Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстрированная хронологическая линия. 9 страница




В понимании М.В. Булановой-Топорковой и Ф. Янушкевича, педагогическая технология представляет собой одну из педагогических систем, включающую такие структурные компоненты, как цель, содержание учебного процесса, методы и средства педагогического взаимодействия (преподавания и мотивации), организация учебного процесса, его субъекты (преподаватель и студент) и результаты деятельности, включающие уровень подготовки [217, 137], [337, 48].

Содержательное значение информационных технологий, применяемых в учебном процессе, в научной литературе также понимается неоднозначно. Различают понятия «информационная технология» и «новая информационная технология».

Информационная технология представляет собой «процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления». При этом новая информационная технология понимается как «информационная технология.., использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства» [126].

Г.М. Коджаспирова и К.В. Петров, также различая понятия «информационная технология» и «новые информационные технологии обучения», первое из них рассматривают как последовательность производственных процессов на основе переработки информации с использованием программно-технических средств, применяемую с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса и повышения их надежности и оперативности. Второе – как целостные обучающие системы, представляющие собой синтез достижений современной педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники, внедряемые в системы обучения и организационного управления образованием, предполагающие научные подходы к организации учебного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также отражающие закономерности среды, в которой они развиваются. К подобным технологиям авторы относят универсальные информационные (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, экспертные системы и т.д.) и телекоммуникационные технологии (компьютерные средства телекоммуникаций, обучающие программы и учебники, мультимедийные программные продукты) [120, 9 – 10].

Применение средств информатизации и телекоммуникаций выступает основой развития новых педагогических технологий, в свою очередь, способствующих становлению и развитию на их базе новой системы образования [167, 24].

Нарастающий процесс информатизации общества, развитие компьютерной техники и информационных сетей, связанное с ними появление и развитие информационных и телекоммуникационных технологий привели в конце 80-х гг. ХХ в. к возникновению систем дистанционного обучения.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» дистанционное обучение трактуется как «технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра», которая может быть использована при любой форме обучения [221, 73].

Согласно документам Министерства образования РФ (2003 – 2004 гг.) дистанционные образовательные технологии понимаются как «образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [180], [242].

К разновидностям технологий дистанционного обучения относятся:

- «кейс»-технология, при которой в учебном процессе используются специально подготовленные учебно-методические и практические пособия в бумажном или электронном варианте, дополняемые в случае необходимости аудио- и видеоматериалом. Эти материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемым для самостоятельного изучения с последующими периодическими консультациями у преподавателей (тьюторов) в учебных центрах, отделениях, представительствах, филиалах образовательных учреждений;

- ТВ-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций и консультаций преподавателей (тьюторов) по месту жительства обучающихся или с использованием телефона и сети Internet;

- сетевая технология, основанная на использовании сети Internet для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и интерактивного взаимодействия с преподавателями. При этом учебно-методические материалы и практические задания для самостоятельной работы представляются на Web-страницах Internet-сервера вуза в виде гипертекста [49, 49 – 56], [75, 20], [79, 35 – 50, 66 – 75], [175, 44 – 48], [211, 389], [263, 50 – 51].

Включение телекоммуникационных технологий в качестве компонента в существующие образовательные системы и развитие на их основе новых технологий и систем обучения, требует корректировки компонентов учебного процесса, содержательное наполнение которых в системе дистанционного обучения имеет свою специфику.

В отличие от традиционного учебного процесса как процесса передачи знаний от обучающего обучаемым при использовании дистанционных технологий происходит, прежде всего, передача информации, не тождественной знаниям. Точнее говоря, специфика дистанционного обучения заключается прежде всего в своеобразии методик отбора, компоновки и предъявления учебного материала; необходимости предъявления материала с учетом его восприятия обучаемым; самостоятельной интерпретации полученной информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, особенностей культурной среды; способах контроля за результатами усвоения знаний; применении технических средств, в том числе средств массовых коммуникаций, расширяющих возможности этих способов и методик.

По типу коммуникации между участниками учебного процесса совокупность методов преподавания и обучения, предполагаемых информационными и телекоммуникационными технологиями, может быть разделена на следующие группы:

- методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучающихся (самообучение);

- методы индивидуализированного обучения, характеризующиеся взаимодействием одного студента и одного преподавателя;

- методы, основанные на представлении учебного материала и передачи учебной информации преподавателем или экспертом многим обучающимся;

- методы обучения посредством взаимодействия между всеми участниками процесса обучения (взаимообучение) [49, 80 – 81], [75, 38], [79, 19 – 22, 146], [315, 70 – 71].

К средствам, используемым в учебном процессе с применением информационных технологий, относятся:

- учебники, учебно-методические пособия, справочники и т.п. на бумажных и электронных носителях;

- учебно-информационные аудио- и видеоматериалы, доставляемые по компьютерным сетям, в том числе посредством электронной почты (e-mail), а также получаемые в процессе проведения теле- и видеоконференций;

- тренажеры, базы данных и электронные библиотеки с удаленным доступом;

- лабораторные дистанционные практикумы;

- компьютерные обучающие программы по различным учебным дисциплинам в обычном и мультимедийном вариантах;

- средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС), геоинформационных систем (ГИС) и виртуальной реальности (ВР) [6, 191–192], [7, 110], [79, 84 – 85], [120, 208 – 209], [126], [212, 227].

Функции преподавателя, помимо традиционных, состоящих в передаче знаний и опыта, включают в себя функции методиста, осуществляющего координирование познавательного процесса, консультанта, проектировщика учебного процесса. Их реализация требует от преподавателя определенной технологической подготовки, поскольку от полноты и правильности реализации названных функций во многом зависит качество учебного процесса и получаемого образования в целом.

Позиция ученика изменяется на субъектную. От него требуются мотивированность, самоорганизация, трудолюбие. Приоритетными становятся методы индивидуализированного обучения, а также проектные методы, используемые в процессе организации творческой учебной деятельности учащихся [69, 31], [79, 20].

Эффективность обучения с использованием информационных технологий в учебном процессе во многом зависит от того, насколько налажено взаимодействие между преподавателем и обучающимся, какие педагогические технологии используются, каков уровень познавательной активности обучающихся, как составлены учебные пособия и насколько они позволяют учащимся контролировать себя в процессе учебной работы. Иначе говоря, эффективность учебного процесса в большой степени определяется уровнем его организации, качеством используемых учебно-методических материалов, способом их доведения до обучаемого и профессиональным мастерством педагога.

Компьютеры и физическое здоровье детей

Американская академия педиатров недавно высказала свои опасения относительно того количества времени, которое дети проводят перед разными видами экранов. Эта организация рекомендует, чтобы для школьников «общее время, проводимое (с. 62) перед экраном (телевизора, видео, компьютера), не превышало одного-двух часов в день». Некоторые врачи опасаются, что даже такое количество может быть пагубным, и многие рекомендуют дошкольникам проводить у компьютера еще меньше времени.

Согласно исследований, у взрослых, пользующихся видеотерминалами в течение более чем половины своего рабочего дня, намного больше проблем со здоровьем, чем у тех, кто редко пользуется видеотерминалами. Наиболее общие проблемы включают нарушение зрения (напряение глаз, размытое видение, резь, раздражение и боли, двойное зрение и ухудшение зрения). Следующими в списке стоят нарушения опорно-двигательного аппарата, среди них боли в спине, шее, плечах, руках и кистях, включая запястный сухожильный синдром (с. 63) (онемение, покалывание и снижение чувствительности пальцев). По мере увеличения времени работы на компьютере отмечается возникновение еще большего количества проблем.

Если что-то является вредным для взрослых людей, то для развивающегося ребенка это может представлять еще больший риск, так как быстрорастущие биологические системы больше всего подвержены подобному риску. Кроме того, дети не всегда осознают объективное состояние своего тела и могут не сказать о каких-то проблемах со здоровьем.

Рассмотрим четыре потенциальных вида риска для здоровья растущего ребенка: проблемы со зрением, проблемы с осанкой и опорно-двигательным аппаратом, опасность радиации и замена нормальной физической активности детства и юности (с. 64)

Проблемы со зрением

Эксперты в области зрения уверяют, что работа на компьютере действительно создает проблемы в развитии зрительных систем детей. Так как экран плоский и просматривается в качества горизонтальной плоскости, он не имеет различных точек сходимости. Кроме того, дети смотрят на экран монитора не моргая чаще, чем когда они читают или занимаются другой деятельностью. Напряжение зрения является для заядлых компьютерщиков проблемой номер один. Исследования показали, что приблизительно от 50 до 90% постоянных компьютерных пользователей испытывают ухудшение зрения.

Работа на компьютере требует большего напряжения, чем чтение книг, в связи с требованиями, которые он возлагает на зрительную систему. Вместо белого листа бумаги с черным шрифтом мониторы с электронно-лучевой трубкой имеют экран с подсветкой, который постоянно обновляет свое фосфорное покрытие, поэтому изображение не тускнеет. Это обновление должно происходить больше шестидесяти раз в секунду, чтобы избежать часто незаметного феномена под названием «мерцание», который очень напрягает и зрительную систему и мозг. Кроме того, при чтении мы смотрим вниз на книгу, в то время как при работе с компьютером наши глаза смотрят вперед. Это не только тяжелее, но и делает глаза более чувствительными к внешним источникам света, особенно свету, идущему с потолка.

В школьных кабинетах часто используются яркие и иногда мерцающие флуоресцентные лампы. Согласно специалистам по трудовым вопросам, в экране монитора (с. 65) ни в коем случае не должны отражаться источники света и освещение. В действительности во многих классах освещение слишком яркое для нормальной работы на компьютере, но приглушение света может вызвать проблемы при других видах деятельности. Если используются флуоресцентные лампы, возможно, они должны быть оснащены «рассеивателями», благодаря которым свет не падает напрямую, таким образом снижая сияние, мерцание и последующее напряжение глаз.

Быстрые ритмичные движения глаз при чтении напечатанного текста отличаются от движений глаз при чтении электронного текста, который способствует более статическому взгляду. Эти отличия затрудняют перенос внимания с одного средства информации на другой. Неизвестно, смогут ли дети успешно приспособиться к электронному тексту, но новая технология требует большего напряжения глаз в любом возрасте.

Вдобавок к многочисленным физическим проблемам, некоторые специалисты полагают, что слишком много времени, проведенного перед любым экраном, может в перспективе прерывать умственное, а возможно, и поведенческое развитие. По мнению многих детских оптиков, некоторые дети, у которых нет достаточного опыта интеграции зрительной системы с телодвижениями в реальном трехмерном мире, могут обманываться в перцептивных процессах, существенных для школьной работы, и даже для интеграции навыков мышления. Равновесие, латеральность (чувство правого и левого и способность пересекать среднюю линию тела) и образ тела – все это требует большой практики (с. 66).

Способы, помогающие уменьшить напряжение глаз при работе за компьютером:

- удалите источники света и сияния. Опасайтесь прямого сияния солнечного света и освещения, направленного в глаза пользователю, а также непрямого света вследствие любого вида отражения на видеоэкране. По возможности используйте настольную лампу вместо общего комнатного освещения. Установите компьютер под углом к окнам и повесьте шторы или жалюзи, если блики не проходят. Постарайтесь не (с. 67) использовать компьютеры в комнатах с флуоресцентными лампами и избегайте любых других источников световой пульсации. Избегайте мерцания со стороны любого источника – оно может вызвать головные боли, напряжение глаз и даже эпилептические припадки у чувствительных людей;

- используйте противобликовые экраны (они могут снижать четкость изображения);

- горизонтальное меню легче читается, чем вертикальное;

- почаще давайте отдых глазам – приблизительно пятнадцать минут каждый час работы на компьютере. Дети также должны делать десятисекундный перерыв каждые десять минут. Используйте это время, чтобы пройтись и/или переместить взгляд вдаль. Делайте упражнения для расслабления глаз или улучшения фокусировки.

- пристальный взгляд утомляет глаза. Напоминайте детям почаще моргать. Так как компьютерные пользователи обычно долго фиксируют взгляд на экране не моргая, увлажнение глаза уменьшается, что может привести к раздражению;

- компьютерные пользователи должны смотреть на экран под углом 10 – 20 градусов ниже горизонтальной плоскости уровня глаз. Если ребенок должен смотреть прямо, настройте высоту экрана и кресла так, чтобы ребенок мог слегка опускать глаза, чтобы посмотреть на экран;

- поэкспериментируйте с различными цветами экрана и видом, чтобы определить, как ребенку будет легче читать;

- регулярно очищайте экран антистатическим спреем и тряпочкой без пуха/хлопка, чтобы избежать накопления пыли из-за статического электричества;

- если ребенок регулярно пользуется компьютером, проверяйте
его зрение каждый год;

- некоторые авторитетные специалисты полагают, что напряжение глаз может повышать потребность тела в некоторых питательных элементах. Особенно они рекомендуют здоровую диету для компьютерных пользователей (с. 68).

Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата

У взрослых проблемы с осанкой или напряжение мышц приводят к болям в шее и спине, спазмам мышц, головным болям, раздражительности и даже депрессии; пока неизвестно, есть ли опасность появления таких болей у детей.

Физическая проблема, вызванная работой на компьютере, которая часто встречается в педиатрической литературе, – это состояние под названием «видеозапястье», напоминающее запястный сухожильный синдром у взрослых и включающее онемение, боль в запястьях и кистях.

Соблюдение нескольких простых принципов дизайна может помочь предотвратить их возникновение подобных проблем. Чтобы за компьютером было удобно работать, следует придерживаться следующих рекомендаций:

- за компьютером нужно сидеть правильно: прямо, в хорошо подогнанном кресле, положив кисти рук на стол;

- рабочие места в школе должны иметь возможность изменения высоты и быть приспосабливаемыми для детей: кресла с настраиваемыми сиденьями, настраиваемая по высоте рабочая поверхность стола или отдельная полка для клавиатуры;

- если у ребенка ноги не достают до пола, используйте подставку для ног;

- поверхность стола должна быть большой и свободной: это позволит ребенку пользоваться справочными материалами или другими документами, не наклоняясь (с. 69) над коленями. Можно использовать держатели для бумаг;

- д ля поддержания нижней части спины можно пользоваться ортопедической подушкой;

- почаще менять положение тела, чтобы избежать усталости;

- если ребенок долго сидит за компьютером, научите его дыхательным и расслабляющим упражнениям для снятия мышечного напряжения;

- во время ожидания (например, при загрузке больших файлов с Интернета или установке нового программного обеспечения) встаньте, подвигайтесь, дайте отдых телу и глазам.

Компьютерная радиация

Видеотерминалы излучают электромагнитную радиацию очень низких и очень высоких частот. Хотя новые модели, как правило, более безопасны, многие компьютеры, на которых дети постоянно работают, являются главным источником подобных излучений.

Исследователи установили несколько способов того, как электромагнитные поля могут влиять на биологические функции, включая изменения гормонального уровня, изменения подсоединения ионов к клеточным мембранам и модификацию биохимических процессов внутри клетки. Некоторые тревожные исследования, проведенные в конце 1970-х – начале 1980-х гг., установили связь между детской лейкемией и воздействием магнитных полей от электропроводов, но более поздние исследования поставили под сомнение эти результаты. Исследования взрослых выявили другие существенные риски для здоровья, включая воздействие на иммунную систему, катаракту и рак, но этот вопрос также еще окончательно не решен (с. 70).

По мнению доктора Реймонда Бласко, «если дети находятся на расстоянии метра от компьютера или от телевизора, они, возможно, находятся в относительной безопасности».

Дети в пять-десять раз более подвержены радиации, чем взрослые. Органы и системы, которые могут подвергаться риску, – это кости, центральная нервная система и щитовидная железа. Из-за своего маленького веса дети могут получать больше радиации на килограмм массы тела, чем взрослые при том же количестве радиации.

Другой серьезной проблемой является способность компьютера вырабатывать статическое электричество. Это может вызвать дискомфорт вследствие бомбардировки пользователей ионами, которые притягивают частицы пыли, что приводит к раздражению глаз и кожи.

Портативные компьютеры не вырабатывают такое же количество излучений, как настольные компьютеры.

Несколько советов:

- компьютерным пользователям следует находиться на расстоянии приблизительно 75 – 90 см от экрана и 1,2 м или больше от боковых и задних сторон видеотерминалов (с. 71). Мощность магнитного поля резко снижается с увеличением расстояния. Также можно использовать съемную клавиатуру. Увеличьте шрифт текста на экране – тогда ребенку не нужно будет садиться близко к монитору, чтобы все увидеть;

- боковые и задние стенки компьютера и другие электрические приборы вырабатывают большую часть опасных излучений. Ставьте компьютеры на большом расстоянии друг от друга. Никогда не ставьте компьютеры в линию «спиной» друг к другу, так как из-за этого дети будут находиться слишком близко от задней части соседних компьютеров;

- магнитные поля могут проникать через стены. Некоторые эксперты советуют не ставить кровать ребенка, например, по другую сторону стены, где находится задняя часть компьютера, и советуют принимать это во внимание и при расстановке компьютеров в классах;

- покупая компьютер, выбирайте машину с низкой радиацией электромагнитного поля. Более современные модели, как правило, безопаснее, чем старые, и некоторые жидкокристаллические дисплеи вообще не производят возможных вредных излучений или защищены от них;

выключайте компьютер, когда вы им не пользуетесь или ставьте его в «спящий» режим или режим пониженного потребления энергии (с. 72)

Физическая активность

Многие родители свято верят, что дети за компьютером учатся большему, чем в спортзале или на детской площадке. Однако большинство детских врачей и психологов считают, что физическую активность лучше проявлять на свежем воздухе – польза для здоровья, хороший сон, сжигание избытка энергии и общение со сверстниками. Незаметное обучение и формирование умений находить решения, которые происходят во время спонтанной игры, также очень важны для умственного развития.

Во всем мире дети становятся все менее здоровыми с каждым годом, а число детей, страдающих ожирением, растет намного быстрее, чем число взрослых с той же болезнью. Учителя говорят, что сегодняшние дети очень беспокойны и чрезмерно подвержены стрессу, и они считают недостаток физических упражнений причиной некоторых случаев гиперактивного поведения среди детей. Торопливая жизнь, давление со стороны в отношении успеваемости в школе, слишком много «занятий», организованные спортивные соревнования и запланированные виды деятельности также вызывают стресс.

Некоторое время ученые изучали взаимосвязь между работой мозга и положительным эффектом физических упражнений. Регулярные упражнения повышают количество крови, поступающей в мозг, тем самым, поставляя ему больше кислорода и энергии для лучшей умственной деятельности. Кроме того, химические вещества, вырабатываемые мозгом во время и после упражнений, позволяют бороться со стрессом и беспокойством, противостоять Депрессии и помогают детям лучше учиться, используя положительную силу эмоций для учебы и развития памяти. Ученые также полагают, что лучше всего можно добиться таких положительных результатов с помощью «ненавязанных» упражнений, например спонтанной игры, в которую дети играют по собственному побуждению (с. 73).

Относительно новая область нейрофизиологии изучает потребность в движении для формирования разных видов умственных способностей. В настоящее время исследователи мозга высказывают предположение, что дети, которым трудно координировать стимулы на сенсорном уровне, могут испытывать трудности при организации других видов входящих сведений, например при понимании прочитанного текста или математической задачи. Музыкальная интуиция и чувство музыкальной формы также основаны на опыте мозга, получаемом через движения тела во время его развития. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились или занимались искусством как создатели или критики, они должны больше произвольно танцевать под музыку (и для этого не надо тратить кучу денег на так называемое музыкальное программное обеспечение).

Исследования также показали, что многим детям с физическими дефектами, которые не могут спонтанно играть или изучать мир руками и телом, трудно развивать, по-видимому, не связанные с этим умственные способности, например осознавать абстрактные словесные понятия. Одним из источников таких способностей более высокого уровня является установление последовательности. По мере того как ребенок учится выполнять по порядку движения, зоны мозга тренируются составлять из слов и идей логическую последовательность. Например, такая с виду простая деятельность, как стучание обучает комплексному планированию, четкой последовательности, активации десятков нейронов и мышц; бросание и хватание являются даже более сложными действиями, так как для их выполнения требуется более точное распределение времени и больше контроля: тренировка умственных навыков планировать заранее, предугадывать последовательность действий и других важных навыков.

Ребенок, сортирующий овощи в кухне, вырабатывает навыки категоризации и осмысления абстрактных понятий (разница между фруктами и овощами, хозяйственными товарами и продуктами, множество различных способов разложить данные предметы и т.д.). Этот трехмерный физический опыт качественно отличается от опыта ребенка, играющего в категоризационную игру на компьютере. И хотя оба этих вида деятельности могут быть полезны (с. 20) слишком высокая степень замены компьютерными значками реального физического обучения упускает существенные моменты в развитии.

Более незаметные воздействия компьютеров на нервную систему пока ещё только изучаются. Например, электронные стимулы видеоигр вызывают у некоторых детей эпилептические припадки. Припадки, вызванные видеоиграми, случаются редко, но недавнее исследование показало, что они происходят у детей без какой-либо предшествующей предрасположенности к припадкам.

«Одно научное периодическое издание Японии 1997 года вызвало всеобщую озабоченность, сообщив, что телевизионный мультфильм, переделанный в игры Нинтендо, вызвал конвульсии у «сотен детей». Припадки начинались через двадцать минут после запуска программы во время пятисекундного эпизода, когда из глаз персонажа сверкали красные огни. Японские ученые предостерегали родителей о возможных опасностях мигающих огней в телевизионных и видеоиграх».

Действительно, современные компьютерные игры, с тщательно спланированными зрительными стимулами, выявляют много новых случаев болезней среди большей части компьютерных игроков. Пострадавшие могут напрягаться, дрожать или даже терять сознание на несколько секунд. При некоторых припадочных состояниях ребенок не проявляет никаких значительных симптомов, а только бессмысленно смотрит в одну точку несколько секунд и потом «возвращается», как от толчка. Конечно, большинство страстных любителей компьютера могут быть сильно увлечены игрой, но разница в том, что ребенок, испытывающий один из подобных приступов «отсутствия», на самом деле просто «отключается» на (с. 75) короткое время. Врачи, знакомые с этой проблемой, отмечают, что в результате излишней стимуляции также могут появляться такие менее заметные симптомы, как тошнота, усталость, равнодушие, и головные боли.. Самое лучшее лечение подобных недомоганий – это прекратить играть в видеоигры (с. 75)

Развитие интеллекта и стили обучения в цифровом мире

При работе, игре и обучении с искусственным интеллектом могут возникнуть ряд познавательных последствий, суть которых следует рассматривать, исходя из основного набора фактов о развитии мозга при изучении того, как новые технологии взаимодействуют с важными аспектами человеческого мышления и обучения.

Принципы развития мозга

1. Мозг растет, когда активно реагирует на свое окружение и становится «специально приспособленным» к этому окружению.

Как мы знаем, гены человека устанавливают как определенные параметры (интеллект, мотивация, особые умения, способности), так и определенные пределы в их развитии. Окружение же человека определяет, насколько хорошо реализуется этот потенциал. Люди, которые активно используют свой умственный аппарат в течение всей жизни, вырабатывают сильные связи между нейронами в мозгу, повышая интеллект и умения (с. 77).

Техника может незаметно подтолкнуть мозг к развитию определенных видов умственных способностей в зависимости от того, как она используется. Чем активнее ребенок использует свой ум при работе с техникой, тем эффективнее будут развиваться его учебные привычки. К сожалению, с современным оборудованием не всегда получается именно так.

Это воздействие наиболее важно в детстве и юности, так как чем младше ребенок, тем «пластичнее» его мозг. Человеческий мозг приходит в мир с избыточным потенциалом для установления связей (синапсов) между различными видами нейронов. Когда ребенок выполняет определенные виды деятельности, эти связи укрепляются, тогда как навыки, которые не получают достаточной стимуляции или тренировки, могут не иметь сильной базы на уровне нейронов. Мозг становится все более приспосабливаемым к умениям, развитие которых поощряются окружающей средой. Использование компьютера в соответствии с возрастом может помочь установить некоторые формы связей, но ненадлежащее использование может также сформировать устойчивые навыки, которые будут мешать академическому обучению. Как только эти модели будут вплетены в связность мозга, их уже трудно будет разрушить (с. 78).

2. «Критические», или «чувствительные», периоды открывают мозг новым видам развития в определенном возрасте.

В определенное время в детстве и юности некоторые системы мозга становятся чувствительными и требуют стимулирования. Например, когда языковая система становится достаточно зрелой, большинство детей овладевают первыми словами и затем предложениями при минимальной помощи. В скором времени мозг созревает для создания других связей, когда ребенок начинает помещать предметы, слова и затем понятия в умственные категории («Мам, почему?») и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.