КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая политика
Классификация ФК В зависимости от субъекта, осуществляющего ФК, различаются основные направления контроля: · государственный ФК обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед гос-вом и соблюдение законности; · внутрихозяйственный ФК защищает интересы хоз. субъекта и его коллектива от злоупотреблений, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности; · правовой ФК осуществляется в интересах всего общества, проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз и других проверок; · независимый (аудиторский) контроль преследует интересы участников хозяйственных процессов (поставщиков и покупателей, банков и прочих организаций) посредством проверок финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятий, достоверности учета и отчетных данных; · общественный контроль проводится общественными организациями (н-р, профсоюзами). В современных условиях действенной силы не имеет. По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий ФК. Предварительный ФК проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности – проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п. (объектом контроля является соблюдение финансового законодательства – норм, нормативов, лимитов и т.д.) Текущий ФК – это контроль в процессе совершения финансовых операций (в ходе выполнения фин. обязательств перед гос-вом, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.) Последующий ФК – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения бюджетов, финансовых планов и смет, уплатой налогов и т.д.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. По методам ФК различают: § наблюдение – предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля; § проверка – касается основных вопросов фин. деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и иных документов для выявления нарушений фин. дисциплины и устранения их последствий; § обследование – производится в отношении отдельных сторон фин. деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки фин. положения объекта контроля, необходимости реорганизации пр-ва и т.д.; § анализ – проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических методов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и пр.; § ревизия – проводится с целью установления законности фин. дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизия проводится на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: o проверять на ревизуемых объектах первичные документы, бух. отчетность, планы, сметы и т.д.; o проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; o привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизий; o получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др. Ревизии подразделяются на несколько видов
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального характера. Содержание финансовой политики включает следующие звенья: · выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения; · определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренной экономической, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; · осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определение экономической и социальной политики. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. Основными задачами финансовой политики являются: · обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; · установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; · организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; · выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями; · создание эффективной системы управления финансами. Финансовая политика как специфическая часть человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику. Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. В процессе проведения финансовой политики важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной. Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм организации финансовых отношений. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Структура финансового механизма довольно сложна. В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных и муниципальных финансов. В свою очередь, каждая из этих включает отдельные структурные звенья. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному (например, система взимания платежей в бюджет может носить налоговый и неналоговый характер). Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. Регулирующий финансовый механизм реализуется в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (например, организация финансовых отношений коммерческих организаций). В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а организация самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |