КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура политики
III В любой науке есть тот или иной набор основных понятий (категорий), с помощью которых описываются сущностные свойства и закономерности изучаемого объекта. Политологические категории (от греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - что форма осознания наиболее общих характеристик политики. Ключевыми понятиями политологии являются - "политика", "политическая власть", "политическая система", "государство" и др. Изучение политической науки во многом как раз представляет собой процесс овладения категориальным аппаратом политологии, что позволяет в последующем приступить к самостоятельному анализу законов, действующих в политической сфере общества. Для обозначения "границ" политики, ее отличия от других сфер общественной жизни, описания истоков и составных элементов в политологии используется интегральное понятие "политическая сфера общества". Данная категория является наиболее абстрактной в политической науке и обозначает ту область общественной жизни, которая охватывает политические отношения данного общества. К числу структурных компонентов политической сферы общества относятся, политический интерес, субъект политики, политическое сознание и т.д. * ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС - внутренний мотив, побудитель действий в социально-политической области; осознанное выражение потребностей общества, социальной группы, партии или движения в социально-политической сфере общественной жизни. Серьезные различия и особенно противоположность политических интересов составляет основу конфликтом. Учет и гармонизация различных интересов составляет одну из главных задач политики. * ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - форма общественного сознания, связанная с процессом отражения и выражения политических процессов, потребностей и интересов различных социальных групп и населения в целом. * ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - взаимодействие социальных групп между собой и органами власти по поводу захвата, удержания или распределения политической власти; вид общественных отношений, центральным объектом которого выступает политика, политическая (государственная) власть. * ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - устойчивые объединения людей ставящие задачу достижения общих политических целей. Политические организации концентрируют властное волеизъявление граждан и воплощают его в управленческих решениях. * СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ - лица, общественные группы, партии, активно воздействующие на принятие и осуществление властных решений в данной политической системе. * ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - разнообразные формы вовлеченности индивидов, их организаций и ассоциаций в политический процесс. Каждая наука отличается от других не только своим предметом, но и методами. МЕТОД в науке это способ достижения (выявления) ее предметной области. Политология как разновидность научной деятельности и отрасль научного знания использует общенаучные методы познания - наблюдение, сравнение, анализ, синтез и т.д. Естественно, в силу специфики предмета исследования данные общенаучные методы подвергаются определенной трансформации. Политологическое знание можно подразделить на три взаимосвязанных, но относительно автономных уровня: 1.Теоретико-методологический уровень, где представлена политическая теория в виде системного знания об общих закономерностях становления и развития политических систем. Здесь используются диалектический, системный, структурно-функциональный методы исследования. 2. "Средний" уровень политологического знания, где рассматриваются политические процессы применительно к конкретному этапу социального развития. С помощью сравнительно-исторического, сравнительно-типологического, культурологического, нормативного и т.д. методов разрабатывается теория, которая уже не обладает предельной широтой абстракции в области политических явлений, но зато способна объяснить и классифицировать многие реальные политические события. 3. Эмпирический уровень, где с помощью общенаучных методов и методов конкретно-социологических исследований описываются и подвергаются первичной научной обработке политические институты, идеи, организации, отношения. И хотя здесь нет понимания общих закономерностей общественно-политической жизни, тем не менее без этого - первичного, исходного и во многом базового уровня исследований - политология бессильна и бесплодна. Эмпирические методы наиболее интенсивно начали развиваться на рубеже XIX-XX вв., когда возникла острая практическая потребность в обширном и объективном знании в политической области в связи с приобщением больших масс людей к политике. ФУНКЦИИ политологии раскрывают место и роль данной науки в системе научного знания, способы и характер воздействия на общественную жизнь. Выделяют следующие основные функции политологии. 1. Теоретико-познавательная функция. Тут политология выступает преимущественно как научная дисциплина, призванная выработать теорию политики, дать точные и адекватные знания о политической жизни общества. Здесь занимающийся политикой выступает не как политик, а как политолог. Задача последнего не в том, чтобы принять ответственное решение по злободневным политическим проблемам, а глубоко проанализировать историю и современное положение дел в политической сфере, проверить актуальность и эвристичность прошлых теорий и методов, построить новые политологические теории и выработать новый методологический и методический инструментарий. Здесь политолог не может не занимать критическую позицию в отношении всех или по крайней мере большинства политических теорий и тем более политических идеологий и партийных программ. 2. Прогностическая функция, которая вытекает из первой и состоит в раскрытии тенденций развития политических процессов, а в их контексте - в прогнозировании будущих политических событий. Давно замечено: "Нет ничего практичнее хорошей теории". Политик, надеющийся в будущем выйти "в люди" с помощью метода "проб и ошибок", рискует больше не появиться "на люди", так как окажется безоружным и неготовым к будущим событиям. Достаточно указать на то, что без прогностических выкладок солидных научных убеждений не проводится ни одна современная выборная кампания, ни одна широкая политическая акция, чтобы подчеркнуть важность этой функции политической науки. Естественно никому и никогда не удавалось и не удастся сделать 100%-ный прогноз однако на основе даже приблизительного описания будущих реалий политическую практику можно сделать более рациональной и планируемой. Даже перед современным человеком политическая жизнь предстает нагромождением непонятных событий и разноречивых устремлении. Поэтому в целях поддержания общественной стабильности и безопасности государства и его граждан всегда важно выделить и указать на главные события и тенденции, оттенить наиболее перспективные и значимые из них. Этим также занимается политология. 3.Мировозренческо-идеологическая функция состоит в том, что политическая наука помогает установить приоритеты в отношении политических целей идеалов, учений. Политически неискушенный (а он всегда одновременно и самый самонадеянный) человек одинаково легко может попасть под влияние какой-либо современной политической идеологии. Политическая наука призвана помочь индивиду разобраться в истории и теории различных идеологий, выявить их достоинства и недостатки, сознательно самоопределиться в отношении к каждой из них. Конечно политологи, изучающие политику, являются живыми людьми, а поэтому не могут полностью избежать политического влияния той или иной идеологии. К. Маркс указал на социальную обусловленность, а значит вольную или невольную идеологичность всякого типа мышления. К тому же не все можно познать и рационализировать. Поэтому политологи не могут избежать оценок и личных пристрастий в политике и зачастую выступают в качение идеологов, обосновывая и поддерживая те или иные учения или теории. В истории политологии хорошо известен феномен "нормативной" политологической мысли: политолог описывает историческую реальность не такой, какой она является на самом деле, а такой, какой она должна быть с точки зрения идеолога (Платон об "идеальном государстве", социалисты-утописты и анархисты о будущем обществе и проч.). 4. Экспертно-прагматическая функция вызвана к жизни чрезвычайным усложнением всех сторон общественной жизни. Современная политика требует тщательного анализа целей и задач политической деятельности, путей и средств достижения поставленных задач и оценки влияния различных факторов на эффективность деятельности. Все это приводит к необходимости широкого применения экспертных оценок в процессе формирования и выбора политических решений. Сущность метода экспертных оценок заключается в рациональной организации проведения экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенное мнение группы экспертов принимается за основу решения проблемы. В отличие от своей первой функции, где политика выступает в качестве "politics", данная функция политики предстает в виде "policy". Уже в древности представители политологической мысли пытались повлиять на современных им правителей. Сегодня любой крупный политик не сможет эффективно работать без соответствующего штата политологов-советников. Можно выделить два основных способа влияния политологов на политиков: а) опосредованное - через экспертные оценки, справки, консультирование, разработку и распространение новых теорий и учений и проч.; б) прямое - когда профессиональные политологи приходят на выборные должности или в госаппарат и получают непосредственную возможность осуществить свои теоретические прожекты на практике. Следует помнить, что политолог ищет истину, а политик преследует пользу. Ученый сомневается, а практик не имеет на это право: он должен увлечь за собой людей, что подразумевает убежденность в единственности и правоте собственной точки зрения. Как только у политика появляются нотки сомнений, люди перестают за ним следовать. Итак, если за политологией закреплять лишь первую функцию, то тогда политология излишне отдаляется от политики, зачастую превращается в схоластическую теорию; и наоборот, если преувеличить значение данной функции политологии к забыть про первую, то тогда ей грозит участь "полицейской науки", насильно навязывающей общественному мнению свои теории. Здесь естественные различия между аналитиком и практиком превращаются в неестественное противостояние между политологом и политиком: либо ученый, либо партийный функционер. 5. Информационно-коммуникативная или просветительская функция политологии, при отправлении которой политология выступает, в частности, и как учебная дисциплина. Политология здесь является источником обширной и достоверной информации о состоянии общества, способом организации коммуникации между противостоящими идеологическими и политическими группировками. Естественно, в силу излишней идеологической зашоренности или политической ангажированности тот или иной политолог (школа и т.д.) могут вместо ликвидации политической неграмотности насаждать ее. Например, далеко не безобидна в научном плане идеологическая установка американской системы образования: изучение политологии призвано "помочь" студентам понять американскую систему правления "как самую демократическую", Это уже вполне определенная "политика" по отношению к самой политологии. В самом общем виде существо данной функции сводится к максимальному распространению в обществе объективного политологического знания и вооружения масс доступной методикой политического анализа.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |