Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития мышления

Своеобразие словесной памяти.

Особенности памяти.

 

Своеобразие образной памяти:

 

При произвольном запоминании наглядного материала глухие дети отстают от нормально слышащих: в дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов.

В начале младшего школьного возраста имеют менее точные, чем их слышащие сверстники, образы памяти, поэтому путают места расположения предметов, сходных по изображению или функциональному назначению.

При дальнейшем обучении разница со слышащими детьми в успешности запоминания постепенно уменьшается.

Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания. Исследования произвольного запоминания глухими детьми показали, что у них системы образов оказываются менее дифференцированными и менее прочными.

Глухие школьники реже пользуются словесными обозначениями как средством для запоминания, а в случае использования таких обозначений менее точно характеризовали объект.

Недостаточная прочность запоминания.

У глухих детей изменение образов, хранящихся в памяти, совершается одновременно в двух направлениях: в направлении потери своеобразия запомнившегося объекта и в направлении усиления этого своеобразия.

Отмечается сходство словесного запоминания глухих и слышащих детей-оно происходит осмысленно.

На успешность запоминания слов глухими детьми оказывает влияние то, к какой грамматической категории относятся эти слова.

Трудности, испытываемые глухими детьми в запоминании слов, связаны с особенностями овладения ими словесной речью.

 

Развитие словесной памяти глухих детей (И. М. Соловьев).

Для первой стадии (I—Ill классы) характерен распространяющийся тип запоминания, т.е. прирост воспроизводимого материала от повторения к повторению. Для в т о р о и стадии (IV— VI классы) характерен охватывающий тип запоминания, при котором ребенок понимает и запоминает общий смысл текста и ключевые его слова, а в дальнейшем пополняет его недостающими элементами.

Для третьей стадии развития словесной памяти характерно полное понимание и запоминание текста (VII — VIII классы).

 

• в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов;

• глухие дети приобретают умение решать наглядно-действенные задачи в более старшем, чем слышащие, возрасте и более элементарными способами действия.

• обучение глухого ребенка речи, предусматривает предварительное знакомство с предметным содержанием речи. В переходе к следующей стадии — наглядно-образному мышлению — важная роль принадлежит речи. Усваивая обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами этих предметов;

• превалирование наглядных форм мышления над понятийными.

• У глухих детей старшего школьного возраста своеобразие в развитии наглядно-образного мышления обнаруживается лишь при решении сложных задач.

• В связи с более поздними сроками формирования наглядно-образного мышления, с замедленным развитием словесной речи у глухих детей переход на стадию словесно-логического мышления происходит в течение более длительного времени, завершается к семнадцати годам и даже позднее.

• Среди глухих детей можно выделить тех, которые по результатам развития мышления не отличаются от слышащих У глухих детей старшего школьного возраста своеобразие в развитии наглядно-образного мышления обнаруживается лишь при решении сложных задач.

• В связи с более поздними сроками формирования наглядно-образного мышления, с замедленным развитием словесной речи у глухих детей переход на стадию словесно-логического мышления происходит в течение более длительного времени, завершается к семнадцати годам и даже позднее.

• Среди глухих детей можно выделить тех, которые по результатам развития мышления не отличаются от слышащих.

 

Особенности развития словесно-логического мышления у глухих (Т.В. Розанова):

1. формирование речи как средства мыслительной деятельности на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне;

2. обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений;

3. это развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение);

4. это овладение глухими детьми началами логической грамоты, которые включают в себя усвоение принципов классификации, построение дедуктивных и индуктивных умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, целевых, условных).

Классификация детей по уровню развития наглядно-образного мышления (Т.В. Розанова):

1. Дети с относительно высоким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления, не уступают слышащим сверстникам по уровню развития наглядного мышления и отстают от слышащих по развитию понятийного мышления приблизительно на три года. Дети этой группы имеют высокую обучаемость, проявляют активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий. Они хорошо усваивают программу школы глухих на протяжении всех лет обучения. Однако они нуждаются в специальной помощи педагога (учителя и воспитателя) для всестороннего развития их личности.

2. Дети со средним уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления. Эти дети отстают от слышащих по развитию обоих видов мышления. Они обычно имеют в школе среднюю успеваемость, для продвижения в обучении нуждаются в постоянной помощи педагога.

3. Дети с низким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления. Они имеют низкую обучаемость, обычно заметно сниженную работоспособность. Нуждаются не только в индивидуальном подходе, но и более медленных темпах обучения по сравнению с детьми, составляющими первую и вторую группы.

4. Дети с высоким уровнем развития наглядного мышления и низким уровнем словесно-логического мышления. По уровню развития наглядного мышления эти дети не уступают своим слышащим сверстникам. Однако они имеют большие трудности в овладении речью. Дети этой группы обычно очень успешно справляются с привлекательными для них заданиями наглядно-практического характе­ра и вместе с тем испытывают большие трудности в усвоении школьной программы на протяжении всех лет обучения в школе.

5. Группа детей с относительно высоким развитием словесно-логического мышления при низком уровне развития наглядного мышления (самая малочисленная). У этих детей наблюдаются обычно высокие успехи в усвоении школьной программы на первых этапах обучения с постепенным снижением эффективности усвоения знаний в последующих классах. Однако в ряде случаев у таких детей на протяжении обучения в школе наблюдается компенсаторное развитие наглядного мышления и дальнейшее гармоническое развитие обоих видов мышления.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жестовая речь. Жестовая речь глухих возникает из потребности в общении | Внимание. В дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха, так же как у их слышащих сверстников, ведущим видом внимания явля­ется внимание непроизвольное
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.