КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Социально-политическая мысль в России в
IV III II I ПЛАН 1. Особенности развития политологии в Новое время - 2. Теории "естественного права", "общественного договора" и "разделения властей". 3. Учение просветителей о правах и свободах личности. 4. Идейно-политические основы образования США- Особенности политической мысли Нового времени вытекают из специфики исторического развития ряда передовых стран ХVII-ХVШ вв.: феодальный строй клонится к упадку, и в ХVI-ХVII вв. уже совершаются первые буржуазные революции в Голландии и Англии (характерно, что именно в этих странах - затем во Франции и США - живут и работают ведущие мыслители в области политологии). Среди наиболее показательных особенностей политической мысли Нового времени выделяются следующие: 1. РАЦИОНАЛИЗМ - стремление превратить политику в "точную" науку и; оценить социально-политические отношения с точки зрения "здравого смысла"; попытка вывести государство из разума и опыта. Для передовых мыслителей Нового времени "разум" и "справедливость" были синонимами. 2. ИСТОРИЦИЗМ - сравнительно-исторический и сравнительно-типологический подходы к изучению общества и государства; выявление конкретных причин, структуры, тенденций развития различных политических явлений. 3. РЕАЛИЗМ - поиски "естественных" оснований политической жизни; в основу механизмов функционирования государства кладутся реальные интересы ("природа") человека. 4. ГУМАНИЗМ - ориентация на человека, его права и свободы; поиски гуманистических критериев для оценки всякой политической деятельности. 5. ПРАГМАТИЗМ (ПРАКТИЦИЗМ) - требование практической отдачи от политической теории; появляются первые конституционные акты (1689 - Билль о правах, 1789 - Декларация прав человека и гражданина и т.д.). в которых политические идеи претворяются в политическую практику, институциализируются. Основой политической мысли Нового времени стало "юридическое мировоззрение", которое базировалось на революционной идее формального (юридического) равенства всех людей перед законом. Свое наиболее яркое выражение новая мировоззренческая установка нашла в теориях "естественного права", "общественного договора" и "разделения властей". В качестве основополагающих идей, проблем и тенденций развития политической мысли данного периода можно назвать также - выдвижение идеи народного суверенитета, становление либерализма и консерватизма, обоснование конституционного парламентаризма, разработку концепций гражданского общества и правового государства. ТЕОРИЯ "ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА". Ее первыми представителями стали голландские мыслители ГУГО ГРОЦИЙ (1583-1645) и БАРУХ СПИНОЗА (1632-1677). Некоторые положения концепции "естественного права" были обоснованы еще Платоном, Аристотелем и Цицероном ("естественное право" как критерий оценки политических порядков). Однако как целостная система взглядов теория "естественного права" сложилась в ХVII-ХVIII вв. в ходе борьбы против сословных привилегий. Гроций и Спиноза существенно изменили сам подход к "естественному праву": они ввели понятие индивидуальных прав, что привело к повороту от космологической (Античность) и теологической (Средневековье) трактовок данного понятия к социально-политической постановке вопроса (Новое время). Г. Гроций разделил право (законы, обычаи, нормы, царящие в обществе) на три части: 1. Естественное право - совокупность прав и свобод, присущих "по природе" (по естеству, от рождения) каждому человеку. Все люди от природы одинаковы. В своем "естественном' (особенно догосударственном) состоянии ни один человек не имеет больше прав, чем другой. Естественное право не мог бы отменить даже сам Бог. Отсюда вывод - именно "естественное право" есть та основа (естественно-природная, неизменная, а значит, самая разумная и нравственная), с которой должны согласовываться социально-политические порядки и законы государства. 2. Волеустановленное божественное право - это те порядки, которые вытекают из вероучения и установлений той или иной церкви. На территории Западной Европы такой конфессией и церковью было католичество (долгое время здесь господствовало "каноническое право"). Возвысив естественное право до свойства природы человека, Гроций вместе с чем не считал его самоочевидным - его еще нужно понять и описать. В определенной степени оно воплощено в "волеустановленном" праве, но в искаженном виде. 3. Волеустановленное человеческое право - это те законы, которые установлены верховной властью в данном государстве. Они могут кардинально отли чаться друг от друга у разных народов, но всех их роднит одно существенное сходство: они привносятся извне, навязываются человеку сторонней силой. Известно, что в Античности и в Средние века индивид обладал определенными правами и свободами только в силу принадлежности к некоторому классу или сословию (первенство "волеустановленного" права). Теперь все изменяется: теоретики естественного права наделяют человека неотъемлемыми правами от рождения, "по природе" (главенство "естественного" права), то есть независимо от воли и разума государственной, церковной и иной власти. Было сделано ударение на том, что в обществе именно потому существуют конфликты, беспорядки, угнетение, что "волеустановленные" законы не соответствуют "естественному праву". Оставалось сделать малое, но самое важное: осознать характер "естественного права" и привести общественно-политические порядки в соответствие с ним. Со временем главные положения теории "естественного права" кристаллизировались