КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иллюстрированная хронологическая линия. 10 страница
Обратная сторона этих возможностей заключается в том, что чувствительные периоды проходят безвозвратно. Например, если интерактивный языковой опыт игнорируется в критические годы, вскоре начинается разрушение потенциала. Доказательства, что существует критический период для обучения работе на компьютере, нет. В действительности люди, которые с готовностью овладели им в среднем возрасте, говорят обратное. Если компьютерное время забирается из общения, социализации, игры, мечтаний или обучения тому, как внутренне концентрироваться, Потерянную базу будет трудно или невозможно восстановить (с. 79). Попытка использовать компьютер только для ускорения умственного развития может дать обратный эффект. В общем, стадии развития двигаются от конкретного познания (прикосновения, чувства, вкуса, манипуляции, физического изучения, строительства) через символическое представление (буквы, картинки, слова, истории, математические задачи, умственные образы) к более абстрактным способам мышления (проверка гипотезы, понимание и применение формальных правил грамматики или исчисления, метафор). Использование компьютера, будучи, прежде всего, двухмерным символическим видом деятельности, может просто не подходить ребенку по развитию до того, как ему будет восемь или девять лет. С другой стороны, более поздние стадии развития, когда мозг переходит к более абстрактному представлению, могут быть существенно продвинуты с помощью тщательно подобранных компьютерных программ. 3. Мозг использует множество систем, которые взаимосвязаны с практикой. Важным аспектом развития является объединение работы различных систем мозга – например, просмотр музыкального произведения, трансформация нот на бумаге в клавиши на фортепиано и добавление двигательной программы для пальцев, чтобы сыграть ноты – все это время слушая мелодию. Стимул для этого умственного (с. 80) объединения последовательностей идет изнутри, но осуществляется в результате долгой практики, когда учащийся (любого возраста) активно организует своего рода сырье в новую форму: глину – в пальцы, коробки – в птичьи домики, движения – в танец, идеи – в предложения, команды – в компьютерную программу, впечатления – в философию. Будут ли новые технологии способствовать этому процессу или замедлять его? Ведь если компьютер выполняет слишком много интегрирующих действий (например, объединяет картинку, звук, движение), так что ребенок только испытывает, а не координирует их сам, то это исключает активный процесс, что может стать невосполнимым. Кроме того, некоторые виды быстроменяющегося и преимущественно визуального программного обеспечения (как в компьютерных играх) развивают правое полушарие в ущерб левому, и психологи давно подозревали, что слишком большое использование компьютера может замедлять формирование умений левого полушария, например языковое умение. Новые исследования показывают, что это также может затрагивать эмоциональное развитие. Ученые сейчас понимают, что активизация правого полушария сопровождается плохим настроением (чувствами печали, летаргии, депрессии); хроническая активизация правого полушария часто подавляет иммунную систему, что, в свою очередь, ведет к повышенной чувствительности, к другим видам болезни (с. 81). 4. Эмоциональные центры мозга осуществляют тщательный контроль над обучением. Мышление и чувства неразрывно связаны между собой. Структуры глубоко внутри ствола мозга действуют совместно с эмоциональной схемой, чтобы натренировать мыслительную кору головного мозга для учебы. Пока мы не будем вовлекать в работу эмоциональный мозг, мышление и умение находить решения более высокого уровня будут нарушаться. 5. Язык помогает развивать когнитивные функции более высокого уровня. Язык играет основную роль в развитии мозга. К сожалению, использование только компьютера ограничивает вербализацию ребенка. Детям нужно много «интерактивного» общения для максимального развития. 6. Мозг осмысливает мир, выискивая в нем образцы и модели. Дети лучше всего учатся и запоминают, когда взрослые помогают им устанавливать логические связи. Даже к трем годам дети уже выделили много моделей из своего опыта взаимодействия с окружающей средой. Потом модели становятся более сложными. Большинство современных технологий фрагментируют жизненный опыт ребенка, вместо того чтобы объединять его, и отвлекают его ум от процесса осмысливания. В общих чертах, хотя искусственный интеллект и естественный интеллект вполне могут конструктивно взаимодействовать, рекомендуется проявлять осторожность. При планировании применения компьютера нужно помнить, что формирование человеческого интеллекта – это длительный, медленный процесс, который одновременно требует активного участия ребенка и твердого (с. 82) руководства взрослых, готовых оказать соответствующие виды умственной стимуляции на каждой ступеньке этой лестницы (с. 83). Стили обучения Вербально-аналитические умственные способности являются традиционной предпосылкой академических успехов. Однако не у всех людей один и тот де стиль обучения (с. 85). Развивающая область компьютерных технологий под названием «обработка изображений» включат в себя сбор, управление и анализ наглядных данных, что позволяет ученикам редактировать, фильтровать информацию, оживлять изображения. Такая обработка изображений позволяет неспособным к стандартному обучению учащимся проявлять свои творческие способности через зрительный и кинестетические, а не вербальные умения (с. 86). Поэтому любой ученик, который научился работать через визуальные или кинестетические каналы, может иметь больше шансов в новых развивающихся областях науки и техники, чем ученики слишком ограниченные языковыми и линейными видами мышления. Тем не менее, оба набора знаний одинаково важны (с. 87). Видеоигры также могут развивать определенные формы наглядно-пространственного мышления, хотя до сих пор не известно, как эти умения соотносятся с требованиями школьного обучения (с. 88). Такие игры нужно использовать в меру в соответствующем возрасте и под контролем взрослых. Советы по использованию видеоигр: - просмотрите и критически оцените содержание игры. В ней не должно быть насилия, асоциальных предпосылок, половых стереотипов и т.п.; - на первом месте должны стоять домашние задания и обязанности; - разумные ограничение времени; - реальное общение и физические ощущения должны быть на первом месте; - игры должны поощрять чтение и нахождение оригинальных решений вместо запоминания последовательности действий. Социальный, эмоциональный и личностные аспекты занятий детей на компьютере Дети, проводящие много времени за компьютером, начиная с самого раннего детства, знают кучу интереснейших, важных и сложных для из возраста фактов и на первый взгляд кажутся гениальными. Родители их часто в поощряют в таком провождение свободного времени. Однако и таких «маленьких вундеркиндов» масса других проблем. Таки дети малообщительны, они почти полностью равнодушны к чтении и к большинству видов школьной деятельности. На ситуации эмоционального стресса реагируют как трехлетние дети. Подобные симптомы нарушения называются неспособностью социально-эмоционального обучения (НСЭО). Зачастую такие дети неловкие, с плохой координацией, апатичны, их ничто не устраивает. Многие детские неврологи подтверждают, что подобные случаи встречаются все чаще. Во многих семьях компьютер заменяет личное общение и другие виды деятельности, в результате чего страдают языковые и социальные навыки, способность играть с воображением. Действительно, сообщалось, что у некоторых детей появились симптомы аутизма. Последнее особенно тревожно, так как истинный аутизм является нарушением мозговой деятельности, которое развивается независимо от домашнего окружения, хотя в крайних случаях могут проявляться сходные с ним симптомы, или такие ситуации вызывают их появление у ранимого ребенка (с. 101). Компьютерная технология может использоваться или чтобы помочь связать детей с миром человечества, или чтобы отделить его от людей. В крайних случаях «перегрузка» виртуальной жизнью может привести к игнорированию критического опыта и вызвать продолжительные расстройства. Поэтому взрослым не следует зацикливаться на умственных способностях детей, пренебрегая теми человеческими качествами, которые выходят за рамки коэффициента умственного развития. Исследования интеллекта, проведенные Даниилом Гоулменом позволили ему сделал вывод о том, что люди недооценивают важность социальных и эмоциональных навыков. В конечном счете, именно эти навыки в большей степени предопределяют успех, чем так называемые умственные способности. Гоулмен говорит о значительном спаде «эмоциональной компетенции» за последние два десятилетия, который другие психологи назвали «болезнью эмоционального дефицита». Гоулмен обнаружил, что коэффициент интеллекта, или измеряемый интеллект, определяет только 20% финансового и личного успеха; остальное в большей степени зависит от социально-эмоциональных навыков. Социально-эмоциональные факторы определяют также умственные способности (с. 102). Обучение детей жизненным умениям, таким как мотивация, инициатива, забота, коллективная деятельность и здравый смысл, вызывает существенные различия в учебе и личных отношениях. Дети, которым не хватает важных личностных и социальных умений, скорее всего будут зависеть от компьютеров, а не управлять ими. Почему эти умения находятся в таком плачевном состоянии? Гоулмен считает, что это обусловлено тем, что «дети все больше времени сидят как приклеенные перед телевизором или экраном компьютера, вдали от других детей или от взрослых. Чем больше времени проводится у компьютера и телевизора, тем меньше – с другими людьми». Многие перспективные работодатели по всему миру проявляют все больший интерес к социальному и эмоциональному интеллекту, а не к техническим умениям. Недавний опрос, проведенный в Швеции, показал, что многие компании искали сотрудников со следующими характеристиками: самодисциплина, инициатива, умение концентрироваться, коммуникационные умения, творчество, групповая работа, гибкость, честность, наслаждение обществом людей, то есть как раз те умения, которые сейчас в состоянии упадка. Хорошие оценки в школе/колледже стояли ниже в этом списке, а владение компьютером вообще в него не вошло. Насколько компьютер влияет на социальное, эмоциональное и личностное развитие, включая такие жизненно важные умения, как мотивация, внимание и память? Как мы помогаем детям развивать все качества, являющиеся составляющими индивидуальности: самопознание, ценности, мышление, заботливость, спонтанная игра и личная радость? Если мы растим детей, лишенных всего, кроме того, что «вбивается» в них извне, мы получим только печальные осколки наших собственных амбиций (с. 103). Использование компьютера дошкольниками Практически не существует исследований в поддержку занятий дошкольников на компьютере (с. 127). В течение первых лет мозг получает бесчисленное количество развивающих задач, и окружающая среда оказывает влияние на его формирование. Если среда бедна, конечное формирование нейронных соединений может исказить важные аспекты развития. В течение этих критических периодов, когда мозг быстро меняется, мы можем наблюдать относительно внезапный рост (вперемешку с необходимыми «периодами покоя») способности ребенка выполнять определенные виды умственных операций. Так как в эти годы активны практически все участки мозга, все, что ограничивает получение соответствующего опыта или устанавливает нежелательные эмоциональные / мотивационные модели, будет оказывать глубокое и продолжительное воздействие. В это же время (от рождения до 2 лет) формируется сеть соединений для развития социальных, эмоциональных и познавательных способностей – основной движущей силой является эмоциональное и языковое взаимодействие со стороны заботливых родителей. В 18 месяцев образуется очень важное соединение, когда умственный рост открывает новые окна для концептуального понимания естественных законов, управляющих одновременно человеческим поведением и физическим миром ребенка. Этот возраст также является поворотным моментом для развития коммуникабельности и организации органов чувств ребенка вокруг движения. Сажать нормально развивающихся малышей за компьютер на какое угодно (с. 128) время – абсурдно, что подтверждает следующий довод. Изучение животных на предмет повышенных сенсорных ощущений или аномальной перестимуляции более одного органа чувства в очень раннем возрасте показало, что это оказывает длительное негативное воздействие на внимание и обучение. Дети в возрасте 2 – 8 лет могут быть сильно подвержены влиянию социальных эмоциональных отношений, которые у них складываются с компьютерами. Компьютеры никогда не должны вытеснять человеческое окружение, обеспечивающее поддержку. Исследованиями американских ученых установлено, что ум ребенка, его успеваемость в школе и эмоциональная стабильность главным образом были определены личным и языковым общением со взрослыми. Дети из этой возрастной группы могут быть особенно подвержены риску, если определенные виды компьютерных программ вызывают гиперактивизацию правого полушария и вследствие этого недостаточную активность левого (с. 129), вследствие чего дети могут обнаруживать признаки социальной изоляции (с. 130). Один из важнейших учебных навыков, для которых электронная стимуляция создает угрозу, – избирательное внимание: умение управлять собственным вниманием и четко концентрироваться на том, что изучается, не отвлекаясь на посторонние вещи. Дети, которые не могут не потрогать все, что попадается на глаза, или чье умственное внимание постоянно перескакивает, когда что-то случается, называются «зависимыми от стимула». Внимание маленьких детей естественным образом перескакивает с предмета на предмет, но некоторые формы электронных СМИ могут растянуть такой период «незрелости». Отвлекающие картинки и спецэффекты в сочетании с соблазном беспорядочно пощелкать «мышкой» порождают стимулозависимое поведение, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям внимания (с.131). Созревание лобной доли коры головного мозга на протяжении детства и юности постепенно способствует лучшему развитию «оперативной памяти», способности одновременно удерживать определенное количество идей и мыслей. Например, дошкольникам трудно визуально представить рассказ, одновременно концентрируясь на сюжете и именах персонажей. Взрослея и приобретая больше практики и опыта, мозг учится зрительно представлять и удерживать альтернативные варианты. Дети со слабыми навыками визуализации могут испытывать нарушения памяти и трудности с более формальными символьными системами (например, при чтении, решении математических задач и т.д.). Исследования показывают, что то, как взрослые помогают детям научиться использовать на практике эти умения, может существенно сказаться на развитии их умственных способностей. Например, такие упражнения, как «Можешь представить себе Золушку, как она описана в сказке?», могут помочь детям расширить их способности. У детей, работающих на компьютере, такого стимула нет, так как компьютер просто сам делает за них картинки. Логическое мышление 1. Причинно-следственное мышление Дети в возрасте трех-четырех лет начинают делать логические выводы наряду с причинно-следственными рассуждениями. Взрослым трудно понять, насколько элементарно их мышление. Например, когда трехлетний Миша видит, как сталкиваются два шарика и затем один откатывается, он скорее воспримет это как два отдельных действия. К пяти годам Миша сможет сделать логический вывод, что второй шарик откатился в сторону в результате столкновения с первым. Очень маленькие дети любят забавляться с причинными связями (Миша, бывало, кидал на пол печенье с высоты своего стула-лесенки и смотрел на маму с выжидательной улыбкой: «Если я уроню печенье, тогда мама...»), но эта форма мышления быстро развивается в возрасте трех-четырех лет. Психологи пришли к заключению, что, наряду с особыми (с. 132) изменениями мозга, им требуется физический опыт выполнения последовательности действий, которые они могут контролировать (например, «Сначала я сделаю А, а в результате произойдет Б – и я могу это изменить, если по-другому сделаю А»). Таким образом, период с трех до четырех лет может стать особенно неподходящим временем для знакомства ребенка с глупыми и случайными электронными игрушками. 2. Социально-причинное мышление Социально-причинное мышление – способность догадываться, как чувствуют другие («Если я не приду, когда меня зовет мама, она может начать волноваться»), – также играет большую роль. Для прогресса требуются взаимодействие между людьми и человеческие эмоции. Физический и социальный опыт связан с умственным развитием маленького ребенка. Вызывает тревогу то, что слишком много маленьких детей учатся работать на компьютере, не понимая его «социального контекста». Трех- и четырехлетние дети не могут в полной мере понять, что реальные люди с особыми точками зрения создали то, что появляется на экране, и им требуются человеческие посредники, чтобы помочь им понять то, что они видят. Только через отношения с другими – через совместные виды деятельности, язык и чувства, разделяемые с другими, – ребенок улавливает значение. 3. Фантазия и реальность Дети младше пяти лет имеют тенденцию путать видимость и реальность. Например, если что-то двигается, они думают, что это живое. Им часто трудно посмотреть на что-то с другой стороны. Отсюда их наивная доверчивость по отношению к Интернет-рекламе или скрытым посланиям в детских компьютерных играх. К шести-восьми годам дети начинают выходить за рамки своих собственных взглядов. Они начинают отличать факт от вымысла (с. 133) во время просмотра телевизионных программ. К восьми годам большинство понимают, что вымышленные персонажи не играют эти роли в реальной жизни и что телевизионные шоу создаются и репетируются. Но такое развитие в обратной пропорции соотносится со зрительным опытом ребенка: чем больше он смотрит телевизор, тем меньше понимает различия между реальностью и вымыслом. Для детей, которые не различают, что настоящее, а что нет, электронные друзья могут представлять большую опасность, чем мы думаем. Даже детям старшего возраста трудно решить, живые компьютеры или нет, и зачастую они слишком им доверяют (с. 134). Когда дело доходит до компьютера, большинство детских психологов соглашаются со следующей философией: если компьютер может выполнить задачу лучше, чем другие материалы или виды деятельности, надо его задействовать; а если нет, не тратьте деньги и используйте методы, которые уже доказали свою эффективность. В возрасте до восьми-девяти лет ребенок мало что может сделать на компьютере, и это что-то не идет ни в какое сравнение с другими занятиями. Для детей старше девяти лет сочетание занятий на компьютере с другими видами деятельности может повысить результативность обучения, особенно если это происходит в физически и лингвистически богатом окружении (с. 138). Компьютерная зависимость Некоторые дети больше других склонны к компьютерной зависимости» и ее негативным последствиям. Для них любое количество времени у компьютера губительно. Опасные сигналы: 1. Социальная самоизоляция, проблемы с ровесниками или взрослыми. 2. Недостаток зрительного контакта. 3. «Эхолалия» – повторение фиксированных сообщений, например рекламы, вместо спонтанной и адекватной речи. 4. Неестественно навязчивое поведение, зацикливание на компьютере. 5. Повторяющиеся телодвижения (раскачивание, верчение, кружение). 6. Нарушения внимания, не типичные для данного возраста. 7. Поведение «маленького профессора»: неоднократное сообщение фактов или повторение другого материала вне контекста. 8. Проблемы с символической игрой, использованием воображения (ролевой игрой).
Компьютеры и школьники средних и старших классов Школьники младших средних классов (от 8 до 11 лет) Дети в этом возрасте все еще мыслят конкретными и буквальными понятиями: они любят выполнять рутинные дела, осваивать данные, правила, порядок и показывать свою компетентность. Будучи в общем плане прилежными и ориентированными на конечный результат, они наслаждаются выполнением (с. 161) долговременных заданий и с удовольствием хвастаются своей завершенной работой. К десяти годам они, как правило, хорошо владеют конкретными навыками (например, техникой чтения, письма и вычислений) и им нужно открывать для себя новые горизонты. Это время является самым подходящим для мультимедийных программ, формирования навыков проведения исследований и управления базами данных или электронными таблицами. Это также отличное время, чтобы с помощью качественного программного обеспечения пересмотреть основные умения и заполнить пробелы, например потренировать орфографические умения или проверить знания математических «фактов». И в школе, и дома детям все еще требуется интенсивная поддержка взрослых. Будучи очень заинтересованными в усвоении информации, они часто с удовольствием работают с пособиями, например электронными энциклопедиями или Интернет-поисковиками, которые могут оказывать помощь, что может привести к низкой результативности, если отстает уровень чтения. Особое удовольствие им доставляют исследования, которые являются значимыми в глазах взрослых и могут принести какую-то реальную пользу. Так как большинство ребят с готовностью берутся за выполнение рутинных заданий на компьютере, мы можем переоценивать значимость и полезность компьютеров для них. Хорошие учебные задания для учеников средней школы должны включать (с. 162) следующее: большую часть жизненного опыта, обширную интеграцию посредством способов обучения (например, текстовых источников, практических видов деятельности, музыки, письма и зрительного искусства), проверки понимания и использования времени и структурированные закрепляющие задания (с. 163). Школьники средних классов (от 12 до 14 лет) Мозг ученика средних классов особенно приспособлен для приобретения обширного опыта и развития ощущений. Начиная с десяти лет новые связи подготавливают мозг для более сложного мышления. Бурное развитие лобных долей помогает связать мышление с действием, подавлять импульсивные ответные реакции, способствовать прогнозированию, управлять мотивацией и понимать вещи, рассматривая их с более глобальной точки зрения. У большинства детей улучшается качество интермодальной обработки информации (т.е. способность без усилий комбинировать чувства), так что они могут обучаться содержанию без отвлечения на технические особенности машин или компьютерных программ (например, читать с экрана и делать пометки). Интеллектуальной задачей ученика средней школы является необходимость научиться мыслить не конкретно, а абстрактно, о вещах, которые нельзя увидеть, потрогать или физически повертеть в руках (например, о метафоре, научной гипотезе, понятиях коэффициента, пропорции и вероятности) и работать с системами абстрактных символов (например, грамматическими правилами, алгебраическими формулами). В этом может помочь правильно подобранная компьютерная технология, обеспечивающая технологический «мостик» от конкретного мышления к абстрактному. Поставив во главе обучения педагогические цели, можно выборочно использовать технику и компьютерную технологию, чтобы представить динамические наглядные модели основных понятий, помочь ученикам собирать и показывать данные, позволять им конструировать и работать с «объектами» на экране, например графиками или геометрическими фигурами, и открыть учителям и исследователям окно в мир мышления и познания ученика (с. 167). Даже большинство учеников старших классов еще не готовы полностью погрузиться в виртуальную среду обучения, им все еще требуются практическая значимость и физические ощущения. Обучение биологии или физике лишь с экрана может быть даже опасным. Так как на этот период приходится пик созревания лобной доли, учителя и родители должны внимательно отнестись к опасности чрезмерного развития познавательных функций в ущерб социальному поведению. Учебная программа, которая отделяет познавательное содержание от соответствующей эмоциональной нагрузки, может привести к серьезным пагубным последствиям. Для учеников подросткового возраста большое значение имеют организующие возможности для совместной работы. Как и все мы, они лучше учатся, когда чувствуют какую-нибудь практическую или личную ценность изучаемого материала. Однако из-за того, что развитие мозга дает им более абстрактный «взгляд на мир», они также могут быть заинтересованы темами, которые выходят за пределы их непосредственного окружения, и проблемами, на которые нет очевидного правильного ответа (например, обсуждение достоинств и недостатков каких-то тем, таких как следует ли разрешать рекламу в Интернете и т.п.). В связи с тем, что эти дети не могут еще критически оценить качество материала, мы должны научить их отличать ценное от ненужного. Они могут зачастую слишком верить чему-то, что они видят в печати или слышат из авторитетного источника. Некоторым подросткам все еще нужен совет взрослого относительно материала, который они видят или скачивают. Оскорбительный или волнующий материал может привести не только к эмоциональным, но и к когнитивным проблемам. Использование правого полушария может легко изменяться под воздействием негативных эмоциональных стимулов, например неприятных фильмов или страшной музыки, которые затрагивают правое (более эмоциональное) полушарие. С другой стороны, вербальные задачи, не представляющие угрозы, воздействуют на левое (более логико-лингвистическое) полушарие (с. 168). Другими словами, у учеников, которые недавно посмотрели жестокий или неприятный материал, возникали нейрофизиологические барьеры для выполнения заданий, затрагивающих левое полушарие, например при чтении, письме или математических вычислениях (с. 169). Школьники старших классов (от 15 лет и старше) Вопрос о соответствующей степени погружения учеников старших классов и студентов колледжа в электронную среду все еще остается спорным. Большинство подростков соглашаются с тем, что новые технологии являются важным и ценным дополнением к образованию учеников старшего возраста. В возрасте шестнадцати лет мозг вступает на путь ко взрослой жизни. Ученики этого возраста уже имеют более широкий взгляд на вещи и растущую способность обдумывать тенденции, вопросы и нравственные дилеммы. Эти годы представляют собой идеальное время для изучения истории науки и технологии и их воздействия на человеческую культуру. Следует учитывать, что при преобладании каждой технологии что-то безвозвратно теряется. Для них подойдут междисциплинарные курсы, охватывающие такие вопросы, как: влияние средств информации на мышление и социальное развитие; культурные, экономические и политические последствия применения компьютерной технологии, виртуальность и реальность и т.п. Однако, когда материал является трудным или незнакомым, следует обращаться к конкретному обучению. Вследствие этого для этой возрастной группы все еще важны компьютерные программы, которые обеспечивают переход от конкретного к абстрактному (с. 171). Именно в эти годы особое значение приобретают понимание и точное мышление в рамках определенной дисциплины. Для этого целесообразно использовать проекты, задействующие компьютер (Интернет). Литература: 1. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». – М.: АРКТИ, 2005. – 192.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |