Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новгородское зодчество XIV – XV веков

С конца XII века в новгородском зодчестве наметились серьезные перемены. Меняется материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формирует пластичные силуэты новгородских построек. Шире используются полукоробовые своды. Из трех апсид остается одна. (ц. Спаса на Ковалеве, 1342 г.; ц.Успения на Волотове, 1352 г.)

Расцвет зодчества приходится на вторую половину XIV века. В этот период построена церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360 – 1361, - четырехстолпный одноглавый храм. В церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) декоративные элементы не вторят конструкции, им отводится более значимое место.

В конце XIV – начале XV веков поиски выразительного облика храма происходят в границах сложившегося архитектурного типа (ц. Иоанна Богослова в Раковицах, 13384 г; ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.). Но в целом архитектура не выдвинула ничего нового, опираясь на классику XII – XIV веков. Отстаивая независимость перед Москвой, новгородское боярство поднимало на щит все, что так или иначе ассоциировалось с «золотым веком» Новгорода.

XIV век - «золотым век» новгородской монументальной живописи. ЕЕ развитие осуществлялось на основе местной самобытной школы и в тесном контакте с живописцами византийско-славянского мира (Феофан Грек; сербские мастера, расписавшие церковь Спаса на Ковалеве).

Феофан Грек (1330-е - 1405?) наделен необыкновенным темпераментом, индивидуальной творческой манерой, открытым и проницательным умом. На Руси его называли «философом». Он работал без иконографических «образцов», в постоянном движении, не прерывая разговоров с любопытными, окружавшими его.

В 1378 году Феофан по желанию боярина Василия Даниловича Маликова и уличан Ильиной улицы расписал церковь Спаса Преображения. Вседержитель в куполе преисполнен энергии демиурга. Особая черта мастера – яркие белые блики на фигурах, полных экспрессии и душевного напряжения (Макарий Египетский, Троицкий предел церкви).

Росписи церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле близки по технике к феофановским, но колорит говорит о принадлежности их работе новгородских мастеров.

Своей зрелости новгородская иконопись достигла во второй половине XIV – начале XV веков. В XV веке живопись выходит из тени монументальной живописи. С этого времени очень популярными становятся изображения избранных святых – по 2-3, по 4 и более во весь рост и по пояс. Изображались полезные «скоропомощники» в важных делах: Илья-громовержец – податель дождя; Никола – покровитель путешествующих и страждущих, защитник от пожаров: Георгий, Василий, Флор и Лавр – патроны земледельцев и домашнего скота; Параскева Пятница и Анастасия – покровительницы торговли. Одним из любимых был образ воина-змееборца Георгия.

Тематика икон иногда непосредственно связана с миром - «Молящиеся новгородцы», 1467 г. Ее композиционное поле разделено на два яруса. В верхнем – деисусный чин, в нижнем – молящиеся бояре (Георгий, Макария, Яков, Стефан, Тимофей и Олфим). Икона «Знамение» трактует события новгородско-суздальской войны 1169 года.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восточнославянское жилище XII-XIV веков | Искусство Москвы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.