в политические лозунги и программы, легли в основу нового политического строительства. Так, "естественные" права на самосохранение (на жизнь), на индивидуальное определение своего образа жизни, на свободный договор с другими людьми и пр. были постулированы в преамбуле первой французской Конституции в виде таких прав, как право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Итак, мыслители Нового времени попытались без ссылок на Священное Писание осмыслить политическую жизнь. С точки зрения теории естественного права, права человека - так же стары, как и сам человек: они у него были до появления государства, религии и пр. Права есть нечто прирожденное, а значит - бесспорное и самоочевидное. Отсюда, с одной стороны, огромный мобилизационный потенциал этой теории (не исчерпанный до сегодняшнего дня), а с другой - противоречивость (извечная проблема соотнесения "естественных" и "волеустановленных" прав человека и гражданина), неисторичность. Последующим поколениям политологов придется много потрудиться, чтобы показать "права и свободы" в качестве исторического продукта развития личности и общества. Теория естественного права явилась первой попыткой определить общество, исходя из личности. Она поставила кардинальный вопрос; что является "естественным" для человека и общества, что в личности и обществе есть человеческое? Из теории естественного права вытекало, что "естественное" в обществе - это цивилизованность (цивильность). Гражданское общество - это общество людей, объединенных в государство. Общество, таким образом, было осмыслено уже не как продукт природы, но человека и более узко - политики: государство "цивилизует" общество, выводит его из естественно-дикого состояния. С другой стороны, само государство ограничено в своих действиях унаследованными от естественного состояния "естественными правами" человека. Итак, государство охраняет естественные права граждан и одновременно обуздывает природные инстинкты человека; общество со своей стороны -обуздывает "естественные" побуждения властвующих к неограниченной свободе (господству). ТЕОРИЯ "ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА" Эта теория логично вытекает из предыдущей и - в этом смысле - является совершенно новой теорией, вытеснившей концепцию божественного происхождения государства. Вместе с тем она явилась преемницей прошлого учения о «государственном договоре» (народа с властелином), которое, конечно, было существенно переработано. Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие мыслители данной эпохи создали весьма непохожие друг на друга варианты теории "общественного договора", однако в своих главных чертах они составляли единую концепцию договорного происхождения государства. Вместо средневекового положения "Нет власти, кроме как от Бога" приходит убеждение, что законная власть -это искусственный продукт добровольного соглашения свободных и добродетельных людей. "Общественным договором" мыслители назвали переход когда-то разрозненных индивидов (находившихся в "естественном» досоциальном, догосударственном состоянии) к гражданскому, общественному, государственному образу жизни посредством взаимного ограничения перенесения друг на друга своих неотъемлемых (прирожденных) прав в коллективном договоре. Если в "естественном состоянии" права и свободы каждого человека ограничены такими же правами и свободами других людей (напрямую и в неразумной форме), то в гражданском состоянии это ограничение совершается осознанно и через посредство государства. Государство - неизбежный плод общественного договора. Причем, договорившись о создании государства и перейдя из области свободы в сферу господства и подчинения люди вовсе не теряют свободу, поскольку делают свой выбор добровольного общего блага. Итак, с появлением государства общество переходит из естественного состояния (ростки учения о «гражданском обществе»), главным признаком которого признается наличие общеобязательных гражданских, то есть поддерживаемых силой государства законов. По мере развития данной теории сам "общественный договор" стал рассматриваться не как реальный исторический факт, а просто как эвристическая идея: пусть такого факта и не было нигде в истории точки зрения разумного обустройства общества - подобное коллективное действие было бы вполне разумным поступком людей и могло бы даже лечь в основу рационально устроенной государственной жизни. Наиболее радикальную версию "общественного договора" создал французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1777) который в работе "Об общественном договоре" выдвинул идею народного суверенитета. По Руссо, человек в естественном состоянии жил в гармонии с природой и с другими людьми, однако рост населения привет со временем к тому, что на ряду с сотрудничеством среди людей распространилось также соперничество. К естественным "потребностям тела" прибавились искусственные "потребности духа", и поэтому к естественному неравенству добавилось социальное неравенство. Отсюда рост столкновений и конфликтов. Возникает потребность в общественном договоре, где "...каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для всех нас вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого". Такое перенесение индивидуальных прав на народ как целое (а не на суверена или на государство) и привело Руссо к идее народного суверенитета. Если у Т.Гоббса "общественный договор" - это договор между людьми с последующим отказом от части своих прав в пользу суверена, то у Ж.Ж.Руссо такой договор предполагает не отказ, а лишь передачу некоторых прав вышестоящей власти. Подлинным суверенитетом обладает только народ. Причем, суверенитет не может быть отчужден от народа ни до, ни после избрания верховной власти. Любые правители есть лишь уполномоченные народа. Любая политическая власть имеет законную силу только благодаря "первоначальному соглашению" людей друг с другом и властью (здесь предвосхищаются будущие институты выборов, конституции, другие современные формы политической жизни). Отсюда также следовал вывод, что народу лучше всего властвовать непосредственно (учение о непосредственной демократии) или постоянно контролировать деятельность власти. Как последовательный сторонник "плебисцитарной" (прямой) демократии, Руссо решительно против идеи представительства, так как любое "перепоручение воли" таит в себе опасность ее искажения. Мнение большинства непререкаемо. Но этот вывод имеет в себе и обратную сторону: при такой форме народоправства возникает феномен анонимности и деперсонализации. Руссоистская концепция демократии неизбежно наталкивается на проблему правового обеспечения подлинности (а что если индивида принудили к определенному решению?) и действенности личного волеизъявления (по Руссо, несогласный должен покинуть пределы страны). Возведенный в абсолютную ценность принцип народовластия как бы отменяет проблему индивидуальности и грозит довести требование равенства до уравниловки. Правда, в эпоху Руссо актуальной как раз была задача передачи власти от меньшинства к большинству, но в последующее время во весь рост встанет и иная проблема демократии: как отстоять права меньшинства против возможной тирании большинства. Совсем иную трактовку теории естественного права и общественного договора продемонстрировал другой крупнейший мыслитель Нового времени Т.Гоббс. Выдающийся политический мыслитель Англии периода буржуазной революции в середине ХVIII в. ТОМАС ГОББС (1588-1679) считал, что в естественном состоянии среди людей шла "война всех против всех": все люди равны, имеют равные права и одинаковые желания; но так как "люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям", то между ни/ми царит недоверие, соперничество, вражда. Действует правило: "Делай все что угодно и против кого угодно". Ты можешь посягнуть на любую жизнь, но и любой может посягнуть на твою. Такое первобытное "право на всё" неизбежно ведет к войне. Страх и разум постепенно подталкивают людей к общественному договору, к отказу от некоторых своих прав и переносу их на государство. По Гоббсу, прав Макиавелли, а не Аристотель: человек вовсе и не способен к общественной жизни "по природе"; к жизни в государстве его подталкивает страх смерти и разум. Гоббс называет государство "Левиафаном" (имя чудовища из книги Иова, сильнее которого в мире ничего нет и которое создано для устрашения людей). Это - главное искусственное творение людей. Этому "земному богу", "искусственному человеку" люди обязаны своим относительным покоем: они переадресовали ему часть своих прав, а он взял на себя функцию по защите остальных прав и свобод людей. Особенности гоббсовой трактовки государства состоят в следующем: 1. Власть государства едина и нераздельна, ибо она "сводит волю своих граждан в единую волю". Государство не может быть партикулярным, социально-классовым, оно существует исключительно ради общего блага. Сущность государства, по Гоббсу, в том и состоит, что вся власть сосредоточивается в руках одного человека или собрания людей, 2. Люди, создавая с помощью договора государство, тем самым как бы заранее санкционировали все его возможные действия и как бы заранее признали себя ответственными за любые действия верховной власти. Отсюда вывод (резко отличающийся от выводов других представителей теорий естественного права и общественного договора): граждане не имеют права на восстание. Суверен не отчитывается за свои действия перед подданными. "Верховная власть не может быть по праву уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была установлена" (антидемократическая трактовка демократической по смыслу теории общественного договора: общественный договор у Гоббса носит безусловный и нерасторжимый характер), 3. Верховная власть обладает абсолютным суверенитетом. Государство - это не только единое лицо, но и единственный авторитет, единственное мерило добра и зла, С этой точки зрения, "неправильных" форм правления (вспомним Платона, Аристотеля и др.) как бы вообще не существует в мире. При этом абсолютная власть государства оправдывается Гоббсом следующим образом: "Верховная власть не столь пагубна, как ее отсутствие" (власть государства в любом обществе и в любой форме есть "общественное благо", "res publica"). Таким образом, единственной альтернативой безгосударственному состоянию провозглашается неограниченная государственная власть. Недаром Гоббс выступил противником разделения властей и пытался доказать, что разделение власти стало одной из причин гражданской войны в Англии. Идея общественного договора имела большое прогрессивное содержание: 1. В силу своего светского и революционного характера она противостояла концепциям божественного происхождения государства. Если государство возникло не по божественному установлению, а в результате добровольного соглашения людей, то формы государственной жизни могут быть изменены в любое время этими же людьми. 2. Эта идея подрывала легитимность династического способа получения власти и своим острием была направлена против любой формы монархической власти. 3. Эта идея имела ярко выраженный демократический характер: государство создается людьми и служит людям. Охрана прирожденных и неотъемлемых прав на жизнь, личную безопасность и т.п. есть главная забота государства. ТЕОРИЯ "РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ". Эта теория базируется на основных положениях теории "естественного права" и "общественного договора', Однако с необходимостью она вытекает лишь из некоторых вариантов данных теорий. Так, она одинаково чужда Т.Гоббсу, отстаивавшему приоритет государства в отношении индивидов, и Ж.-Ж.Руссо, провозглашавшему приоритет общества над личностью. Лишь в концепции Д.Локка, исходившего из первенства прав и свобод гражданина в отношении государства, теория "разделения властей" заняла центральное место.
ДЖОН ЛОКК (1632-1704) - выдающийся английский философ-просветитель, который в области политической мысли признается одним из основателей либерализма. В своем известном труде "Два трактата о государственном правлении" он развивает либерально-демократическое учение о государстве, о правах и свободах личности как основе общественно-политической жизни и выдвигает плодотворную идею разделения властей. Как один из представителей школы "естественного права", Локк уверен, что люди до возникновения государства пребывали в естественном состоянии. Однако, в отличие от Гоббса, он не считал, что в предгосударственном сообществе идет "война всех против всех". Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, "при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого". Чтобы нормы общежития соблюдались, природа наделила каждого человека возможностью судить преступивших законы общения и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, Это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. Поэтому из страха за свои естественные права (свобода, равенство, собственность) и в целях их надежного обеспечения люди соглашаются образовать политическое сообщество, то есть учредить государство. Таким образом, Локк акцентирует внимание на моменте согласил: "Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа". Он подчеркивает, что государство возникает не вопреки, а в соответствии с естественным правом. У Локка не может быть и речи о полном отказе индивидов от принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства, как это имело место в учении Гоббса. Право на жизнь и владение имуществом, на свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Это -неотчуждаемые ценности, очерчивающие границы власти и действия государства. Государство должно быть устроено так, чтобы не посягать на естественные права человека. Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же эта цель в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу, "владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д." Суверенитет народа, по Локку, в конечном счете выше и значительнее суверенитета созданного им государства. Это ясно обнаруживается в кризисный ситуациях. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным. Таким образом, Локк впервые разделил личность, общество и государство. Личности создают общество, а общество создает государство. Если у Гоббса гражданское общество слито с государством и противостоит естественному состоянию, не знающему законов и государственного управления, то у Локка общество уже есть до государства. Поскольку гражданское общество и государство это не одно и то же, то падение того или иного государства вовсе не означает падения общества. Общество затем может создать другую, более разумную власть. Главное: пределы власти государства суть естественные права подданных. Локк ограничивает государство по содержанию (общественным благом) и по форме (общественным договором). Государство может действовать только в целях защиты прав личности (государство как "ночной сторож"). По Гоббсу получалось, что все люди, покинув естественное состояние и перейдя к государственной жизни, отныне сдерживаются законами государства, но один-единственный человек (суверен) стоит вне закона и как бы по-прежнему пребывает в естественном состоянии. С точки зрения Гоббса, мир среди людей способно обеспечить лишь мощное государство. Здесь в основу законности положена сила, то есть отождествляются сила закона и закон силы (действует принцип: где Сила, там и Закон). Локк стремится преодолеть авторитаризм политического учения Гоббса. Он задается вопросом: что будет, если Левиафан перестанет обслуживать нужды народа и станет служить исключительно самому себе? Мыслитель формулирует задачу обуздания Левиафана следующим образом: концентрация власти в руках верховной власти может и не обессиливать граждан, но только в том случае, если эта власть устроена надлежащим образом (поставлена под власть закона). Согласно теории общественного договора, индивид обладает "естественными" правами и свободами независимо от государства: они вытекают из его природы, а не даруются государством, Государство есть лишь результат договора между людьми. Оно создано исключительно ради охраны их естественных нрав. Государство законно только в том случае, если уважает эти естественные права и обеспечивает их реализацию. Если же государство не выполняет своих обязательств, принятых по договору, если систематически и грубо нарушает права человека, то граждане имеют право на восстание против такого государства. Возникает идея о принудительном ограничении принуждающей силы государства. По Локку, реализация "главной и великой цели" политического сообщества непременно требует, чтобы властные полномочия государства были четко разграничены и поделены между разными органами. При этом мыслитель не просто постулирует необходимость "уравновесить власть правительства" путем передачи отдельных ее частей в разные руки, но намечает общие принципы взаимодействия этих отдельных элементов власти. Различные типы власти располагаются Локком в иерархическом порядке: 1. Законодательная власть -верховная, хотя и не абсолютная власть. Правомочие принимать законы принадлежит только представительному учреждению всей нации, то есть парламенту. Законодательная власть - это коллективный орган, избранный народом на определенное время (то есть временный орган). Сотворя законы, эта ветвь власти уступает место другой. 