КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и характерные черты современного менеджмента
Русское слово «менеджмент» происходит из английского языка: management можно перевести на русский как «управление», «руководство». Слова заимствовали для того, чтобы обозначать при его помощи что-то новое. Существует множество определений менеджмента. Наиболее употребляемые. Менеджмент – 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица. Менеджмент – теория и практика управления производством и сбытом, ориентированные на повышение эффективности и увеличение прибыли. Менеджмент – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Менеджмент можно рассматривать одновременно как: 1) процесс, в ходе которого профессионалы создают организации, формулируют цели и методы достижения этих целей, планируют, координируют деятельность организации в целом, ее структурных подразделений и отдельных сотрудников; и как: 2) специальный орган управления современных коммерческих и некоммерческих организаций. Менеджмент – это форма общественной практики людей, обеспечивающая функционирование и развитие предприятий, реализацию стоящих перед ними целей. Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство. Поскольку деятельность организации складывается из взаимодействия огромного количества элементов, колеблющихся от воздействия внутренней и внешней среды, а главным элементом системы выступают люди, то управление организацией можно считать не только наукой, но и искусством. Дело в том, что полностью просчитанный научный подход в некоторых ситуациях может дать непрогнозируемый результат из-за неискусного его применения. Существует мнение, что действительно эффективно может управлять организацией только человек, обладающий управленческим талантом, разумеется, использующий научные методы и действующий на основе опыта. Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо опосредованно влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и должны учитываться положения трудового права. Как самостоятельная наука, со своим предметом и методом, менеджмент сформировался в конце ХIХ века. Менеджмент дает нам возможность управлять организацией таким образом, что ее деятельность оптимизируется – дает максимальный результат в данных конкретных условиях. Цели менеджмента: - получение (увеличение) прибыли; - повышение эффективности хозяйствования; - удовлетворение потребностей рынка; - решение социальных вопросов. Задачи менеджмента: - организация производства конкурентоспособных товаров; - совершенствование производственного процесса; - внедрение новейших наукоемких технологий; - повышение качества продукции; - снижение затрат на производство. Почему возник менеджмент? Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует. И, конечно, тех, кто всем этим руководит. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления: 1) основная причина – разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом; 2) технологическое усложнение процесса производства. По мере того как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции распределялись между участниками производственного процесса; 3) усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем. Современный этап развития производства характеризуется тем, что важную роль стали играть очень крупные производства и корпорации, обладающие огромной структурной сложностью. Естественно, это привело к разделению труда и в управляющей подсистеме, поскольку принятие управленческих решений оказалось очень сложным процессом, требующим учета множества факторов. Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана в 1866 г. Американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев. Школа научного управления (1885 - 1920) как этап в развитии менеджмента. Основана на работах Фредерика Унислоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров) обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переработку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации. В рамках данной школы были разработаны основные принципы управления, которые не потеряли своего значения до сих пор: 1) отчетливо поставленные цели – это исходный пункт управления; 2) здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск причин; 3) компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций; 4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением; 5) справедливое отношение к персоналу; 6) быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет; 7) диспетчирование; 8) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов; 9) нормализация условий труда; 10) нормирование операций; 11) письменные стандартные инструкции; 12) вознаграждение за производительность. Административная (классическая) школа управления (1920 - 1950). Это направление связано с именем Анри Файоль (отец менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию. Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организации: разделение труда; неотделимость власти от ответственности; дисциплина; единоначалие (единство распоряжения); единство направления (каждая группа должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя); подчиненность индивидуальных интересов общим (интересы одного работника, даже руководителя, не должны превалировать над интересами компании); вознаграждение персонала по справедливости; централизация (соотношение между централизацией и децентрализацией); иерархия; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух. Школа человеческих отношений (1930 - 1950) и поведенческих наук (1950 – по настоящее время). Наибольший вклад в развитие школы внесли два ученых – Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо на заводе «Вестерн Электрик» открыли дорогу новому направлению в теории менеджмента. Четкий алгоритм рабочих операций даже в сочетании с хорошей заработной платой не всегда вел к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным. Современные школы менеджмента (1950 г.). Основные направления, в которых в настоящее время развивается наука об управлении: 1) исследования, посвященные организационной культуре. Если этого не будет, у человека может возникнуть внутренний конфликт, связанный с тем, что принципы общественной жизни противоречат тем принципам, которые установились внутри организации; 2) исследование аспектов управления, связанных с международным сотрудничеством; 3) рост исследований управления как системы; 4) влияние технического прогресса на управление. Ключевой характеристикой науки управления является замена ключевых рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Использование компьютера позволило конструировать модели возрастающей сложности. Современные подходы в менеджменте. Процессный подход. Данный процесс состоит из 4-х функций: - планирование – функция, определяющая цели организации, а также задачи для членов организации, которые они должны выполнить, чтобы добиться поставленных целей; - организация. Организовать – значит создать определенную структуру; - мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей; - контроль – процесс обеспечения эффективной работы на основе владения информацией об уровне достижения запланированных результатов и своевременной коррекции возникающих отклонений от первоначального плана. Системный подход. Рассматривает организацию как систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых подсистем, а также как систему открытую, постоянно взаимодействующую с внешней средой. Производственные системы – особый класс систем, состоящих из трудящихся, орудий и предметов труда и других элементов, необходимых для функционирования системы, в процессе которого создаются продукция или услуги. Системы могут быть открытые (взаимодействует с внешней средой) и закрытые (аудио-видео техника, работающая на автономном энергопитании). Организация – открытая система: Входы: информация, материалы, капитал, трудовые ресурсы. Преобразования: обработка и преобразования входов (зависит от эффективности управления). Выходы: продукция и услуги, прибыль, социальная ответственность, рост, удовлетворенность работников. Организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем (цех – участок, смена - бригада). Ситуационный подход. Использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Данный подход пытается увязать конкретные приёмы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы наиболее эффективно достигать целей организации. Процесс ситуационного подхода: 1) руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность; 2) каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные); 3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию; 4) руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями. Основные разновидности менеджмента. Стратегический менеджмент направлен на определение глобальных целей, к которым стремится организация. Производственный менеджмент направлен на принятие решений, касающихся использования тех или иных технологий, загрузки оборудования, объёмов и структуры выпуска продукции. Менеджмент персонала направлен на то, чтобы повысить эффективность использования персонала. Маркетинговый менеджмент «отвечает» за организацию взаимоотношений организации с рынком. Инновационный менеджмент направлен на создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий. Снабженческо-сбытовой менеджмент направлен в основном на сбытовые операции. Финансовый менеджмент занимается регулировкой денежных потоков.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |