишь на определенной территории, при определенной

количественной норме населения. Всякое государство должно, кроме того, удовлетворять

необходимые экономические потребности граждан10.

Одна из первых теорий, объясняющая природу государства естественно-

историческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не

может жить вне общества (государства), получила название естественно-правовой.

Например, Цицерон считал, что предпосылкой объединения людей в государство на

основе договора является естественное стремление человека к общению, к жизни в

обществе.

В эпоху средневековья господствовала теологическая концепция происхождения

государства и права, согласно которой Бог, создав государство и законы, однако, не

указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления,

методы властвования и т. п. Основателем данной теории считается средневековый

богослов Августин. Идея теократии содержалась в его учении о «двух градах». Ни один

«земной град» (т. е. государство), подчеркивал Августин, не знал подлинной

справедливости, а потому походил, скорее, на «шайку разбойников». Критикуя реально

существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального

«небесного» сообщества, духовной общины верующих. Тем самым обосновывались

притязания церкви на руководство государственными делами. Приоритет церкви над

государством защищал и Фома Аквинский, полагая, что правители могут использовать

свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться

церковью11. Современная католическая церковь также защищает тезис о божественном

происхождении государства и права.

Теория договорного происхождения государства и права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс,

Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.) представляет государство и право продуктом

человеческого разума, а не божественной воли. Идея о том, что государство и право

появляются в результате сознательных действий людей, заключивших договор о создании

государства и учреждении законов (софисты, Эпикур), оформилась в XVII–XVIII вв. в

теорию договорного происхождения государства и права. Согласно данной теории люди,

выйдя из «естественного» (догосударственного) состояния, объединились в государство

на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному

согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий считались признание и

защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших

договор индивидов, а также охрана частной собственности. Несоблюдение условий

договора означало его расторжение и возвращение людей в «естественное» состояние.

Следовательно, речь идет о законности власти того или иного правителя с точки зрения

выполнения или невыполнения им первоначального соглашения об образовании

государства и учреждении законов.

Широкое распространение в эпоху Нового времени получила теория разделения

властей, в основе которой лежат идеи рациональной организации власти и

конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности. Выдающимся

представителем теории разделения властей был французский мыслитель Ш. Монтескье,

10 См. подр.: Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983.

11 Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая

мысль. М., 1976. С. 200–201.

который утверждал: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим

такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга»12.

Монтескье различал законодательную, исполнительную и судебную власти. Он исходил

из верховенства парламента как законодательной власти в системе органов государства,

предусматривая в парламенте две палаты, обладающие взаимным правом сдерживать

решения каждой из них. Парламент, по Монтескье, независим от правительства –

исполнительной власти, которая подотчетна ему в своей деятельности. Институт

ответственности правительства перед парламентом был призван предотвратить

«деспотизм» исполнительной власти. Что касается судебной власти, то она отделена от

первых двух и должна действовать в строгом соответствии с законом, изданным

парламентом. Учение о разделении властей ставило вопрос о разграничении функций

государства, выполняемых различными государственными органами.

Одной из распространенных концепций, которая ___________изучает те или иные естественные

закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права,

является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим

представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство

есть продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная

эволюция. Подобно тому, как в живой природе, полагал Спенсер, выживают наиболее

приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит

естественный отбор, определяющий зарождение правительств и дальнейшее

функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции.

Теория насилия, главным представителем которой является Л. Гумплович,

рассматривает государство как результат насилия, вражды, завоевания одних народов

другими. Насилие превращалось в первооснову государства.

Материалистическая (марксистская) теория рассматривала государство как

результат непримиримости классовых противоречий. Под сущностью государства

понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти

господствующего класса. Характер государства обусловлен тем, что оно выступает

регулятором классовых отношений, а с построением коммунистического общества

государство отмирает.

Причины возникновения государства и права разъясняет также и так называемая

психологическая теория, ярким представителем которой был Л. Петражицкий.

Возникновение государства и права объясняется теми или иными свойствами психики

людей, биопсихологическими инстинктами. Данная теория исходит из якобы изначально

присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению «выдающимся

личностям».

В противовес индивидуально-психологическим теориям сторонники социально-

психологического направления рассматривают человека как существо общественное, а не

биопсихическое. На этой основе они строят и свое учение о происхождении государства и

права. Само общество они считают продуктом коллективного сознания людей. В

коллективном сознании сначала формируется идея социальной солидарности, а затем для

обеспечения солидарности создаются нормы права и реальная политическая власть,

получающая выражение в соответствующих государственных институтах.

Широкое распространение получила теория «правового государства», которая

отстаивает требование об ограничении деятельности государства, его органов

исключительно формально-юридическими рамками, прежде всего законом, принятым

парламентом. Представители данной теории отстаивают принцип невмешательства

государства в дела частных предпринимателей, идею «минимального» государства,

обеспечивающего свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав,

верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни. Такой подход

12 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.

направлен против произвола и беззакония в деятельности государства и его органов.

Более подробно о правовом государстве будет сказано ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.