2. Исполнительная власть призвана претворять законы в жизнь и наблюдать за их исполнением. Хотя эта власть подчиняется законодательной (осуществляется монархом или кабинетом министров), но не является пассивным придатком первой, активно влияет на нее. Например, исполнительная власть имеет право созывать парламент. Отдельная исполнительная власть необходима не только потому, что исполнение законов нуждается в постоянном наблюдении ("временная" законодательная власть не справилась бы с этой задачей), но также потому, что в принципе невозможно создать законы, годные на все времена. 3. Федеративная власть ведает сношениями с другими государствами (Локк не выделил судебную власть в качестве отдельной и самостоятельной). Все эти соображения Д.Локка о дифференциации, принципах распределения, взаимодействии отдельных частей единого государственного механизма были развиты французским юристом Ш. Монтескье в его работах "Два трактата о государственном правлении" и "О духе законов". ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ (1689-1755) - в отличие от своего соотечественника Руссо - высказывает убеждение, что наилучшей формой народовластия является правление парода, осуществляемое не прямо (референдумы и т.п.), а опосредованно, через доверенных лиц. Монтескье, как и Руссо, исходит из понятия "народной воли", однако трактует ее совершенно иначе: народная воля - это не начало, а венец, это не готовой, всегда равная себе данность или субстанция, а лишь некоторое потенциальное единство разнообразных мнений и устремлений. По Монтескье, Руссо, конечно, прав, когда предупреждает об опасности перепоручения народом своих законодательных полномочий (опасность полного отчуждения депутата от избирателей), но еще более опасна угроза самоотчуждения народа (подавление меньшинства, деперсонализация и т.п.): прямая демократия грозит перерасти в охлократию. Да и организовать непосредственное народоправство возможно лишь в маленьких государствах, поэтому даже Руссо был вынужден сделать оговорку - поскольку прямое самоуправление народа "невозможно в больших государствах и сопряжено со многими неудобствами даже в малых, то надо, чтобы народ делал через своих представителей все то, чего он не может сделать сам". Правда, у Руссо представители народа должны быть не более чем подчиненными слугами (выполняют "наказ", обязывающее поручение, то есть просто выражают и представляют чужое мнение), а не свободными выразителями собственной точки зрения, хотя бы они были более способными к законотворчеству, чем делегировавшая их масса. Надо отметить, что последующее развитие государственного управления пойдет по пути совмещения прямой (Руссо и др.) и опосредованной (Монтескье и др.) форм демократии. На сегодняшний день известно не менее ста моделей парламентского правления, но все они представляют собой те или иные способы соединения представительного и плебисцитарного начала. Главная модель Монтескье та же, что и у Д.Локка: политическая свобода может иметь место только там, где исключена возможность злоупотребления властью. Когда народ не имеет возможности контролировать исходящую от него власть, надо чтобы она контролировала саму себя. Предотвратить поползновения власти на всевластие можно с помощью разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную (Монтескье вводит судебную ветвь власти и этим выстраивает современную схему функционирования верховной власти). Ш.Монтескье пишет: "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга": "Если власть законодательная и дополнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет' и т.д. При этом Монтескье отмечает, что законодательная власть лучше и эффективнее устраивается множеством людей, тогда как исполнительная, наоборот,- немногими или одним (для оперативности принятия решений и пр.). Продолжая развивать мысли Д.Локка, мыслитель констатирует: вследствие того, что исполнительная власть ограничена по самой своей природе (вынуждена исполнять законы, принятые другой ветвью власти), законодательная власть не должна иметь права приостанавливать действия исполнительной власти. Основные положения теории разделения властей Шарля Монтескье нашли отражение в "Декларации прав человека и гражданина" (1789), где было провозглашено: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" (статья 16), Принцип разделения властей станет базовым в функционировании демократически устроенных государств. Свое практическое воплощение он найдет в системе "сдержек и противовесов", которая будет реализована в Конституции США (1787).
В течение ХVII-ХVIII вв. религия окончательно перестала быть универсальной организующей формой на территории Западной Европы, так как, с одной стороны, создание национальных государств привело к идеологизации церковной жизни (сращивание религии с государством),а с другой - протестантизм резко возвысил значение индивидуального начала, в том числе - и в нерелигиозных сферах. Уже в ХVI-ХVII вв. начинает формироваться правосознание в такой своей форме, как внеконфессиональная концепция индивидуальных прав и свобод человека. Право осознается не только как закон (повеление, внешнее принуждение), но и как свобода (разрешение, ограничение внешнего принуждения). Отныне сам закон это уже не просто наказание, но и защита. Локк, Вольтер, Монтескье, Мирабо, Беккариа, Юм и др. показали, что указное, запретительное право ("Все, что не разрешено, запрещено") и свобода в виде привилегий (любая индивидуальная или коллективная свобода в феодальном обществе это всегда "особое право", "пожалованная вольность") сковывают общественную инициативу и не дают гарантий свободы, жизни и собственности индивида. Переход к буржуазному обществу потребовал нового, "юридического мировоззрения", в соответствии с которым права и свободы одинаково распространялись на всех и каждого. Начинает формироваться разрешительно-утверждающее право ("Все, что не запрещено, разрешено"), которое в своем первоначальном виде было осмыслено как "естественное право". Итак, мыслители Нового времени попытались без ссылок на Библию (а с опорой на учение о "природе" человека) проанализировать систему социально-политических отношений, Просвещение секуляризировало европейское общественное сознание, исходной точкой отсчета моральных, государственных и прочих состояний общества становится "человеческая природа". Человеческая сущность всегда хороша (неизменна), а негодные общественные порядки "извращают" человеческую натуру: "Человек по природе добр" (Мирабо), а приходится быть злым; "Человек рожден свободным, а между тем он повсюду в цепях" (Руссо) и т.п. В проблематике противопоставления "естественного" и социального оказалось заложенным будущее сопоставление гражданского общества и государства, противопоставление правового государства и тоталитаризма. С точки зрения теории "естественного права" права и свободы человека у него уже были до появления государства, религии и т.п. Отсюда тот огромный потенциал мобилизирующей силы теории "естественного права". Но здесь же и ее коренной недостаток (осознанный позднее): права человека это не столько источник цивилизации, сколько продукт и проявление конкретно-исторического развития общества. Учение о правах и свободах индивида наиболее эффективно было разработано группой французских просветителей (Вольтер, Гольбах, Гельвеции, Дидро и др.). Недаром именно в преамбуле французской "Декларации прав человека и гражданина" будет сказано: "...забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств". Главная мысль заключалась в том, что переход от естественного к гражданском состоянию не отменяет, а создает новый вид свободы -политическую свободу, которая, по словам Монтескье, "состоит не в том, чтобы делать все, что хочется... Свобода есть право делать все, что дозволено законами". Просветители не были только теоретиками. Правовая теория французских энциклопедистов нашла свое практическое воплощение в "Декларации прав человека и гражданина" (1789), положившей начало Великой французской революции (1789-1794). Декларация состоит из 17 статей, в которых реализовано требование "заменить правление людей правлением закона": 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут быть основаны только на общей пользе. 2. Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. 3. Источником суверенной власти является нация... 4. Свобода состоит в возможности делать все, что пе наносит вреда другому... и т.д. Конечно, это был далеко не первый документ позитивного права, дающего определение прав и свобод личности. Например, уже в "Великой хартии вольностей" (1215) было зафиксировано положение, что свободный человек может быть подвергнут какому-либо наказанию не иначе, как по приговору суда. В 1679 г., благодаря "Хабеас корпус акту", под охрану правовых норм попали уже все подданные английского короля. Можно вспомнить также "Вирджинский билль о правах" (1776) - первое конституционное закрепление прав человека на жизнь, свободу, собственность, счастье и безопасность, "Декларация прав человека и гражданина" стала одним из первых документов буржуазно-демократического конституционализма, в котором впервые детально излагались права и свободы личности. Затем (с 1795 по 1830 гг.) в Западной Европе будет принято более 70 конституций, в которых найдут отражение большинство статей данной Декларации,
США сложились как независимое государство в результате войны за независимость 1775-1783 гг., когда бывшие английские колонии в Америке отделились от метрополии. Революционно-освободительная война американского народа и американская политическая мысль эпохи становления государственности США оказали большое влияние на развитие политической мысли в Новое время. ТОМАС ПЕЙН (1737-1809) - один из наиболее радикальных американских мыслителей, автор знаменитых памфлетов "Здравый смысл" и "Права человека". Он первым предложил название "США". Главной темой размышлений Пейна было соотношение гражданского общества и государства. Пейн видел различие между обществом и государством в следующем: "Общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь". "Общество в любом состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае - зло нестерпимое..." Из идеи народного суверенитета Пейн сделал вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления, что в конкретных исторических обстоятельствах вылилось в требование отделения колоний от Англии. ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (1743-1826) - американский политический деятель, автор Декларации независимости США. Опираясь на Пейна в воззрениях на частную собственность (право собственности есть приобретенное право, есть "недоплата работникам"), не включил право на частную собственность в перечень неотъемлемых прав человека при составлении Декларации независимости. В противоположность локковой триаде "жизнь, свобода, собственность" Джефферсон предлагает иной базовый набор естественных прав человека: жизнь, свобода и достижение счастья. Хотя Джефферсон был третьим президентом США (дважды избирался президентом США - 1801.1804). тем не менее ему была присуща весьма либеральная концепция взаимоотношений государства и гражданского общества. Общество - это естественное, а не искусственное образование, присущее человеку со дня его творения. Оно первично по отношению к государству и всем другим социальным институтам и обозначает добро, государство же носит вторичный характер и олицетворяет собой зло, возникшее в сообществе людей единственно из-за ослабления естественных моральных основ. В силу происхождения государственной власти (она создана народом в общественном договоре) и в силу условий осуществления власти (требуется согласие народа) - народ вправе изменять и уничтожать существующую форму правления, если правительство стремится к деспотизму. Свержение такого правительства даже является "долгом и правом народа". Джефферсон стал одним из критиков Конституции США 1787 года за ряд антидемократических черт (сохранение рабства, отсутствие прав и свобод граждан и т.п.). По инициативе Джефферсона и ряда других деятелей были приняты первые десять дополнений к Конституции США в виде знаменитого Билля о правах (1791). ДЖОН АДАМС (1735-1826) - автор первого фундаментального труда по вопросам политической науки, один из идеологов консерватизма. Адамс обосновал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти - законодательной, исполнительной и судебной. С его точки зрения, все простые формы правления - монархия, аристократия и демократия - являются воплощением деспотизма, поэтому необходимо ввести смешанную форму правления: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента - все вместе образуют сбалансированную форму публичной власти. ДЖЕЙМС МЭДИСОН (1751-1836) - отец американской конституции, четвертый по счету президент США, один из авторов знаменитого сборника статей "Федералист". Согласно Мэдисону, народ - единственный источник политической власти, а выборы - характерная черта республиканского правления. Однако мыслитель настороженно относился к демократии, считал, что большинство тиранично в отношении меньшинства и не может гарантировать свободу меньшинству. С точки зрения Мэдисона, только республика избавит от пагубных последствий "фракции большинства", а для этого необходимо создать механизм делегирования полномочий государственного управления небольшому числу граждан, избираемых остальными гражданами (отсюда - институт выборщиков президента США и другие особенности политической системы США). Мэдисон творчески реализовал теорию разделения властей, изобретя систему "сдержек и противовесов": каждая составная часть политической власти должна быть средством сдерживания остальных частей, что исключит диктатуру в любой ее форме. Мэдисон считал, что народный суверенитет и власть большинства - слабые сдерживающие факторы для правителей (реальная власть всегда у меньшинства). Да и периодически проводимые всенародные выборы также не спасают от тирании. Поэтому необходим не "внешний" фактор, а "внутренний" регулятор (по принципу самосдерживания) власти. Этот регулятор и есть система "сдержек и противовесов": структурное разделение властей и их уравновешивание вследствие этого. Конечно, концепция Мэдисона явно недооценивала "внешние" (социальные) факторы, сдерживающие власть (общественно-политические организации, политические партии, средства массовой информации, общественное мнение и т.д. А они в XX веке как раз и получили большое значение). Отсюда - явное преувеличение значимости самой системы "сдержек и противовесов". Этим как бы вообще снималась проблема контроля большинства (народа) над меньшинством (правительством). Тем не менее, система сдержек и противовесов нашла всеобщее одобрение и применение. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США (от лат. declaratio - объявление, провозглашение), написанная Джефферсоном при участии Б.Франклина и Дж. Адамса и принятая в 1776 г. единогласно Вторым Континентальным конгрессом представителей английских колоний в Северной Америке, провозгласила отделение этих колоний от Англии (образование США). Декларация независимости была принята в самом начале войны за независимость, по результатам которой Англия в 1783 г. признала суверенитет США. В Декларации независимости воспроизводится логика и аргументация естественных и неотчуждаемых прав человека: "Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их Творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя отправление справедливой власти с согласия управляемых; если какая-либо форма правления разрушает эти принципы, то право народа состоит в том, чтобы изменить или упразднить ее и установить новую правительственную власть, закладывающую в свое основание такие принципы и организующую свои полномочия в такой форме, какие, по мнению народа, кажутся более всего подходящими для обеспечения его безопасности и счастья". Таким образом, впервые в истории Естественные права" из теории превращаются в признанные законом личные права граждан: государственное признание прав личности ставит преграду государственному произволу. Декларация независимости США стала первым в истории актом, который провозгласил идею народного суверенитета как главного принципа государственной жизни: "Все люди сотворены равными... народ имеет право изменить или уничтожить несправедливую власть и учредить новое правительство". Таким образом, потребность в смене правительственной власти становится необходимой и неотложной с того момента, когда власть обнаруживает свое намерение подчинить народ своему произвольному или абсолютному деспотизму. Далее в Декларации перечисляются те нарушения прав и свобод американских колонистов, которые были допущены английским монархом, и делается вывод о праве американского народа на политическое самоопределение и независимое существование. КОНСТИТУЦИЯ США (1787) была принята на основе проекта А.Гамильтона и разработана специально созданным конституционным Конвентом. Закрепила республиканский строй, ликвидировала все сословные привилегии, отменила дворянские титулы и звания, включила в себя систему обеспечения равновесия обособленных и взаимодействующих ветвей власти, Конституция США удивительно краткий документ: 7 статей (пять страниц машинописного текста). Однако она оказала огромное воздействие на политическое строительство во всем западном мире. Вот уже более 200 лет существует как Основной закон США. В 1791 г. в Конституцию США были внесены первые десять дополнений - принят Билль о правах. В нем провозглашаются такие права и свободы, как свобода собраний, слова, совести, право иметь оружие, устанавливается запрет арестов без постановления суда и пр. Очень важным было дополнение N5: частную собственность нельзя отбирать на общественное употребление без справедливого вознаграждения. Билль о правах явился важным завоеванием демократических сил США, он во многом скорректировал взгляды А.Гамильтона на природу власти в Америке: "править должна та власть, в руках которой прочно находится кошелек". Уже после того, как Верховный суд США закрепил за собой в 1803 г. право конституционного надзора, все основные стадии американской революции (война за независимость, выработка основных начал нового государственного устройства и закрепление их в практической жизни) получили, наконец, свое завершение. Итак, Конституция США впервые в истории законодательно оформила демократический общественно-политический строй. Естественно, в ходе дальнейшего развития США текст конституций нуждался в соответствующих изменениях. С момента своего возникновения в Конституцию США было внесено 26 поправок и дополнений. Последняя поправка (1971) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет. Можно выделить три основных политико-правовых принципа политической системы США: 1. Разделение властей: - независимость трех ветвей власти, которые представлены Конгрессом (законодательная власть), Президентом (исполнительная власть) и Верховным судом (судебная власть). Независимость (друг от друга) властей достигалась и гарантировалась тем, что каждая "ветвь" имеет различные сферы деятельности, а также тем, что каждая из них имеет разные источники формирования: Палата представителей избирается народом. Сенат формируется прямым делегированием двух сенаторов от каждого штага, Президент избирается народом косвенным образом - через коллегию выборщиков, а Верховный суд формируется Сенатом и Президентом; - разграничение между ними соответствующих функций: каждая ветвь власти занимается своей областью государственной жизни. Кстати, все органы власти имеют разные сроки полномочий: Палата представителей - два года, Сенат обновляется на треть каждые два года путем перевыборов, Президент избирается на четыре года, члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно; - взаимодействие трех ветвей власти. Система "сдержек и противовесов" предполагает их взаимоконтроль и взаимоуравновешивание. Например, Конгресс может отклонить представляемые Президентом законопроекты, а Президент, в свою очередь, утверждает законы, которые принимает Конгресс. При этом все три ветви власти одинаково не имеют права принимать законы, указы, постановления и т.п., которые бы шли вразрез или нарушали Конституцию США. Так, за всю историю США Верховный суд 77 раз признавал законы, принятые Конгрессом, антиконституционными. 2. Федерализм: Разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, передача части прав на места. Исторически США развивались от Конфедерации тринадцати штатов к федерации, а затем - к типично унитарному государству. До сих пор история развития США закреплена в государственной символике: флаг имеет 13 полос, 13 стрел в лапах у орла на государственном гербе и т.п. Штаты, считаясь суверенными государствами, реально не обладают главными атрибутами суверенитета: лишены внешнеполитических полномочий, ограничена их власть в финансовой сфере, они не могут выйти в одностороннем порядке из США, не могут изменить у себя форму правления и т.п. 3. Судебный конституционный надзор: Верховный суд США имеет право толкования Конституции и является окончательной инстанцией при решении спорных вопросов, Он имеет право признавать законы Конгресса и акты исполнительной власти несоответствующими Конституции США и, тем самым,- недействительными. Судебный конституционный надзор - мощное средство приспособления текущей деятельности законодательной и исполнительной власти к Конституции, по одновременно и средство приспособления текста Конституции к изменяющимся социально-политическим условиям (новая трактовка старых положений).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |