Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жестовая речь. Жестовая речь глухих возникает из потребности в общении

Жестовая речь глухих возникает из потребности в общении. Специалист в области исследования жестовой речи Г.Л.Зайцева говорит о сложности структуры, системы общения глухих, поскольку она включает в себя две раз­новидности жестовой речи: русскую и калькирующую.

 

Русская жестовая речь - это общение при помощи средств русского жестового языка, самобытной лингвистической систе­мы, обладающей своеобразной лек­сикой, грамматикой. Устная словес­ная речь при таком высказывании не используется.

 

Калькирующая жестовая речь — это вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухими деть­ми словесной речи. Жесты являются эквивалентами слов, а порядок их следования — такой же, как в пред­ложении, т.е. этот вид речи кальки­рует лингвистическую структуру сло­весного языка. Жесты сопровождают устную речь говорящего. Большинство глухих владеют разными видами речи — и рус­ской жестовой речью, и калькирующей жестовой речью, и сло­весной речью (во всех ее формах). То есть у них наблюдается, по словам Г.Л. Зайцевой, своеобразное словесно-жестовое двуязы­чие, для которого характерны различный уровень владения каж­дым видом речи, распределение коммуникативных функций между взаимодействующими речевыми системами, взаимное влияние со­существующих речевых систем. Словесно-жестовое двуязычие глу­хих влияет на их психическое развитие в целом и отдельные его стороны — развитие памяти, мышления, личности.

Первые мимические жесты, которыми пользуется глухой ребенок, очень примитивны, естественны (например, он указывает на предмет, если хочет что-то попросить), Постепенно они усложняются, принимают условный характер, начиная выполнять функцию общения. Мимико-жестовая речь возникает на основе ощущений зрительных и двигательных.

Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам).

• Одной из существенных особенностей, наблюдающихся при овладении глухими детьми словесной речью, являются ошибки, характер которых различен на разных стадиях овладения речью.

• На ранних этапах усвоения словесной речи глухие дети часто не различают части речи и не всегда правильно ими пользуются, с трудом овладевают местоимениями и предлогами, неправильно используют суффиксы и окончания.

• В среднем школьном возрасте сохраняются ошибки, связанные с различением более тонких признаков системы языка (например, различение категорий рода и числа).

• К старшему школьному возрасту у глухих детей сохраняются ошибки, связанные с усвоением законов сочетания слов (ошибки согласования и управления).

 

Регулярный характер этих ошибок говорит о том, что в одних случаях они связаны с особенностями сенсорного опыта глухих, в других — со своеобразием развития их мышления, в третьих — с трудностями познания сложной природы языка.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности развития речи | Особенности развития мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.